Бюджетное регулирование как необходимое условие комплексного экономического развития страны
В статье рассмотрено место и роль бюджетного регулирования в структуре государственного регулирования, рассмотрен финансовый механизм бюджетного регулирования, определены его основные проблемы и пути их решения.
Ключевые слова: бюджет, регулирование, доходы, расходы, межбюджетные отношения.
Вокруг государственного регулирования экономики постоянно ведутся различные теоретические дискуссии и политические прения, но они ведутся не по поводу необходимости государственного регулирования, а о его целесообразных масштабах, формах, интенсивности и эффективности. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Каждый этап развития страны характеризуется определенным набором и структурой социально-экономических проблем, которые определяют направленность, методы и степень государственного регулирующего вмешательства в экономику страны.
Для получения максимальной эффективности от регулирующего воздействия государства должны быть созданы соответствующие условия к основным из которых можно отнести:
закрепление за государственными органами основных полномочий по определению стратегических ориентиров развития экономики, финансового сектора, правового регулирования и других;
присутствие эффективного государственного сектора (военно-промышленный комплекс, транспортный комплекс, природные ресурсы, жилищно-коммунальное хозяйство и др.), через который государство может напрямую осуществлять регулирующее воздействие;
концентрация и аккумулирование в государственных фондах значительных финансовых ресурсов, позволяющих государству оказывать регулирующее воздействие по различным секторам и территориям.
Располагая значительными финансовыми ресурсами, государство может оказывать целенаправленное серьезное воздействие на экономику страны, управляя совокупным общественным производством, спросом и предложением, инвестициями, стимулируя рост национального дохода. [1] Финансовые ресурсы государства концентрируются в бюджете. Составной и достаточно значимой частью государственного регулирования является бюджетное регулирование, которое представляет собойпроцесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.
Основным макроэкономическим ориентиром бюджетного регулирования экономики является достижение сбалансированности структуры экономики в долгосрочном периоде. В целях обеспечения результативности воздействия на экономические процессы, на параметры функционирования корпоративного сектора и возможности оценивать эффективность управленческого вмешательства стратегическая цель должна быть структурирована по различным уровням.
Эффективность бюджетного регулирования определяется содержанием и организацией бюджетных процедур, обеспечивающих поступление средств в бюджет и расходование средств из бюджета. Реформирование бюджета и экономики должно сопровождаться не только изменением количественных пропорций, масштаба распределения финансовых ресурсов и ВВП посредством бюджета, но и изменением качественной составляющей всех бюджетных процедур, что сказывается на эффективности бюджетного регулирования. [4]
Бюджетное регулирование включает три основные направления: регулирование межбюджетных отношений, регулирование бюджетных доходов, регулирование расходов бюджета, и реализуются посредством следующих методов бюджетного регулирования:
а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;
б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы;
в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних. Данные налоги принято именовать «регулирующие налоги»;
г) сбалансирование нижестоящего бюджета путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия);
д) межбюджетное кредитование в виде в виде бюджетного кредита или бюджетной ссуды;
е) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование.
Распределение всех видов бюджетных расходов по различным уровням бюджетной системы составляет начало процесса бюджетного регулирования. Существующий финансовый механизм бюджетного регулирования доходов заключается в закреплении за каждым уровнем бюджетной системы строго определенных видов налоговых доходов, реализации механизма регулирования посредством частичного изъятия налоговых и неналоговых доходов в пользу различных территориальных бюджетов.
Если не представляется возможным обеспечить расходы территориальных бюджетов необходимым объемом доходов, то предусматривается механизм дотационного выравнивания, когда посредством межбюджетных трансфертов в форме дотаций денежные средства из одного уровня бюджета передаются в нижестоящий уровень бюджета, что позволяет обеспечить бюджеты различных уровней достаточными доходами. С одной стороны, финансовое выравнивание предотвращает эффект асимметрии в результате внешних шоковых воздействий и односторонний экономический регресс, который может являться результатом разделения полномочий между регионами и их влияния на региональные экономические структуры. С другой стороны, данная система выполняет функцию перераспределения, уменьшая различия в налоговом потенциале, вызванные экономической дифференциацией регионов. Основная проблема состоит в том, в какой пропорции разделить средства межбюджетного регулирования между методами передачи средств в бюджеты (дотации, субсидии, субвенции) и между получателями этих средств.
Бюджетные системы некоторых стран строятся на основе принципов самостоятельности и автономности бюджетов, когда покрытие расходов каждого звена бюджетной системы осуществляется за счет поступлений из собственных закрепленных источников. Однако в силу объективных природных, экономических, социальных или иных причин некоторые регионы или территории не имеют возможности обеспечивать такую бюджетную сбалансированность. В таких случаях посредством реализации целевых программ, конечными адресатами которых являются непосредственно граждане, власть нивелирует такие бюджетные диспропорции. [2]
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах централизации и единства. При таком подходе доходы, закрепленные за различными звеньями бюджетной системы, не достаточны для покрытия потребностей в финансовых ресурсах обслуживаемых ими общественно-территориальных формирований, что требует наличия адекватного механизма бюджетного регулирования. Отличительной чертой и главной проблемой бюджетной системы Российской Федерации является ее несбалансированность.
По официальным статистическим данным посредством бюджета в Российской Федерации перераспределяется около 40 % ВВП, при этом большая часть доходов поступает в федеральный бюджет, в то время как преобладающая часть расходов финансируется из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Существует объективная необходимость бюджетного регулирования. Однако действующий механизм бюджетного регулирования проблему несбалансированности бюджетной системы государства не решает, поскольку практически не стимулирует социально-экономическое развитие территорий. Рост межбюджетных трансфертов ведет только к централизации контроля над движением денежных средств внутри страны.
На современном этапе развития политика бюджетного регулирования должна быть ориентирована на стимулирование региональных и местных органов власти на поиск дополнительных источников бюджетных доходов, максимальное снижение зависимости от финансовой помощи из бюджетов других уровней при сохранении своей сбалансированности, повышение эффективности механизма управления местными финансами. [3]
Для достижения такой цели является необходимым внедрение системы индикативного планирования и управления социально-экономическим развитием конкретных локальных территориальных образований. Все это требует установления критических значений индикаторов социально-экономического развития по различным направлениям в пределах конкретных локальных территориальных образований, наличие соглашения о взаимных обязательствах между Администрацией региона и входящими в него муниципальными образованиями, осуществление постоянного мониторинга реализации основных положений соглашений и осуществление мер регулирующего воздействия по улучшению социально-экономической ситуации.
Региональные бюджеты должны также активно участвовать в регулировании инвестиционных процессов в регионе. Важнейшими системными приоритетами экономической политики являются формирование комплексной региональной инновационной системы, создание механизма нормативно-правового регулирования и стимулирования инновационных процессов, обеспечение развития инфраструктуры инновационной деятельности.
Литература:
- Бармин, Д.А. Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России / Д. А. Бармин // Финансы и кредит. — 2009. — № 4. — С. 26–28.
- Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / Под ред.В. К. Сенчагова. — М.: Дело, 2011.
- Эскиев, М. А. Основные проблемы социально-экономического развития региона [Текст] / М. А. Эскиев, М. И. Чажаев, Р. А. Ялмаев // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 431–433
- Ялмаев, Р. А. Финансирование федеральных целевых программ в условиях послевоенного восстановления экономики: автореферат дис. … канд. экон. наук [Текст]/Р. А. Ялмаев. -Волгоград, 2007. -27 с.