В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.
Ключевые слова: качество образования, образованность, критерии образованности, образовательная парадигма.
Проблема повышения качества образования в истории отечественной педагогики прошла определенную эволюцию. Неудовлетворенность качеством современного образования явилась причиной большинства попыток модернизации и реформирования системы образования в нашей стране.
Чаще всего качество определяется как нормативный уровень, которому должны соответствовать результаты и продукты образования.
В феномене качества воплощаются многие ожидания общества, социальные требования к деятельности образовательных организаций. Требования зафиксированы в ГОСтах по образованию, поэтому профессор В. И. Андреев определяет качество образования как «интегральную характеристику признаков и показателей, которые отражают высокий уровень процесса и результатов образования», причем он указывает на обязательное соблюдение требований образовательных стандартов [1, c.267].
Несколько иначе данное понятие трактуется в педагогическом словаре: «Качество образования — это четко выявленный уровень образованности, достигаемый на каждом этап обучения в соответствии с запланированными целями; это — показатель удовлетворенности ожиданий участниками процесса образования от реализуемых образовательных услуг» [4].
Анализ научно-педагогической литературы позволяет выявить зависимость качества образования от уровня, престижности образования в общественном сознании и в системе государственных приоритетов, от финансирования и материальной оснащенности образовательных организаций, от современных технологий управления ими.
Традиционно оценка качества образования связывалась с выявлением результатов, которых добиваются педагоги в образовательном процессе. В процессе перехода на гуманистическую образовательную парадигму актуальными становятся социальное развитие обучающихся, сформированность у них ценностно-смысловой сферы. Следовательно, перед педагогической наукой и образовательной практикой встает актуальная задача выявления нормативно-обоснованной системы оценивания качества образования.
В последнее время происходит структуризация качества образования, его рассматривают в виде совокупности подсистем, характеризующих предоставляемые образовательные услуги и результат образования, который удовлетворяет потребностям личности.
Так, М. Н. Игнатьева и Э. В. Стамбульчик, описывая системный подход к выявлению сущности качества образования, предложили рассматривать качество образования как совокупность трех подсистем:
- Образовательный результат.
- Образовательный процесс.
- Образовательная система, условия, соответствующие некоторым образовательным требованиям (ожиданиям, стандартам) [3].
Т. И. Шамов, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанов [6] считают, что качество образования — это интегративная характеристика, состоящая из 4-х компонентов, которые соответствуют известным элементам образовательной системы. Их можно представить в виде схемы следующим образом:
Рис. 1.
Особый интерес представляет последний компонент: качество результатов обучения. Анализ качества конечных результатов позволяет прогнозировать развитие системы образования в целом, управлять этим развитием. Поэтому закономерно приходит вопрос: что является результатом образовательной деятельности учебных заведений? Данный вопрос приводит к другим, не менее значимым: в какой образовательной парадигме функционирует образовательная организация, какую учебно-воспитательную практику она осуществляет [2]. Содержание и характер реализуемой практики определяет то, что выражается как результат образования.
Так, в условиях реализации когнитивной образовательной практики, результат определяется по уровню усвоенных знаний, умений, навыков (ЗУН). Обучение в рамках когнитивной (ЗУНовской) парадигмы демонстрирует уровни усвоения учебного материала, однако мало говорит о степени развития личности ученика. Очень важно «на какие ценности ребенок употребит усвоенные знания и умения», поэтому образовательная практика, реализующая личностно ориентированное образование (гуманистическую парадигму) всегда дает более высокие результаты. Проблема заключается в выработке механизмов, инновационных технологий выявления результатов, которые связаны с таким педагогическим феноменом как образованность.
Образованность обучающегося — это интегральный итоговый результат, показатель качества образования. Данный подход поддерживается рядом отечественных ученых.
Так, И. С. Якиманская считает, что образованность формируется на базе обученности, а в широком смысле образованность — это свойство личности, реализующееся в стремлении к самосовершенствованию, самообразованию. И. С. Якиманская разработала критерии и конкретные показатели образованности обучающихся.
Таблица 1
Критерии образованности (по И. С. Якиманской)
№ |
Критерий образованности |
Показатели |
1 |
Личностно-смысловое отношение к учебному материалу и процессу собственной учебной деятельности |
Интерес к предметной области и изучаемому предмету; Оценка учащимися социальной значимости изучаемого предмета; Потребность в позитивном преобразовании своего опыта учебно- познавательной деятельности. |
2 |
Сформированность самостоятельно выработанных учащимися способов учебной работы |
Преобладающая ориентация обучающихся на отдельные признаки изучаемых явлений и учебно-познавательных объектов; Ориентация на определенный способ фиксирования информации (текстовый, графический и др.). |
3 |
Владение учащимися метазнаниями: потребность во владении метазнаниями (знания о знаниях) |
Наличие метазнаний — знаний о приемах и средствах усвоения учебного материала; Умение анализировать содержание и структуру учебного текста. |
4 |
Владение учеником логикой научного знания |
Овладение логикой научного знания связано с качеством предметных знаний и умений. |
На качество конечных результатов в первую очередь влияет качество обучающей деятельности педагога.
Под качеством обучающей деятельностипедагога понимается:
характеристика обучающейдеятельности, обладающей определенным своеобразием;
степень соответствияустановленным требованиям государственных образовательных стандартов;
степень удовлетворения потребителей образовательных услуг (обучающиеся и их родители).
Таким образом, для оценки качества обучающей деятельности педагога необходимо следующее:
во-первых, выявить в чем заключается своеобразие деятельность каждого педагога (в чем ее специфика; чем определяется ее состояние; как оно изменяется и др.);
во-вторых, определить, насколько эта индивидуальная деятельность педагога соответствует общим требованиям, предъявляемым к такой рода деятельности и отраженным в нормативных документах об образовании;
в-третьих, выявить, соответствие деятельности конкретного педагога ожиданиям руководителей, учащихся, а также его личностным потребностям и потенциальным возможностям.
Спектр показателей обучающей педагогической деятельности, по мнению В. В. Серикова [5, c.234], включает несколько групп показателей:
Таблица 2
Показатели обучающей деятельности педагога
№ |
Группы показателей |
Характеристика показателей |
1 |
Общепедагогические |
Соответствие педагогической деятельности общим целям образования. |
2 |
Процессуальные |
Эффективность работы педагога по организации учебной деятельности обучающихся, связанная с реализацией развивающих и воспитательных функций обучения. |
3 |
Инновационные |
Внедрение технологических ресурсов обучающей деятельности (инновационных технологий, в том числе информационных). |
4 |
Личностные |
Культурно-личностный потенциал учителя. |
5 |
Мониторинговые |
Наличие системы измерения и мониторинга качества обучения, обладающей такими характеристиками как валидность, объективность и надежность. |
Таким образом, проблема качества образования связана с анализом понимания самого образования, его целей и результатов. Качество образования с позиций личностной педагогики — это качество самих смыслов образования. В этом понимании можно сказать, что личностная педагогика — продукт эпохи современного образования, когда на первое место выходит не формальная, а подлинная образованность — готовность личности реализовать себя.
Литература:
- Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1998. — 316 с.
- Вдовина, С. А. Технология концентрированного обучения в условиях заочной формы образования [Текст] / С. А. Вдовина, Е. А. Вдовина // Молодой ученый. — 2014. — № 10. — С. 360–363.
- Игнатьева, М. Н. Системный подход к определению качества образования [Текст] / М. Н. Игнатьева, Э. В. Стамбульчик // Журнал экономической теории. — 2012.- № 4. — С. 199–201.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2001. — 176 с.
- Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В. В. Сериков. — М.: Академия, 2008. — 256 с.
- Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанов. — М.: Академия, 2002. — 384 с.
- Якиманская, И. С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации [Текст] / И. С. Якиманская // Психологическая наука и образование. — 2013. — № 1. — С. 81–90.