Статья посвящена анализу использования винтажного стиля в современных открытках, причинами обращения к которому являются поиски индивидуальности и проявления эскапизма. Выделены основные разновидности данного направления: винтаж, шебби-шик, эритаж, стимпанк.
Ключевые слова: винтаж, индивидуализация, эскапизм, открытки.
Одной из отличительных особенностей нашего времени является повышенный интерес к предметам и явлениям прошлых эпох, который становится источником новых тенденций и оригинальных идей. Это направление, получившее название «винтаж», характерно для многих сфер культуры: архитектуры, искусства, моды, кинематографии, музыки, фотографии и др.
Истоки понятия «винтаж» уходят в область виноделия. Этот термин означает вина или урожай определенного года и применяется к высококачественным винам (лат. «vindemia», ст. фр. «vendenge» — сбор винограда). Кроме того, слово «винтаж» употребляется и в переносном смысле, обозначая стилизованное направление в моде и искусстве, цель которого — возродить модные течения прошедших эпох. Тем не менее, на сегодняшний день понятие «винтаж» не имеет четкого определения ни в словарях, ни в научно-исследовательской литературе, что говорит об актуальности и необходимости изучения этого явления.
Возросшая с конца ХХ в. популярность понятия «винтаж» стала привлекать к себе внимание представителей научного сообщества. Ряд работ и публикаций посвящены искусствоведческому и историко-культурному анализу этого феномена, а также определению причин обращения к винтажу современных художников и дизайнеров. Так, по мнению Козловой Е. Э., актуальность винтажа объясняется его связью с процессом антиглобализации и экологизации в производстве, в частности в индустрии моды. «Страх утраты самоидентификации, разочарование в ценностях общества массового потребления, развитие процессов виртуализации и глобализации современной культуры и моды стали основными причинами обращения к стилю винтаж как к поиску индивидуальности» [3, с. 285]. Кроме того, винтаж — это проявление эскапизма (англ. «escape» — побег), стремление человека отстраниться от проблем реальности, трудностей современного мира. Прошлое уже прожито, познано, а значит безопасно, и такое возвращение возможно через старые, винтажные вещи.
Винтаж ассоциируется с уникальностью, рукотворностью, аутентичностью. Обладатель винтажной вещи превращается в хранителя и коллекционера антикварной ценности. В винтаже черпают вдохновение представители многих культурных областей: от создателей шедевров модной индустрии, представителей архитектурного и современного дизайна, до авторов образцов малоформатной продукции, такой, как, например, открытки.
Открытка (открытое письмо, почтовая карточка) появилась в XIX веке как новое, более дешевое средство почтовой корреспонденции и была очень востребована вплоть до конца ХХ века, когда в обиход вошли современные средства связи. С возникновением иллюстрированных почтовых карточек открытка выделилась в самостоятельную отрасль графики. Выпуском иллюстрированных открыток в России занимались различные издательства, одним из крупнейших было издательство Евгеньевской общины сестер милосердия Красного Креста. Их первые открытки были изданы весной 1897 г. по специально сделанным акварельным рисункам Н. Н. Каразина [6, с. 8]. В последствии издательство Евгеньевской общины сотрудничало со многими известными художниками того времени: И. Е. Репиным, М. В. Нестеровым, В. М. Васнецовым, Е. М. Бем и др. Кроме художественных открыток выпускались карточки с фотографиями различных видов местностей, достопримечательностей, документальных изображений людей, животных, цветов, бытовых сценок, событий и т. д. Это богатое наследие высоко ценится филокартистами. Для них, специалистов в области коллекционирования и изучения почтовых открыток, это не просто антикварные образцы, это исторические документы.
Сегодня открытки XIX-XX вв. причисляются к разряду винтажа и вызывают живой интерес не только в среде специалистов, но и простых обывателей. Популярность винтажной открытки подтверждают многочисленные выставки, на которых посетители знакомятся с историей почтовой карточки и почтовой службы в целом, узнают о возникновении и развитии различных праздников (Новый год, Рождество, 8 Марта и т. д.). Основываясь на документальных фотооткрытках, организаторы экспозиций рассказывают местные краеведческие хроники. Особым интересом в последнее время пользуется тема китча в открытках XX в. как отечественного, так и зарубежного производства, что превратилось в своего рода свидетельство исторической памяти, ностальгию по ушедшим временам.
С начала XXI в. широкое распространение получило увлечение кардмейкингом (англ. «cardmaking») — изготовление открыток ручной работы (англ. «hand-madecards»). Если сначала это было одним из видов рукоделия, способом проведения досуга, то в последнее время открытки ручной работы перешли в категорию эксклюзивных изделий. Все чаще производственные фирмы включают в свой ассортимент рукотворные открытки, выполненные в винтажном стиле, которые пользуются большим спросом, поскольку существуют чаще всего в единственном экземпляре, кроме того, обращение к ретроспективным образцам как нельзя лучше соответствует современной тенденции индивидуализации. Именно винтаж олицетворяет собой уникальность, нетленность и универсальную ценность. Современное увлечение винтажем из простой любви к красоте прошлого переросло в серьезное направление, о чем свидетельствует обособление отдельных стилей таких, как: шебби-шик, эритаж, стимпанк.
Сам по себе винтаж, как разновидность ложно-старого стиля, предполагает искусственное воссоздание прошлого в открытках. При изготовлении винтажных открыток используются репродукции фотографий прошлых лет, либо искусственно состаренные картинки. Широко применяются различные аксессуары — детали украшений, ткани и другие декоративные элементы, отражающие дух прошлых веков. Изображения, как правило, выполняются в черно-белом цвете или в сепии. Общий колорит винтажных открыток выдержан в бежево-коричневой гамме, ассоциирующейся с цветом старой бумаги (рис. 1).
Рис. 1. Открытка в винтажном стиле (автор Dorota Kopeć)
Одним из наиболее распространенных стилей, используемых при изготовлении открыток является стиль шебби-шик (англ. shabbychic), «потертый шик». Он появился в 80-х гг. прошлого столетия, его основателем считают Рэйчел Эшвелл (Rachel Ashwell). Открытки, выполненные в стиле шебби-шик отличаются преобладанием белого цвета и использованием пастельных оттенков: нежно-розовых, салатных, бледно-голубых, светло-серых, бежевых и т. д., что создает эффект выгоревшей краски. Для усиления эффекта старины используются потертости, имитация кракелюра. В дизайне открыток используется декоративная бумага с нежным цветочным рисунком, имитирующая натуральную ткань (лен, хлопок, шелк, атлас). Часто в подобных открытках присутствует текстильная отделка из кружев и лент, применяется бисер и бусины (рис. 2).
Рис. 2. Открытка в стиле шебби-шик (автор Dorota Kopeć)
Популярной разновидностью винтажного направления является стиль эритаж (англ. heritage) — «наследие». Изначально этот стиль предназначался для изготовления альбомов и родовых книг, позже его стали применять при создании открыток. Основная особенность стиля эритаж заключается в использовании подлинных фотографий или их копий, а не искусственно состаренных современных изображений. При декоре используются оригинальные элементы, характерные для времени, которое автор старается передать: марки, билеты, письма, карты и т. д. (Рис. 3).
Рис. 3. Открытка в стиле эритаж (автор Monica E. Johansen)
Распространенной тенденцией обращения к прошлому в открытках является стиль стимпанк. Он используется во многих областях культуры: искусстве, моде, литературе, музыке, кинематографе и др. Это направление в научной фантастике, подразумевающее альтернативное развитие цивилизации, особенность которого состоит в совершенном владении технологией паровых машин и механикой. Общая стилизация стимпанка отражает эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX в.) и эпоху раннего капитализма. Термин «стимпанк» был придуман писателем Кевином Джетером в конце 1980-х гг. В дизайне открыток используются изображения фабрично-городского пейзажа, различные высоко-технологичные паровые машины, детали двигателей и механизмов: элементы клепаного металла, шестеренки, аналоговые циферблаты, механические протезы и т. д. (рис. 4).
Рис. 4. Открытка в стиле стимпанк (автор Anna Dabrowska)
Описанные стили винтажного направления и их характерные черты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Название стиля |
Цветовая гамма |
Декоративные элементы |
Винтаж |
Бежевые, коричневые оттенки |
Фотографии и изображения с эффектом сепии, детали и украшения, стилизованные под старину |
Шебби-шик |
Белый цвет, пастельные оттенки |
Ткань с цветочным рисунком, кружево, ленты, украшения с эффектом потертости, имитация кракелюра |
Эрмитаж |
Темные, приглушенные цвета |
Подлинные изображения и документы или их копии, старые элементы декора |
Стимпанк |
Оттенки коричневого (от свтело-бежевого до черного), цвет меди, латуни. |
Изображения фабричных пейзажей и паровых машин, имитация механических деталей (шестеренки, циферблаты, клепаные элементы |
Массовое увлечение изготовлением открыток в винтажном стиле стало одним из факторов развития производства специальных товаров и материалов для создания изделий «под старину». В настоящее время производится обширный ассортимент бумаги в винтажном стиле с характерным рисунком, цветовой гаммой и эффектом потертости. Дизайнеры ежегодно разрабатывают новые наборы аксессуаров, выдержанных в ложно-старых стилях: металлические фигурки и таблички с патиной, ленты и хлопковые кружева, тематические вырубки и наклейки и др. Репродуцируются изображения с открыток XIX-XX вв., а для имитации оттисков, переживших многие годы, художники создают искусственно изношенные рисунки для штампов.
Кроме расходных материалов производители выпускают различные товары для осуществления техники состаривания (англ. «distress»). Лидирующие позиции в этой области занимает компания «Рэйнджер Индастриз» («Reanger Industries») и ее креативный директор, дизайнер Тим Хольц (Tim Holtz). Они знамениты своими инновационными материалами, в частности, специальными чернилами для тонирования бумаги, штемпельными подушками для создания состаренных, нечетких оттисков, краской-кракелюром, дистресс-пудрой для эмбоссинга (создания объемных изображений) и т. д.
Таким образом, винтаж является не только актуальным течением и модным направлением в культуре начала XXI в., но и трансформируется, приобретая новые черты и тенденции в контексте различных видов творчества. Обращение к винтажу в современном социокультурном контексте — это поиск индивидуальности, попытки самоидентификации, стремление вернуться в прошлое через вещи, в которых можно увидеть историю. Использование винтажных мотивов в открытках придает ощущение уникальности, подлинности, рукотворности современной открыточной продукции.
Литература:
- Козлова Е. А. Винтаж как один из основных векторов развития идей и стилей в искусстве и практике моды XXI века: Автореферат дис. канд. искусствоведения — Санкт-Петербург, 2010. — 21 с.
- Козлова Е. Э. Винтаж как процесс антиглобализации в моде // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 43. — С. 167–171.
- Козлова Е. Э. Социокультурные процессы в моде винтаж. Мотивации и психология потребления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 115. — С. 284–289.
- Мусвик В. Оборотная сторона китча // Коммерсантъ. — 2005. — 28 марта. — № 53. — С. 22.
- Стили в скрапбукинге. — URL: http://vscrape.ru/scrap/style/ (Дата обращения: 09.08. 2015)
- Шлеев В. В., Файнштейн Э. Б. Художественные открытки и их собирание. М.: ИЗОГИЗ, 1960. — 36 с.