Дискурсивное взаимодействие в текстовом пространстве регионального рекламно-информационного журнала «Выбирай» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 30.11.2015

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Белькова, А. Е. Дискурсивное взаимодействие в текстовом пространстве регионального рекламно-информационного журнала «Выбирай» / А. Е. Белькова, А. И. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1071-1074. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23794/ (дата обращения: 18.12.2024).

 

Ключевые слова:дискурс, рекламно-информационный журнал «Выбирай», субдискурс,научно-популярный дискурс, публицистический дискурс, рекламный дискурс.

 

Актуальность настоящей работы определена сложностью понятия «дискурс» и его компонентов, а также описанию национального языка как действующей системы, что обуславливает его анализ, как одного из активно развивающихся направлений в лингвистике. В современном языкознании проводятся активные разработки исследований в области дискурса-текста: теории речевых актов, интеракциональной социолингвистики, этнографии коммуникации, прагматики, конверсационного и вариационного анализа (В. Л. Карасик, Т. М. Николаева, Н. Д. Артюнова, Ю. С. Степанова, В. Е. Чернявская, Е. А. Костяшина, А. Е. Белькова и др.). Среди аспектов изучения журнального дискурса мы выделяем: цель, форму существования и статус участников.

Целью написания данной статьи является определение проблемы дискурсивного взаимодействия в текстовом пространстве журнальных публикаций.

Объектом исследования выступает художественный стиль журнальной публикации, который представляет собой профессиональное коммуникационное воздействие участников дискурса, осуществляемое посредством рубрики, статьи, колонки, обзора, интервью, опроса, анонса.

Методологические подходы согласуются с известными методами анализа текстового пространства: описательного, логико-синтаксического, стилистического.

Материаломдля настоящей работыпослужил рекламно-информационный журнал «Выбирай», выпуск от 15 сентября 2015 года.

Журнал «Выбирай» представляет собой красочный гид по развлечениям больших городов. В нем всегда подробная, актуальная и всеобъемлющая информация о концертах, клубных вечеринках, городских праздниках, репертуаре кинотеатров и многом другом. Ежемесячно его советами пользуется более 2500000 читателей. Сеть журналов «Выбирай» охватывает 26 городов России, одним из которых является город Нижневартовск, а также Казахстан и Израиль. «Выбирай» является абсолютным лидером журнального рынка по рекламным сборам и количественному охвату премиальной аудитории.

В основе содержательной стороны «Выбирай» — многочисленные независимые обзоры и анонсы обо всем, что будет проходить в городе. «Выбирай» — самый тиражный нестоличный журнал с самой большой географией присутствия. На протяжении многих лет он стабильно берет первое место на премии НТС «Тираж — рекорд года» в номинации «Крупнейшая сеть региональных журналов». В настоящее время журнал выходит суммарным месячным тиражом 744.000 экземпляров.

В последнее время, лингвисты сходятся во мнении, что дискурс и жанр являются определяющими понятиями и это вполне очевидно. Журнальный дискурс воплощается в наборе речевых жанров, а речевой жанр не может существовать вне поля дискурса. Тексты регионального рекламно-информационного журнала «Выбирай» являются результатом сложного междискурсивного взаимодействия, реализующегося в особых требованиях к качеству информации.

Основными требованиями к качеству информации в журнале «Выбирай» были выделены следующие позиции:

          открытость авторской позиции — сочетание субъективно авторской и социально обусловленной (объективизированной) оценочности;

          высокий гражданский пафос;

          использование эмоционально — оценочной лексики, фразеологизмов, тропов, средств, повышающих коммуникативную направленность произведения, формирующие языковые и речевые средства выражения оценки;

          использование образа информированного, богатого духовно человека, стремящегося разделить с читателями свою точку зрения по поводу известных событий, убедить в справедливости той или иной их оценки;

          использование художественно-публицистического подстиля, ориентированного на создание заданного автором отношения к поднятой проблеме, путём создания аллегорий, развёрнутого образа и т. д. [1, с. 34].

Коммуникативную среду регионального рекламно-информационного журнала «Выбирай» можно охарактеризовать как сферу междискурсивного взаимодействия. Участниками дискурса являются авторы текстов: Анна Букреева — корреспондент; Александр Солодухин — магистр астрологии; Николай Молоков — редактор журнала, журналист; Юрий Богатенков и Антон Павлов — обозреватели, а также корреспонденты и авторы рубрик, имеющие псевдоним — Зоя Гадюкина, Элеонора Пармезан, vv-vv, AxlSchmidt, Майя Цзедун, репрезентирующих данный дискурс, и адресаты — читатели журнала.

Адресатом является потенциальный клиент института рекламы и читатель. Читатель журнала «Выбирай» это мужчины и женщины средних лет, имеющие работу, или постоянное хобби, на что указывают тексты:

«<…> Давайте учиться плохому. Например, посылать подальше, грубо и недвусмысленно, людей, которые страсть как достали. <…> Неплохо было бы научиться вставать огурцом после выходных, проведённых под барной стойкой, и чтобы начальник не учил. И чистить историю браузера».

«<…> А ещё, помните, чудовищно толстые хлопковые детские колготы, которые передавались из поколения в поколение и сносу той мерзости не было.

<…> Если муж не согласен с тобой — немедленно разведись, будущего нет, люди не меняются. Прессует начальник — увольняйся, нахамила соседка — переезжай, обсчитала продавщица — прекрати покупать у неё. Не позволяй собой манипулировать!».

«Я поняла, что не люблю своего мужа и хочу уйти от него. Я полюбила другого», — так коротко рассказала мне Наташка о своём отпуске, потому я попросила буквально в двух словах».

Механизмы дискурсивного взаимодействия, конфигурация и порядок субдискурсов могут быть выявлены через языковые особенности текстоврегионального рекламно-информационного журнала «Выбирай». Рассмотрим языковые средства, организующие текстовое пространство журнала:

  1.                Употребление аббревиатур: ЕГЭ, ТРЦ, ТЦ, МКАД, НВО, США, ВС, СБ, ТРК, МФК, СК, ОГЭ, ПС, P.S, Спб, Екб, Мск, SD, СОШ, МРТ, УЗИ, TV, Wi-Fi, ДМС, SPA, IBX, СССР.
  2.                Использование англицизмов:Travel, HOTEL, NICETOUR, SUNSCHOOL, VERYGOOD, YouTube, StyleDance, LeMieux, FIRST, Schellac, Matrix.
  3.                Использование информационно — цифровой графики: +21, 9,5 тыс, от 50, более 240, 6+, 7 событий, 60-х,16+,18+,67-й, Эмми — 2015, 273.013 подписчиков, 4+, 12+, топ-5.
  4.                Активное использование разговорных слов и перифраз: зомбоидная зараза, нагнетать, укрощённая матерь, забористый юмор, повальное насилие, тупые клоуны, на вольных хлебах, рваные края, белая ворона, кому за 20.
  5.                Употребление жаргонизмов: черт побери, прессует, мерзость, миксы, мент, жёлтые «тачки», затыкать фонтаны.
  6.                Наличие субъективной точки зрения: я, например, люблю хлам; беги, теряя тряпки; я бы сама не прочь, но постеснялась.
  7.                Повсеместное размещение цветных фотографий разного формата:

12*7; 11*7;10*10;5*3;11*7;5*4 и другие

  1.                Размещение рекламных постов, с использованием специальных шрифтов и разных цветов для привлечения внимания:

ДВОРЕЦ ИСКУССТВ 18 ОКТЯБРЯ ВАЛЕРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

РАСПРОДАЖА ГОТОВЫХ ШТОР

28 СЕНТЯБРЯ ДВОРЕЦ ИСКУССТВ АНЖЕЛИКА ВАРУМ ЛЕОНИД АГУТИН

SUNSCHOOL

Финальная распродажа готовых квартир.*

  1. Рекламный субдискурс как средство формирования ценностных ориентаций и образа жизни. Ценностями, репрезентированными в современном журнале, являются: красота, здоровье, дети, здоровый образ жизни, отдых, молодость, семья, индивидуальность и т. д. [1, с. 34]:«За раз подтянуть кожу, вернуть ей красивый ухоженный вид — все это стало возможным, благодаря особой процедуре — Софтлифтингу». «Пилинги для лица — приходите и получайте скидку и великолепный внешний вид». «Внимание — розыск, дуэт ведущих разыскивают все пары, которых женили, для создания праздничного календаря». «Детский сервис — в салоне готовы обслужить всех детей, независимо от их возраста. К услугам маленьких модниц и модников стрижки, афрокосички, всевозможные причёски». «Курсы иностранных языков LINGUA детям, школьникам, взрослым. Школа Винни Пуха: английский язык, музыка, ИЗО, подготовка к школе (логопед)». «Салон экзотического релакса EGOIST — для тех, кто живёт со вкусом!». «DEKOРАДО — доставка ничего не стоит».«Империя мебели» — не знаете, что подарить? Подарите кухню!»
  2.            Применение инфографики:

6U7Wy7w6xxo

  1.            Размещение специального кода для мобильных устройств на страницах журнала, позволяющих получить оперативную информацию на гаджетах:

NwsJwTPgfUs

  1.            Специальное неординарное оформление, привлекающее внимание, и характеризующее тема номера:

1uhZ2K0bAAA

 

Таким образом, дискурсивное пространство регионального рекламно-информационного журнала «Выбирай» формируется в результате научно-популярного, публицистического и рекламного дискурсов.

Как показывают наши исследования, самую многочисленную группу составляет рекламный дискурс, включающий информационно-цифровую графику — 29,6 %, фотографии — 23,5 %, рекламные посты — 9,3 %, специальный код — 4,3 %, оформление — 1,3 %, инфографику — 0,6 %.

Публицистическому дискурсу свойственно употребление лексических средств: разговорных слов и фразеологизмов, а также наличие субъективной точки зрения — 1,7 % и использование жаргонизмов — 1 %.

Количественный анализ показал разнообразие научно-популярного дискурса, что свидетельствует, во-первых, о широком диапазоне слов, привлекаемых авторами в организации языка, во-вторых, о стремлении разносторонне отразить изображаемую действительность (в семантическом, стилистическом, образном и других отношениях), а также активное использование терминов, англицизмов — 20 % и аббревиатур — 6,3 %.

 

Литература:

 

  1.                Белькова А. Е. «Основы риторики и журналистская деятельность» // Учебное пособие для студентов специальностей «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Филологическое образование», «Психолого-педагогическое образование» / Сост. А. Е. Белькова. — Нижневартовск: НВГУ, 2013. — 132 с.
  2.                Белькова А. Е. Использование манипулятивных приёмов в рекламных текстах (манипулема, языковая игра, квалификатор) // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 13 февраля 2015 года) / Отв. ред. А. В. Коричко. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. Ч. I. С. 414–416.
  3.                Рекламно-информационный журнал «Выбирай», г. Нижневартовск, выпуск от 15–30 сентября 2015 года.
Основные термины (генерируются автоматически): SUNSCHOOL, региональный рекламно-информационный журнал, рекламно-информационный журнал, рекламный дискурс, дискурсивное взаимодействие, журнальный дискурс, научно-популярный дискурс, публицистический дискурс, специальный код, текстовое пространство.


Похожие статьи

Продуктивные словообразовательные модели языковых неологизмов в рекламно-информационных текстах

Новостной медиадискурс и технологические изменения периодических изданий Узбекистана (на примере газеты «Правда Востока)

В статье анализируются лингвистические особенности медиадискурса информационных материалов республиканской газеты «Правда Востока». Рассматриваются технологические изменения, возникновение онлайн-формата и его влияние на контент публикаций, расширени...

ЕГЭ в российском профессиональном дискурсе

В работе рассматривается репрезентация единого государственного экзамена (ЕГЭ) в российском профессиональном дискурсе. Информационную базу работы составили 68 статей «Учительской газеты», выбранные по ключевым словам в архиве информационного агентств...

К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом

В статье рассматриваются общие вопросы организации дискурса, а также влияние уровня коммуникативной компетенции специалиста (врача) на результаты эффективного общения с пациентами разных возрастных групп.

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете

Развитие дистанционного обучения как одного из способов продвижения учебно-методической литературы издательства «Дрофа»

В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной сист...

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...

Феномен креолизации текста в сетевом дискурсе

Статья посвящена изучению феномена креолизации в языковом пространстве Интернет-коммуникации. Отдельное внимание уделяется проблеме разграничения понятий «поликодовый текст» и «креализованный текст».

Педагогический блог — инновационная форма взаимодействия в образовании (на примере проекта «Блогосфера» МКУ КМЦИКТ «Старт» города Краснодара и муниципального конкурса «Лучший блогер»)

В работе описывается опыт использования многоуровневого ресурса сетевых технологий в активном взаимодействии преподавателя и учащихся. Обосновывается эффективность педагогического блога в процессе организации современного образовательного процесса и ...

Функционирование эвфемизмов в медиадискурсе в эпоху коронавируса

Статья посвящена определению эвфемии как языкового явления, а также выявлению основных функций эвфемизмов в средствах массовой информации для описания пандемии коронавируса и связанных с ней социальных событий на материале русскоязычных новостных инт...

Похожие статьи

Продуктивные словообразовательные модели языковых неологизмов в рекламно-информационных текстах

Новостной медиадискурс и технологические изменения периодических изданий Узбекистана (на примере газеты «Правда Востока)

В статье анализируются лингвистические особенности медиадискурса информационных материалов республиканской газеты «Правда Востока». Рассматриваются технологические изменения, возникновение онлайн-формата и его влияние на контент публикаций, расширени...

ЕГЭ в российском профессиональном дискурсе

В работе рассматривается репрезентация единого государственного экзамена (ЕГЭ) в российском профессиональном дискурсе. Информационную базу работы составили 68 статей «Учительской газеты», выбранные по ключевым словам в архиве информационного агентств...

К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом

В статье рассматриваются общие вопросы организации дискурса, а также влияние уровня коммуникативной компетенции специалиста (врача) на результаты эффективного общения с пациентами разных возрастных групп.

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете

Развитие дистанционного обучения как одного из способов продвижения учебно-методической литературы издательства «Дрофа»

В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной сист...

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...

Феномен креолизации текста в сетевом дискурсе

Статья посвящена изучению феномена креолизации в языковом пространстве Интернет-коммуникации. Отдельное внимание уделяется проблеме разграничения понятий «поликодовый текст» и «креализованный текст».

Педагогический блог — инновационная форма взаимодействия в образовании (на примере проекта «Блогосфера» МКУ КМЦИКТ «Старт» города Краснодара и муниципального конкурса «Лучший блогер»)

В работе описывается опыт использования многоуровневого ресурса сетевых технологий в активном взаимодействии преподавателя и учащихся. Обосновывается эффективность педагогического блога в процессе организации современного образовательного процесса и ...

Функционирование эвфемизмов в медиадискурсе в эпоху коронавируса

Статья посвящена определению эвфемии как языкового явления, а также выявлению основных функций эвфемизмов в средствах массовой информации для описания пандемии коронавируса и связанных с ней социальных событий на материале русскоязычных новостных инт...

Задать вопрос