Одной из стратегических задач модернизации российской школы является формирование самостоятельных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место. Понятно, что процесс обучения может быть эффективным в случае, когда происходит развитие не только познавательной сферы личности школьника, но и мотивационной. Новые цифровые устройства становятся обычным атрибутом современного молодого человека. Учащиеся охотней общаются с компьютером, чем с книгой. В этих условиях для успешной работы учителю нужно не только самому активно использовать современные информационные технологии, но делать так, чтобы ученик активно использовал их. Информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты позволяет увеличить объем материала, повысить мотивацию учения, выводит преподавателя на новый, современный уровень преподавания.
Одной из удобных форм работы современного учителя — личный учебный интернет-сайт, который может помочь учителю лучше организовать обучающую и контрольно-оценочную деятельность как теоретических знаний, так и практических умений. (Рисунок 1.)
Рис. 1. Стартовая страница
Контрольно-оценочную деятельность можно представить в трёх направлениях:
контрольно-оценочная деятельность учителя;
контрольно-оценочная деятельность учащегося в отношении самого себя (самоконтроль, самооценка);
контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка).
Создавая учебный сайт по информатике, были поставлены следующие цели:
повышение познавательной активности учащихся и, как следствие, повышение эффективности обучения
организация обучения и контроля знаний современными средствами.
Основной целевой группой являются старшеклассники (9 и 10 класс). Для достижения заявленных целей я решала следующие задачи:
Разместить материалы по предмету, актуальные для учащихся и оформить информацию максимально удобном в виде для восприятия.
Организовать диалог по актуальным учебным вопросам в рамках сайта.
Организовать контроль и оценку успешности освоения содержания отдельных учебныхтемсовременными средствами.
В первую очередь на сайте были размещены электронные материалы уроков, которые демонстрируются или используются в процессе урока. (Рисунок 2)
Рис. 2. Страница с материалами уроков
Учащиеся на уроке конспектируют небольшую часть материала и теперь имеют оригиналы учебного материала при домашней подготовке: полные версии презентаций, схем, таблиц, опорные конспекты, файлы для загрузки программных модулей. Данные материалы накапливаются на сайте, систематизируются и могут быть использованы для повторения и самоподготовки учеников к занятиям. При желании ученики могут высказать своё мнение относительно материалов или дополнить своими материалами.
Кроме электронных материалов к уроку на сайте размещены задания к домашней работе. (Рисунок 3) Основными критериями оценивания, которых выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее учащимся и выставлены на странице сайта.
Рис. 3. Страница с интерактивными домашними заданиями
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Размещённые по темам домашние задания имеют разные формы: текстовые задачи, тесты, схемы, таблицы, наборы вопросов к зачёту. Детям предлагается записать ответы в виде текстового комментария, или прикрепить скриншот выполненного задания, или отослать ответы на электронную почту учителя простым письмом или оформленным в файле. Каждый ученик является пользователем сайта с доступом «редактирование», поэтому для них открыта возможность просмотра и комментирования любого электронного материала, в том числе материалов друг друга. Этой возможностью можно активно пользоваться и организовывать не только проверку учителем выложенных на сайт домашних заданий, но и их взаимопроверку. Это может быть проверка заданий «по цепочке», когда проверяющий должен высказаться по поводу предыдущей выставленной работы, или проверка любой понравившейся работы, или проверка в закреплённых парах. Необходимость работы в минигруппах организует детей, дает осознание зависимости одного пользователя от другого, заставляет не пропускать задания и вносит элемент участия в общем деле, создает эффект соревнования среди сверстников и формирует ответственность за взаимоконтроль и выставленные отметки. Возможность комментирования работ одноклассников включает детей в диалог и поиск истины, кроме того все оставленные «следы» видят другие пользователи, что дает возможность учащимся корректировать собственную деятельность, т. е. осуществлять самоанализ.
На своем сайте представлены помимо обычных заданий, ссылки на интернет-страницы с интерактивными сервисами: on-line кроссвордами (например, http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=D59DDA82709B4727), тестами (например, http://gplinform.ucoz.ru/tests/0–42–0), интерактивными заданиями сайта http://learningapps.org и другие сервисы. Их использование позволяет организовать интерактивное взаимодействие между учителем и учеником, учеником и компьютером и вынести задания в новую плоскость. Используя интерактивный сервис, посетитель сайта не пассивно воспринимает предлагаемую информацию, а активно участвует в её формировании. Эта интерактивность сервисов позволяет создать и сохранить заинтересованную аудиторию сайта, одновременно производя контроль полученных знаний. По опыту работы, можно сказать, что ребёнок старается выполнить интерактивное задание несколько раз, пока не добьётся правильности решения. Электронная автоматическая проверка сервисами позволяет проходить задание многократно, при этом пользователь сразу (не отложено по времени) видит результаты своей деятельности и может их скорректировать, прежде чем отсылать учителю ответ (или скриншот).
На сайте имеется «Таблица продвижения» (открытая только для просмотра учащимися электронная таблица Google), отражающая картину выполнения заданий по мере продвижения. (Рисунок 4)
Рис. 4. Таблица продвижения
Она представляет собой таблицу, в первом столбце которой прописаны фамилии учащихся, а в заголовках других столбцов — даты и вид заданий. Учитель, проверив задания, фиксирует цветом ячейки, своими комментариями по решению наличие, отсутствие или требующее доработки задание. Существуют согласованные учителем с учениками правила учёта домашних заданий: невыполнение задания к уроку ведёт к снижению отметки, полученной на уроке, три красные ячейки (не выполненные задания) приводят к дополнительной двойке, все зелёные ячейки в четверти — дополнительная пятерка. Каждый новый урок начинается с проверки выполнения домашних заданий, демонстрации «Таблицы продвижения», при спорных вопросах демонстрация почты учителя с наличием или отсутствием входящих писем от учащихся. Таким образом, происходит целенаправленное наблюдение за результатами учащихся (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам) и оценка динамики образовательных достижений обучающихся.
На сайте существует страница «Лучшие работы». (Рисунок 5)
Рис. 5. Страница «Лучшие работы»
Она является аналогом выставки лучших работ или доски почёта в электронном виде. В данном разделе размещаются лучшие, самые интересные, оригинальные или достойные работы учащихся, результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ. Любой внутренний пользователь сайта может оценить (в комментариях) любую выложенную работу или прикрепить свою и надеяться на положительные отзывы одноклассников. Такая оценочная деятельность является ответственной, т. к. работы имеют творческий характер и не являются простым воспроизведением материала. Эти работы демонстрируют применение полученных знаний для оформления собственных работ.
Для оперативного информирования об интересных текущих конкурсах и результатах участия на сайте создана специальная страница «Конкурсы». (Рисунок 6)
Рис. 6. Страница «Конкурсы»
На ней даны прямые ссылки на страницы с конкурсами и олимпиадами и основные требования. Далее, работа над заданиями проходит очно, дети обращаются к учителю за помощью или самостоятельно принимают участие в олимпиадах и конкурсах. При участии в конкурсах соблюдается принцип добровольности, на этой странице указываются участники и победители конкурсов, даётся краткая оценка личностных результатов, достижений учеников, степени активности и самостоятельностив мероприятиях, что приводит к соревновательному эффекту и стимулирует учащихся к активной самостоятельной деятельности.
Эти страницы сайта могут быть частью портфолио учащихся, т. к. становятся средством накопления информации об образовательных результатах ученика.
На сайте также имеется страница «Электронные образовательные ресурсы», где сделана подборка ссылок для подготовки к ГИА и ЕГЭ. (Рисунок 7)
Рисунок 7. Страница «Электронные образовательные ресурсы»
Некоторые ресурсы (например, on-line тесты) мною используются непосредственно на уроке, к другим (задачи по темам) обращаюсь в домашних заданиях.Ученики самостоятельно могут оценить свой уровень подготовки к экзамену, провести самоанализ и сделать выводы. Подобная практика позволяет ученику скорректировать свою деятельность, лучше подготовиться к итоговой аттестации.
Работа на сайте учащимся помогает решать многие задачи:
умение работать с текстом,
понимать и выполнять инструкции,
закрепление навыков социального общения в сети,
владение специальными практическими навыками (электронной почтой, создание скриншота, сохранение его как картинки, оформление материалов в различных офисных приложениях),
умение формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение, отстаивать свою точку зрения.
С течением времени выявляются и некоторые трудности, негативные стороны использования Google-сайта для организации коллективного пользования в учебном процессе. Например, при размещении комментариев есть возможность списывания детьми ответов друг у друга; задания в большинстве своём не являются индивидуальными; Google сайт не позволяет администратору проводить подробный анализ посещений сайта, чтобы иметь возможность наблюдать, насколько активно основная целевая группа, учащиеся, используют данный ресурс; для отражения полной картины итогов учебной деятельности нужен электронный журнал (или ссылка на него), отражающий данные о текущих и итоговых оценках по предмету. Кроме того, необходимо учитывать техническую сторону вопроса, а именно: отсутствие интернета; поломка компьютера; запрет (или принципиальная позиция) родителей на выход в интернет; другие причины, независящие от детей. В этом случае задание остаётся не выполненным и необходимо искать способы альтернативного выполнения заданий. Для учителя самая большая трудность — это администрирование сайта, качественное актуальное ведение его, которое занимает достаточно много времени учителя.
Хочется отметить, что позитивных сторон использования учебного сайта гораздо больше. Не указанными выше остались: выполнение заданий в любое удобное для учащегося время; проверка выполнения производится до урока (в основном дома) и, значит, не занимает время урока; оперативная обратная связь с учеником (при неверном выполнении работы, учитель высылает ответное письмо с просьбой переделать задание); любой ответ можно продемонстрировать как пример или антипример на уроке.
Конечно, сайт никогда не станет завершённым, он, по своей идее, должен дополняться актуальной информацией и изменяться. Любой интернет-проект существует до тех пор, пока на нем появляются новые материалы и пользователи.
Таким образом, использование образовательного сайта с возможностью различных видов контроля и оценки знаний, повышает качество обучения и обеспечивает внедрение новых форм представления учебной информации. С помощью данного инструмента происходит часть текущего оценивания, тесно связанного с процессом обучения. Работа сайтом в комплексе с другими формами работы по оцениванию результатов учебной деятельности учащихся выстраивает систему контрольно-оценочной деятельности на уроке информатики. Так, например, на уроке применяется система зачётных уроков, на которых проверяются итоговые теоретические знания по конкретной теме. Оценивается практическая работа на уроке по применению теоретических знаний. Для того чтобы скорректировать знания, применяется ряд промежуточных самостоятельных работ.
На сегодняшний день существует достаточно большое число тестов по предмету и электронные программы, с помощью которых их можно создать. Завершающей работой становится итоговая контрольная работа за курс всего года обучения. Все средства, формы и методы, использованные мной, призваны обеспечить самое главное — комплексную оценку результатов.