Институт мировых судей в современной России существует чуть более чем 15 лет. Впервые в современной России институт мировых судей был упомянут в Федеральном Конституционном законе «О судебной системе РФ» 1996 г. [1], в котором указывалось: «мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ».
17 декабря 1998 г. Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» [2] введен институт мировых судей.
Однако нельзя говорить о том, что он является абсолютно новым для российской системы правосудья. Это будет неверным утверждением. Корни российского мирового правосудия уходят в дореволюционную эпоху. Несмотря на тот факт, что статей по вопросу исторического развития мирового правосудия в России было написано немало, данная тема до сих пор остается актуальной.
Судебная реформа Александра II коренным образом изменила всю систему российского правосудия.
В ходе реформы был создан всесословный суд, т. е. единый суд для всех сословий (кроме крестьянского суда по мельчайшим делам), где гарантировалось равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса.
Кроме того, впервые в России появился институт адвокатуры, присяжных заседателей и иные институты.
Одним из важнейших преобразований системы правосудия в период правления Александра II стало учреждение выборных мировых судей.
Одной из причин создания института мировых судей явилась необходимость отделения суда от полиции. Также необходимость создания такого рода института была связана и с тем фактом, что судебная система России до реформ Александра II носила сословный характер, процветала коррупция и превышение чиновниками своих должностных полномочий.
20 ноября 1864 года были утверждены новые судебные Уставы, вошедшие в заключительный XVI том Свода Законов Российской Империи. Согласно этим уставам, создавались две судебные системы: местные (волостные, мировые суды, мировые судьи и их съезды) и общие (окружные, создаваемые для нескольких уездов, затем судебные палаты по уголовным и гражданским делам, которые распространяли свою деятельность на несколько губерний, кассационные (по уголовным и гражданским делам) департаменты Сената).
Избрание мировых судей происходило через уездное земское собрание и городскую думу. Под юрисдикцией мировых судей находились дела о мелких преступлениях, наказанием за которые обычно было кратковременным арестом, не более трёх месяцев либо заключением в работный дом на срок до одного года или штрафом на сумму не больше трёхсот рублей. В гражданско-правовой сфере на них ложилась ответственность на рассмотрение дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше пятисот рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение и по личным обязательствам и договорам на сумму не более трёхсот рублей.
Создание мирового суда было, в определенной степени, настоящей ломкой привычного уклада отношений, мыслей, привычек, сложившихся в условиях старого порядка, сословного, закрытого, заволокиченного суда. Доступный, скорый и справедливый суд ожидался давно. И тем острее воспринималась новизна принципов Судебных уставов; по-иному построенная работа новых учреждений вызывала неподдельный интерес.
Дореволюционный историк Г. А. Джаншиева справедливо отметил, что «…Назначением мирового института было внесение в сферу повседневных гражданских отношений первых элементов благоустроенного общежития — сознания гражданами своих прав и обязанностей. Если новый гласный суд называют — и справедливо называют — школою гражданского воспитания, то мировые учреждения с тысячами камер, разбросанных по самым отдаленным захолустьям нашего обширного отечества, являлись первою и самою важною ступенью этой школы» [3].
Мировая юстиция в период судебных реформ Александра II стала эффективным судебным институтом, поскольку мировой суд был максимально приближен к населению, являлся обособленной замкнутой системой, которая функционировала на принципах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.
В лице мировых судей законодатель создал суд, рассматривающий маловажные дела и отвечающий таким требованиям, как доступность, разветвленность, быстрота, единоличное рассмотрение дел. Высшей целью этих судов являлось примирение сторон.
Мировой суд в Российской империи существовал 25 лет, однако Законом от 12 июня 1889 г. «О земских участковых начальниках» в большей части мировые суды были упразднены, они сохранились лишь в столицах и в нескольких крупных городах.
В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но ненадолго.
Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.
Однако спустя 80 лет Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» данный институт был возрожден. При этом несмотря на метаморфозы произошедшие в российском государстве за эти годы, можно с полной уверенностью утверждать, что деятельность современных мировых судов (судей) во многом основана на тех правовых началах, которые были присущи мировому правосудию в дореволюционной России. Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Они являются носителями судебной власти. Мировые судьи независимы при осуществлении правосудия и подчиняются только Конституции Российской Федерации, Федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Таким образом, мировая юстиция существует в нашей стране больше пятнадцать лет и за это время успела себя проявить как эффективный инструмент обеспечения судебной защиты прав граждан России.
Литература:
- О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014)// Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 1. — Ст. 1.
- О мировых судьях в Российской Федерации: федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 51. — Ст. 6270
- Джаншиев Г. А. Эпоха Великих реформ [Текст] / Г. А. Джаншиев. — М.: Территория будущего, 2008. — 496 с.