Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Мы встречаемся с вами в преддверии Дня Победы. Этот праздник торжественный, хотя радость переплетается с горем, а смех со слезами. Мы вспоминаем о страшной цене, заплаченной за победу, о миллионах человеческих жизней, а ценней жизни человека нет ничего в мире. Будем же помнить великое прошлое нашей страны.
Ученик: Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Голос Левитана в записи о начале войны.
Учитель: 22 июня 1941 года. Эта дата вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными городами и сёлами, миллионами убитых на фронтах, замученными в лагерях смерти, осиротевшими и искалеченными. Во многих семьях сохранились солдатскиетреугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой.
Солдат 1 (пишет письмо).
Знаю, в сердце у тебя тревога-
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу.
По которой я ушёл когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
Жди меня, и я вернусь, только очень жди!
Солдат 2 (разворачивает письмо и читает).
Здравствуй, дорогой Максим! Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой, завтра утром — снова в бой!
Будем мы фашистов гнать. Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть — я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец. До свиданья.
Твой отец.
Солдат 3 (со свечой).
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что лесами сокрыта от глаз,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю о вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
Учитель: Мы хотим напомнить военные песни,
Что звучали вдалеке и близко,
В час привала или в трудный час...
Песни военных лет…Их по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной Войны. Они звучали с первого до последнего дня, рождаясь прямо на фронте и в тылу, помогали выстоять, выжить и дождаться тем, кто оставался у станков и в поле.
Ученик: Шла пехота, шли в атаку танки,
Но никто не дрогнул в этот трудный час.
«Три танкиста, три веселых друга "...
Эту песню вспомним мы сейчас для вас.
Звучат первый и второй куплеты песни «Три танкиста» (возможна видеозапись песни из кинофильма)
Ученик: Враг дрожал, услышав о «Катюше»,
Мощь «Катюш» вела солдат вперед.
Песню боевую ты послушай,
Что сложил и пел о ней народ.
Звучат первый и второй куплеты песни «Катюша» (видеозапись из кинофильма)
Ученик: О смуглянке-молдаванке на привале песню пели,
У костра, а кто на танке щи да кашу с хлебом ели.
Партизанские отряды под откос состав пускали,
А потом, собравшись рядом, запевали на привале.
Звучит песня «Смуглянка» (видеозапись из кинофильма)
Ученик: Боевые, пыльные дороги
Уводили вас на смертный бой,
А вернуться удалось немногим.
В память об ушедших песню спой.
Песня «Эх, дороги» (клип песни из фотографий военных лет)
Учитель: На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Более 800 тысяч женщин воевали на фронтах: они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.
Медсестра (девочка в косынке с красным крестом, с сумкой).
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
«Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!"-
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.
2 девочка-медсестра: Военный госпиталь, больные в тоске проводят вечера,
Их далеко края родные, а рядом только медсестра.
Она на радость грусть меняет, подобно солнечным лучам,
Чужие жизни охраняет, не спит, дежурит по ночам.
И вновь солдат заснет довольным, он знает, что опять с утра,
Разбудит голосом спокойным, пусть не родная, но сестра.
3 девочка –медсестра: Девчонки, тонкие, как свечки,
Сгорали насмерть, до конца.
Но оказались их сердечки
Сильнее вражьего свинца.
Учитель: Дети войны… Сколько видели и вынесли они… Война отучила этих детей плакать. Фашисты выстраивали детей отдельно от взрослых. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Все четко усвоили урок: заплачешь — расстреляют. Так убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика — плакать нельзя».
Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе?! Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене линии — будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки — отправляйся в печь.
«Варварство» Муса Джалиль. (Кадры презентации меняются в соответствии с прочтением стихотворения) читает ученик
Учитель: Тихо, ребята, минутой молчанья память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали, по утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех, кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года о тех,
Кто уже не придёт никогда. Вспомним!
Объявляется минута молчания. Прошу всех встать!
Ученик: Сорок пятый!Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Голос Левитана о Победе и песня «День Победы»
Ученик: Я горжусь, что живу в стране великой, не покорившейся врагу.
Восставшей из обломков и руинов, сплотившей в горе всю страну.
Молодые, не забывайте страшные годы войны, помните подвиг народа великий, помните, что мы граждане огромной страны, помните, что Россия крепка народом.
Сильный духом-непобедим, помните историю России и передайте ее другим.
Учитель: Сейчас всё дальше уходит то далекое и трудное время. Мы знаем о войне по фильмам и рассказам ветеранов. Но главный человеческий долг состоит в том, чтобы люди не забыли о тех, кто не пришёл с войны. Эти герои будут жить до тех пор, пока мы помним о них. Можно только низко поклониться этим людям, столько сделавшим для Победы
Песня «О той войне». Поют все участники сценария, возможно просмотр видео клипа к этой песне.