Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 28.11.2015

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Шиверских, А. А. Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.) / А. А. Шиверских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 824-826. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23847/ (дата обращения: 17.10.2024).

 

Культурно-просветительская деятельность играет значительную роль в области образования, политики, досуга. С помощью данной деятельности идет процесс распространения различной информации в массы людей, что способствует повышению культуры среди населения. Культурно-просветительской деятельностью занимаются различные культурные и духовные организации.

Следует отметить, что сведений о культурно-просветительской деятельности украинцев в нашем регионе в различные исторические периоды недостаточно. Тем не менее, известно, что еще в первой четверти XX столетия в общественно-культурной жизни Иркутской губернии принимали участие украинцы. К примеру, в клубе Общества Приказчиков иногда выступала трупа малороссийских артистов. Среди спектаклей, которые они ставили, были: «Дай сердцю волю-заведе у неволю», «Катерина» и др. [1, с. 1]. В Иркутске 26 сентября 1912 г. открылось малороссийское культурно-национальное общество «Громада». Открытие состоялось на 1–м общественном собрании драмой «Хмара» [2, с. 17].

Украинские артисты также с успехом выступали в иркутском театре Гиллера. Об этом говорит напечатанная в 1914 г. афиша в газете «Иркутская жизнь». В ней сказано, что в театре Гиллера выступит товарищество украинских артистов под руководством К. Л. Кармелюка-Каменского с такими спектаклями: «Назар Стодоля», «Маруся Богуславка», «Тарас Бульба», «Запорожец за Дунаем», «Сорочинская ярмарка», «Вий» и другими [3, с. 1].

C:\Users\User\Documents\диссер\Безымянный1.png

Рис. 1. Афиша в газете «Иркутская жизнь»

 

В начале XX в. исходя из этих данных, культурно-просветительская деятельность украинцев заключалась в проведении спектаклей и концертов для жителей Иркутской губернии.

В советский период украинцы, как правило, принимали участие во всех проводимых культурно-просветительских мероприятиях и по мере возможности организовывали свои национальные творческие коллективы. Так, в селе Батама Зиминского района в 1930-е гг. действовал ансамбль украинской песни, который участвовал во всевозможных смотрах художественной самодеятельности [4, с. 79]. Известно, что именно украинские переселенцы основали это село.

В период Великой Отечественной войны в Иркутск был эвакуирован с Украины коллектив Киевского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. Он работал в 1942–1944 гг. Театр посетило за это время 230 тыс. иркутян. Коллектив театра активно участвовал в общественной жизни города: организовывал спектакли для частей гарнизона, проводил широкую шефскую работу в госпиталях, выступал с представлениями на военных заводах, проводил фестивали русской и украинской музыки, широко популяризировал творчество русских и украинских композиторов путем постановки симфонических концертов. В мае 1944 г., после освобождения Украины, театр уехал в Киев [5, л. 11–12]. Даже в такое не простое время, чтобы поддержать дух жителей Иркутска и не только, организовывались культурно-массовые мероприятия, которые способствовали распространению украинской культуры в регионе.

Среди культурно-просветительских организаций, существовавших в Иркутской области, можно выделить украинский культурный центр «Днiпро». При беседе с участниками этой организации мне удалось узнать, что центр способствует развитию и сохранению украинской культуры в регионе. Он осуществляет просветительскую деятельность, принимает участие в разных мероприятиях города, отмечает традиционные праздники (Рождество, Иван Купала, Троица, День украинской письменности и языка и т. д.), организует и проводит Шевченковские вечера. Центр также поддерживает связи с другими национально-культурными организациями. Кроме того, в Иркутской области действуют и другие украинские культурные организации, которые также занимаются сохранением национальной культуры, среди них — УКЦ «Черемшина» в г. Усть-Илимске.

На территории Иркутской области проживали и до сих пор трудятся представители украинской интеллигенции, которые внесли не малый вклад в культурное развитие нашего региона.

Одними из таких были преподаватели Иркутского государственного университета Адам Петрович Янко и Виктор Прокопьевич Солоненко. Эти преподаватели были по происхождению украинцами, об этом они указывали в своих анкетах.

Адам Петрович Янко родился в 1899 г. в с. Батынь Голобского района Волынской волости. В 1915 г. вместе с семьей А. П. Янко был эвакуирован в Тамбовскую губернию, а в 1919 г. вступил в ряды Красной Армии, где прослужил до ноября 1925 г. После демобилизации из армии работал в Управлении милиции и уголовного розыска в г. Благовещенске. В 1931 г. поступил на химический факультет Иркутского государственного университета, который закончил в 1936 г. До сентября 1937 г. работал в сельскохозяйственном техникуме в качестве преподавателя химии. В сентябре 1937 г. Адам Петрович был зачислен ассистентом кафедры общей и неорганической химии ИГУ. В ноябре 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию [6, л. 3]. А. П. Янко был участником Великой Отечественной войны, получил орден «Красной звезды», медали «За боевые заслуги», «За победу над Японией». [6, л. 3]

Следует отметить, что информация об А. П. Янко впервые вводится в научный оборот и тем самым представляет собой ценность, так как позволяет рассмотреть преподавательскую и научную деятельность выходца из Украины в Иркутске. К сожалению, анкета была только за 1952 г. и проследить дальнейшую судьбу Адама Петровича пока не представляется возможности.

Еще один преподаватель ИГУ — Виктор Прокопьевич Солоненко — имел украинские корни, так как отец его родился в Винницкой области, в с. Станиславчике. Сам Виктор Прокопьевич был родом из Иркутска. Солоненко в своей анкете пишет: «Отец Солоненко Прокопий Ильич до 1919 г. был крестьянином-бедняком…служил по призыву в армии в г. Иркутске, где остался после действительной службы на сверхсрочную. В 1914 г. был отправлен на фронт и в июне 1916 г. убит. С 1918 г. нахожусь на воспитании отчима» [7, л. 12].

В своей анкете Виктор Прокопьевич также пишет, что в 1921 г. он вместе с семьей переехал на Украину в с. Станиславчик, где родители имели бедняцкое крестьянское хозяйство и в 1925 г. они вернулись в Иркутск. [7, л. 12]

Виктор Прокопьевич учился в 5-ой Совшколе, окончил курс коллекторов при Восточно-сибирском управлении. В 1930-е гг. работал старшим коллектором в Ангаро-Илимской тайге, Хамар-Дабане, а также в Бирюсинской поисковой партии. Одновременно с работой окончил рабфак при Иркутском университете и с 1935 г. по 1940 г. учился на геологическом факультете Иркутского университета. В дальнейшем Виктор Прокопьевич стал геологом, геофизиком, профессором, преподавал в Иркутском университете. Умер В. П. Солоненко в 1988 г. [7, л. 12].

В Иркутске жил и трудился музыковед Владимир Федорович Сухиненко. Родился Владимир Федорович в 1905 г. в г. Енакиево Донецкой области, в 1931 г. окончил Московскую консерваторию по классу фортепьяно. Судьба распорядилась так, что Сухиненко приехал в командировку в Иркутский радиокомитет и в результате остался здесь на всю жизнь [8, с. 9].

Владимир Федорович преподавал в Иркутском музыкальном училище, работал главным редактором музыкальных передач Иркутского радиокомитета, преподавал в Иркутском музыкальном училище, а также работал на студии телевидения, звукооператором Восточно-Сибирской студии кинохроники, лектором музыковедом — филармонии. Владимиру Федоровичу было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Умер Владимир Федорович Сухиненко в 1992 г. в г. Иркутске [8, с. 10].

В Иркутске творческой деятельностью занимался народный художник, заслуженный деятель искусств Виталий Сергеевич Рогаль. Родился Виталий Сергеевич в Киевской области, с. Снигиревка, Тетиевском районе. В 1936 г. Рогаль вместе с семьей переехал в Восточную Сибирь, поступил в Иркутский изопедтехникум. В 1941 г. защитил диплом с отличием, написав картину «Приезд колхозников-переселенцев в Восточную Сибирь». В последующие годы он работал художником производственных мастерских Иркутского областного общества «Художник» и был принят в члены областного Союза художников. Основными темами творчества Виталия Сергеевича были новые стройки и жители Сибири, конечно без внимания не был оставлен и Байкал. В Иркутске действует филиал музея истории города Иркутска — городской выставочный центр имени Народного художника России В. С. Рогаля, в котором располагается коллекция и архив художника, так как сам Виталий Сергеевич передал свои работы городу. Почти до последних дней своей жизни Виталий Сергеевич занимался творческой деятельностью. Умер В. С. Рогаль в 2004 г. и был похоронен в Иркутске [9, с. 175–178].

Данные представители интеллигенции занимались культурно-просветительской деятельностью в Иркутской области в разное время. Каждый из них внесли свой вклад в истории нашего региона, кто-то в области искусства, а кто-то в преподавательской деятельности.

Таким образом, в Иркутском регионе в отдельные исторические периоды в разных формах осуществлялась культурно-просветительная деятельность украинцев. На современном этапе важную роль по сохранению украинской культуры играют украинские центры, растет активность самих украинцев, которые принимают участие в разнообразных массовых культурных мероприятиях области.

 

Литература:

 

  1.                Афиша // Восточное обозрение.- 1906.-№ 42. — 4 с.
  2.                Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / Н. С. Романов. — Иркутск: Вост.- Сиб. кн. изд. — во, 1994. — 560 с.
  3.                Иркутская жизнь [Электронный документ]. — Режим доступа: http://file:///C:/Users/User/Downloads/irkj_1914_111 %20(1). — Загл. с экрана (дата обращения: 19.11.2015).
  4.                Минёнок, Е. В. Украинское село Батама в Восточной Сибири и его «метрополия»: опыт сравнительной характеристики песенных репертуаров / Е. В. Минёнок // Традиционная культура.- 2012.-№ 2. — С. 76–83.
  5.                Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Работа в Иркутске Киевского ордена Ленина Академического театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Ф. 127. Оп. 14. Д. 60. Протоколы заседаний бюро и обкома ВКП(б).Л. 11–12.
  6.                Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Янко Адам Петрович. Ф. Р-71. Оп. 3. Д. 73. Минестерство образования СССР Иркутского государственного университета им. А. А. Жданова, г. Иркутск, Иркутская область. Л. 3.
  7.                Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Солоненко Виктор Прокопьевич. Ф. Р-71. Оп. 3. Д. 52. Минестерство образования СССР Иркутского государственного университета им. А. А. Жданова, г. Иркутск, Иркутская область. Л. 2, 12.
  8.                Бедулина, И. П. Коллекция музыковеда В. Ф. Сухиненко в редклм фонде педагогического института (к 110-летию со дня рождения) / И. П. Бедулина // Сибирь в изменяющимся мире. История и современность: материалы всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной памяти пофессора В. И. Дулова — Иркутск, 2015.- С. 9–14
  9.                Иркутска гордость и слава / под. ред. В. П. Шахерова.- Иркутск: Издание ОГУП «Иркутская областная типография № 1», 2001.-272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Иркутск, украинский, Владимир, Иркутская область, Иркутский университет, культурно-просветительская деятельность, Украина, украинская культура, Великая Отечественная война, Восточная Сибирь.


Похожие статьи

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов)

Некоторые аспекты развития культурных традиций в Сибири (XVI-XVII вв.)

Историография становления библиографического дела в Узбекистане (конец XIX — середина XX в.)

Общественный и семейный быт в Бухарском ханстве (в XVIII — первой половине XIX вв.)

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Деятельность крупнейших библиотек системы высшего образования Узбекистана: исторический аспект (1960–1990 гг.)

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР в сфере развития культуры и просвещения населения в регионе в 1922–1926 гг.

Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия

Проблемы национального образования детей и юношества в Российском Зарубежье (1920-1940 гг.)

Похожие статьи

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов)

Некоторые аспекты развития культурных традиций в Сибири (XVI-XVII вв.)

Историография становления библиографического дела в Узбекистане (конец XIX — середина XX в.)

Общественный и семейный быт в Бухарском ханстве (в XVIII — первой половине XIX вв.)

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Деятельность крупнейших библиотек системы высшего образования Узбекистана: исторический аспект (1960–1990 гг.)

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР в сфере развития культуры и просвещения населения в регионе в 1922–1926 гг.

Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия

Проблемы национального образования детей и юношества в Российском Зарубежье (1920-1940 гг.)

Задать вопрос