Качество образования как педагогическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 28.11.2015

Статья просмотрена: 8838 раз

Библиографическое описание:

Вдовина, С. А. Качество образования как педагогическая проблема / С. А. Вдовина, Е. А. Вдовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 940-942. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23812/ (дата обращения: 15.11.2024).

 

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Ключевые слова: качество образования, образованность, критерии образованности, образовательная парадигма.

 

Проблема повышения качества образования в истории отечественной педагогики прошла определенную эволюцию. Неудовлетворенность качеством современного образования явилась причиной большинства попыток модернизации и реформирования системы образования в нашей стране.

Чаще всего качество определяется как нормативный уровень, которому должны соответствовать результаты и продукты образования.

В феномене качества воплощаются многие ожидания общества, социальные требования к деятельности образовательных организаций. Требования зафиксированы в ГОСтах по образованию, поэтому профессор В. И. Андреев определяет качество образования как «интегральную характеристику признаков и показателей, которые отражают высокий уровень процесса и результатов образования», причем он указывает на обязательное соблюдение требований образовательных стандартов [1, c.267].

Несколько иначе данное понятие трактуется в педагогическом словаре: «Качество образования — это четко выявленный уровень образованности, достигаемый на каждом этап обучения в соответствии с запланированными целями; это — показатель удовлетворенности ожиданий участниками процесса образования от реализуемых образовательных услуг» [4].

Анализ научно-педагогической литературы позволяет выявить зависимость качества образования от уровня, престижности образования в общественном сознании и в системе государственных приоритетов, от финансирования и материальной оснащенности образовательных организаций, от современных технологий управления ими.

Традиционно оценка качества образования связывалась с выявлением результатов, которых добиваются педагоги в образовательном процессе. В процессе перехода на гуманистическую образовательную парадигму актуальными становятся социальное развитие обучающихся, сформированность у них ценностно-смысловой сферы. Следовательно, перед педагогической наукой и образовательной практикой встает актуальная задача выявления нормативно-обоснованной системы оценивания качества образования.

В последнее время происходит структуризация качества образования, его рассматривают в виде совокупности подсистем, характеризующих предоставляемые образовательные услуги и результат образования, который удовлетворяет потребностям личности.

Так, М. Н. Игнатьева и Э. В. Стамбульчик, описывая системный подход к выявлению сущности качества образования, предложили рассматривать качество образования как совокупность трех подсистем:

  1.                Образовательный результат.
  2.                Образовательный процесс.
  3.                Образовательная система, условия, соответствующие некоторым образовательным требованиям (ожиданиям, стандартам) [3].

Т. И. Шамов, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанов [6] считают, что качество образования — это интегративная характеристика, состоящая из 4-х компонентов, которые соответствуют известным элементам образовательной системы. Их можно представить в виде схемы следующим образом:

Рис. 1.

 

Особый интерес представляет последний компонент: качество результатов обучения. Анализ качества конечных результатов позволяет прогнозировать развитие системы образования в целом, управлять этим развитием. Поэтому закономерно приходит вопрос: что является результатом образовательной деятельности учебных заведений? Данный вопрос приводит к другим, не менее значимым: в какой образовательной парадигме функционирует образовательная организация, какую учебно-воспитательную практику она осуществляет [2]. Содержание и характер реализуемой практики определяет то, что выражается как результат образования.

Так, в условиях реализации когнитивной образовательной практики, результат определяется по уровню усвоенных знаний, умений, навыков (ЗУН). Обучение в рамках когнитивной (ЗУНовской) парадигмы демонстрирует уровни усвоения учебного материала, однако мало говорит о степени развития личности ученика. Очень важно «на какие ценности ребенок употребит усвоенные знания и умения», поэтому образовательная практика, реализующая личностно ориентированное образование (гуманистическую парадигму) всегда дает более высокие результаты. Проблема заключается в выработке механизмов, инновационных технологий выявления результатов, которые связаны с таким педагогическим феноменом как образованность.

Образованность обучающегося — это интегральный итоговый результат, показатель качества образования. Данный подход поддерживается рядом отечественных ученых.

Так, И. С. Якиманская считает, что образованность формируется на базе обученности, а в широком смысле образованность — это свойство личности, реализующееся в стремлении к самосовершенствованию, самообразованию. И. С. Якиманская разработала критерии и конкретные показатели образованности обучающихся.

 

Таблица 1

Критерии образованности (по И. С. Якиманской)

Критерий образованности

Показатели

1

Личностно-смысловое отношение к учебному материалу и процессу собственной учебной деятельности

             Интерес к предметной области и изучаемому предмету;

             Оценка учащимися социальной значимости изучаемого предмета;

             Потребность в позитивном преобразовании своего опыта учебно- познавательной деятельности.

2

Сформированность самостоятельно выработанных учащимися способов учебной работы

             Преобладающая ориентация обучающихся на отдельные признаки изучаемых явлений и учебно-познавательных объектов;

             Ориентация на определенный способ фиксирования информации (текстовый, графический и др.).

3

Владение учащимися метазнаниями: потребность во владении метазнаниями (знания о знаниях)

             Наличие метазнаний — знаний о приемах и средствах усвоения учебного материала;

             Умение анализировать содержание и структуру учебного текста.

4

Владение учеником логикой научного знания

             Овладение логикой научного знания связано с качеством предметных знаний и умений.

 

На качество конечных результатов в первую очередь влияет качество обучающей деятельности педагога.

Под качеством обучающей деятельностипедагога понимается:

                    характеристика обучающейдеятельности, обладающей определенным своеобразием;

                    степень соответствияустановленным требованиям государственных образовательных стандартов;

                    степень удовлетворения потребителей образовательных услуг (обучающиеся и их родители).

Таким образом, для оценки качества обучающей деятельности педагога необходимо следующее:

                    во-первых, выявить в чем заключается своеобразие деятельность каждого педагога (в чем ее специфика; чем определяется ее состояние; как оно изменяется и др.);

                    во-вторых, определить, насколько эта индивидуальная деятельность педагога соответствует общим требованиям, предъявляемым к такой рода деятельности и отраженным в нормативных документах об образовании;

                    в-третьих, выявить, соответствие деятельности конкретного педагога ожиданиям руководителей, учащихся, а также его личностным потребностям и потенциальным возможностям.

Спектр показателей обучающей педагогической деятельности, по мнению В. В. Серикова [5, c.234], включает несколько групп показателей:

 

Таблица 2

Показатели обучающей деятельности педагога

Группы показателей

Характеристика показателей

1

Общепедагогические

Соответствие педагогической деятельности общим целям образования.

2

Процессуальные

Эффективность работы педагога по организации учебной деятельности обучающихся, связанная с реализацией развивающих и воспитательных функций обучения.

3

Инновационные

Внедрение технологических ресурсов обучающей деятельности (инновационных технологий, в том числе информационных).

4

Личностные

Культурно-личностный потенциал учителя.

5

Мониторинговые

Наличие системы измерения и мониторинга качества обучения, обладающей такими характеристиками как валидность, объективность и надежность.

 

 

Таким образом, проблема качества образования связана с анализом понимания самого образования, его целей и результатов. Качество образования с позиций личностной педагогики — это качество самих смыслов образования. В этом понимании можно сказать, что личностная педагогика — продукт эпохи современного образования, когда на первое место выходит не формальная, а подлинная образованность — готовность личности реализовать себя.

 

Литература:

 

  1.                Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1998. — 316 с.
  2.                Вдовина, С. А. Технология концентрированного обучения в условиях заочной формы образования [Текст] / С. А. Вдовина, Е. А. Вдовина // Молодой ученый. — 2014. — № 10. — С. 360–363.
  3.                Игнатьева, М. Н. Системный подход к определению качества образования [Текст] / М. Н. Игнатьева, Э. В. Стамбульчик // Журнал экономической теории. — 2012.- № 4. — С. 199–201.
  4.                Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2001. — 176 с.
  5.                Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В. В. Сериков. — М.: Академия, 2008. — 256 с.
  6.                Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанов. — М.: Академия, 2002. — 384 с.
  7.                Якиманская, И. С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации [Текст] / И. С. Якиманская // Психологическая наука и образование. — 2013. — № 1. — С. 81–90.
Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, критерий образованности, Образовательный процесс, обучающая деятельность педагога, учебный материал, личностная педагогика, научное знание, образовательная практика, образовательная система, современное образование.


Ключевые слова

качество образования, образованность, критерии образованности, образовательная парадигма

Похожие статьи

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Проблема управления качеством образования

В данной статье с целью совершенствования системы управления рассматриваются различные теоретические подходы к характеристике понятия «качество образования».

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Концептуальные основы управления качеством педагогического образования в высшей школе

В данной статье автор рассматривает закономерности основных направлений управления качеством педагогического образования и определяет синергетические, компетентностные, квалиметрические основы принципов, путей и средств их реализации

Социокультурная компетенция младших школьников: структура и содержание

В статье рассматриваются теоретические предпосылки развития социокультурной компетенции младших школьников в процессе обучения иностранному языку, приводится анализ понятийного аппарата и формулируется определение социокультурной компетенции младших ...

Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена философскому анализу безопасности как социального явления и научной категории, ее феномена, атрибутов, определению философии безопасности как методологической основы образования в области безопасности жизнедеятельности.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Правовая культура молодого педагога

В статье рассматривается правовая культура педагога как важнейшая часть компетентности учителя, особенности правовой культуры молодого педагога, сложности в формирования правовой культуры и правосознания.

Нормативность культуры как условие идентификации личности

В статье раскрывается сущность процесса идентификации личности сквозь призму отношения к нормативным характеристикам культуры.

Похожие статьи

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Проблема управления качеством образования

В данной статье с целью совершенствования системы управления рассматриваются различные теоретические подходы к характеристике понятия «качество образования».

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Концептуальные основы управления качеством педагогического образования в высшей школе

В данной статье автор рассматривает закономерности основных направлений управления качеством педагогического образования и определяет синергетические, компетентностные, квалиметрические основы принципов, путей и средств их реализации

Социокультурная компетенция младших школьников: структура и содержание

В статье рассматриваются теоретические предпосылки развития социокультурной компетенции младших школьников в процессе обучения иностранному языку, приводится анализ понятийного аппарата и формулируется определение социокультурной компетенции младших ...

Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена философскому анализу безопасности как социального явления и научной категории, ее феномена, атрибутов, определению философии безопасности как методологической основы образования в области безопасности жизнедеятельности.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Правовая культура молодого педагога

В статье рассматривается правовая культура педагога как важнейшая часть компетентности учителя, особенности правовой культуры молодого педагога, сложности в формирования правовой культуры и правосознания.

Нормативность культуры как условие идентификации личности

В статье раскрывается сущность процесса идентификации личности сквозь призму отношения к нормативным характеристикам культуры.

Задать вопрос