К вопросу о функциональной составляющей восточнославянского бога Перуна | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.12.2015

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Суровегина, Е. С. К вопросу о функциональной составляющей восточнославянского бога Перуна / Е. С. Суровегина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 819-822. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23853/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

В работе освященные основные функциональные характеристики восточнославянского громовержца (Перуна), основываясь на гипотезах выдвинутых научным сообществом в XX и XXI века.

Ключевые слова: восточные славяне, Перун, функциональная характеристика.

 

Цель данной работы заключается в обзоре и систематизации историографических данных посвящённых набору функциональных характеристик одного из самых загадочных божеств восточнославянского пантеона — Перуна. Наибольшего распространения набор гипотез, выдвигаемых научным сообществом при характеристике рассматриваемого божества, получил в XX и XXI веках.

Проведённый анализ показал распространение в исследовательской среде XX-XXI вв. следующих концептов связанных c образом бога Перуна:

  1.                 Исходя из содержащихся в «Повести временных лет» клятв, где дружинники вместе с оружием, клялись именем Перуна (Клятва 907 г.: «Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир» [1, с. 24]), многие авторы склонны делать вывод, о том, что Перун славянский бог войны или, что воинская функция для него является первостепенной. Такой точки зрения придерживаются исследователи этнолингвистики В. В. Иванов и В. Н. Топоров, выводя военный функционал Перуна из индоевропейской традиции. Так с начала героической эпохи расселения индоевропейцев (конец III тыс. до н. э.), в социальной структуре племен, возрастает роль военной функции, что и выдвигает бога грозы на первый план. Соответственно, напрашивается вполне закономерный вывод, о том, что в период складывания Древнерусского государства и большой военной активности первых киевских князей, Перун наделяется военной функцией. В. В. Иванов и В.Н Топоров, проводят параллель и с арийским богом Индрой, повелителем битв и мужей, считая, что всем «громовикам» свойственен патронат над военной дружиной и лично её вождём.

Свидетельства в пользу военной функции славянского громовержца можно найти и в иностранных нарративных источниках. Так, византийский писатель Прокопий Кесарийский собрав информацию о славянах, проживающих к северу от дунайской границы Византийской империи, и находящихся в состоянии повышенной военной активности, сделал естественный вывод, что в их мировоззрении «громовик»-воитель («Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды» [2]) вышел на первое место, оттеснив других богов.

Однако воинскую функцию Перуна ставят под сомнение представители от современного язычества Д. А. Гаврилов (волхв Иггельд) и С. Э. Ермаков считая, что одного только упоминания оружия рядом с именем Перуна в текстах договоров с Византией для исключительно воинского функционала не достаточно. Кроме известного имени Перуна, в тексте присутствует и имя некоего Велеса. Академик Б. А. Рыбаков, выдвинул предложение о том, что при заключении договора присутствовали как воины, клявшиеся оружием и Перуном так и купцы, скреплявшие свою клятву именем бога Велеса. Но тогда возникает вопрос, а на чем же клялись купцы? Упоминания об этом в текстах договоров нет. Соответственно Гаврилов Д. А. и Ермаков С. Э. делают вывод о том, что «оружие — предмет непосредственно к Перуну не относящийся» [3, с. 191]. Авторы обращают внимание и на то, что в текстах сравнительно поздней Новгородской 4-й и Патриаршей летописях вообще отсутствует упоминание о Перуне, что лишний раз доказывает отсутствие связи между оружием и Громовержцем.

  1.              С приходом на киевский престол княжеского дома Игоревичей, происходит утверждение Перуна в качестве основного, главного божества в новом пантеоне Владимира. Так как изначально культ Перуна, был княжеским культом Игоревичей, можно выделить еще одну функциональную характеристику исследуемого божества, а именно «покровительственную». Божественный патронат над княжеским домом и его дружиной, несшей в себе военный характер, напрямую пересекается и с военной функцией громовержца. Так Е. В. Аничков в работе «Язычество и Древняя Русь», констатировал, что культ Перуна изначально был дружинно-княжеским культом киевских Игоревичей [4, с. 319]. Ученый развивает эту мысль, основываясь на фразе, взятой из фрагмента «Повести временных лет» повествующей о локации кумиров и, в частности, идола Перуна «за теремным двором». Аничков подчёркивает, что верховного положения в пантеоне Перун достиг тогда, когда произошло абсолютное утверждение князя и дружины в роли верховной политической власти, и Владимир объявил свой военно-дружинный культ общим культом: «Под горой, внизу, стоял Волос, бог всей Руси, выше его значительнее, уже тогда для всей Руси, на холме, стал возвышаться и был теперь издалека виден Перун, окруженный сонмом других богов» [4, с. 320].

Б. А. Рыбаков соглашается с мнением Е. В. Аничкова в том, что Перун «бог княжеско-дружинных социальных верхов, прямо связанных с рождением государственности» [5, с. 66]. Великокняжеский характер культа Перуна, согласно версии Рыбакова, подчеркивался еще и тем, что его святилище было установлено не только в столице, но и на северной границе Руси во втором стольном городе — Новгороде.

К покровительственной функции склоняется и Д.А Гаврилов, с поправкой на то, что Перун является покровителем лишь одного князя в том смысле: «что князю надо править (в том числе и карать за непослушание холопов, данников и прочих с применением воинской силы)» [3, с. 197].

В противовес предыдущим исследователям, Ю. В. Кривошеев утверждает, что «нет оснований его (Перуна) военное предназначение связывать только с княжеской дружиной, тем более как феодальным институтом» [6, с. 7]. Известно, что восточные славяне были воинственным народом и в военных действиях учувствовала не только княжеская дружина, но и все мужское население, а основной боевой единицей выступали волостные общинные ополчения. Таким образом, и простой общинник и представитель социальной верхушки усматривали в Перуне ««создателя молний», бога-воителя, «владыку всего»» [6, с. 7].

  1.            Ф. С. Капица в работе «Тайны славянских богов», высказывает диаметрально противоположное предположение, называя Перуна «основным богом земледельческого культа, олицетворением грома и молнии…, поскольку именно от него зависело появление дождей, необходимых для посевов» [7, с. 87]. Вместе с ним сторонником данной точки зрения является Н. М. Гальковский. Исследователь отмечает, что в современной речи слово «перун» не используется, а вот слово «переть» можно услышать довольно часто в различных значениях. Так «переть» значит: 1) надвигаться, медленно лезть, напирать; 2) грубо обладать, оплодотворять, спаривать, оттуда пара — двое, пар — теплота; 3) от глагола преть происходит слово пар — испарение; 4) словом «пареня» иногда называют поле, на которое вывезен навоз; 5) глагол «парить» означает подвергать одновременно теплу и влаге [8, с. 20–21]. Принимая во внимание все выше изложенное, Гальковский приходит к выводу: «в Перуне олицетворялась быстро надвигающаяся туча, несущая дождь и оплодотворяющая землю» [8, с. 21].

В. Н. Путилов, так же разделяет точку зрения Н. М. Гальковского о том, что Перун — это бог грозы. В последней, древний человек видел животворящий источник, который оплодотворял землю, поэтому исследователь и признает данную функцию громовержца главной. О Перуне как «о божестве, посылающем летние дожди, подателе земных урожаев, покровителе земледелия» [9, с. 16] говорит, и Я. Е. Боровский в книге «Мифологический мир древних киевлян».

Принимая во внимание вышеизложенное, следует констатировать, что «земледельческая функция» может, является, наряду с «военной» и «покровительственной» одной из ипостасей славянского громовержца.

  1.           Анализируя сохранившиеся суеверия, пословицы и поговорки о Перуне («Перуном спалило», «Чтоб тебя Перун убил», «Перунова стрела в тебя» [10, с. 113–114; 11, с. 13]), С. А. Токарев не соглашается с мнением авторов, считавших культ славянского громовержца официальным, княжеским культом, оставшимся чуждым для народа, так как, по его мнению «было бы странно, если бы древний славянин-земледелец оставлял без внимания летние грозы и дожди, от которых зависела судьба его урожая и всего его хозяйства, если бы они не отражались в его сознании суеверными представлениями…» [10, с. 113–114]. Таким образом, автор рассматривает культ громовержца как общенародный.

Н. М. Гальковский в книге «Борьба христианства с остатками язычества» весьма доказательно демонстрирует, что Перун был «…божеством не аристократии, а простонародья» [8, с. 23]. Ссылаясь на «Слово Св. Георгия», где «сообщается, что Перуну долго еще молились по украинам, т. е. когда уже в городах язычество было совершенно оставлено и забыто. Долгую помять о Перуне подтверждает и Христолюбец» [8, с. 23].

Ф. С. Капица так же разделяет мнение, о том, что культ Перуна был общенародным, распространенным на всей территории проживания славян. Исследователь подчёркивает тот факт, что в «Повести временных лет» летописец отметил, что Перун «есть мног», иначе говоря, «Перунов на земле много» [7, с. 88].

  1.              Обращаясь к образу Перуна в «Славянских древностях» Л. Нидерле развивает концепцию о том, что славянский громовержец являлся не локальным божеством, и был распространен не только у восточных славян, но и у южных, западных и полабских. «О его существовании у южных славян свидетельствует ряд топонимических наименований на Балканском полуострове, название цветка «Перуника», сообщение VII в. «Об оракуле Пырине», а также термин «перун» в переводе Иоанны Малалы X века, где он соответствует термину dia» (На западе имя Перуна удержалось в местных польских именах, а также в словацких поговорках. С культом Перуна можно связать и два древних известия о палабских славянах. В Коренице, городе поморских славян, поклонялись богу Porenutius, очевидно Перуновицу, а славяне на нижней Эльбе называли четверг perundan, то есть Перунов день [7, с. 277]).
  2.           Д. А. Гаврилов и А. Е. Наговицын (волхв Велемудр) к основному списку функционала исследуемого божества добавляют еще одну, заключающуюся в том, что Перун является богом-судьей. В качестве подтверждения судебно-покровительственной функции авторы обращаются к свидетельству Константина Багрянородного «положили (они) оружие свое и щиты, и золото, и приведены были к присяге Игорь и мужи его, и сколько было язычников Руси; а христианскую Русь приводили к присяге в церкви святого Ильи. Эту же функцию они находят и в индоевропейской мифологии, где еще ведические арии наделяли Индру правом судьи. Вместе с тем, данное предположение язычников нельзя назвать новым, так как о судебной функции Перуна еще в начале XIX века писал Г. А. Глинка «… он был ужасное громомечущее божество: а потому в смысле нравственном беззаконных казнитель и изтребитель» [12, с. 26].

Таким образом, все реконструированные исследователями функциональные характеристики славянского громовержца можно разделить на шесть разных групп.

Первая группа исследователей приписывает Перуну воинскую функцию, основываясь на текстах договоров руссов с Византией. Следующая группа называет культ Перуна дружинно-княжеским покровительственным культом киевских Игоревичей. Третья, показывает славянского громовержца основным богом земледельческого культа, подателем летних гроз и животворящего дождя. В соответствии с четвертой группой функциональных характеристик, данный культ считается общенародным, а не принадлежащим только славянской аристократии. Эта функция основывается на сохранившимся до наших дней фольклорном материале. Еще одна точка зрения состоит в том, что культ громовержца был характерен не только для восточных славян, но и для славянского мира в целом, о чем свидетельствует ряд топонимических названий. Последняя наделяет Перуна судебной функцией, проводя параллель с индоевропейской мифологией.

 

Литература:

 

1.                  Повесть временных лет. Перевод Лихачева Д. С., Творогова О. С. СПб: ВИТА НОВА, 2012.

2.                  Прокопий Кесарийский. Война с готами. Пер. с греч. С. П. Кондраьева. М.: «Наука», 1950.

3.                  Гаврилов Д. А., Ермаков С. Е. Древние боги славян. М.: Вече, 2011.

4.                  Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб, 1914.

5.                  Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.

6.                  Кривошеев Ю. В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л.: Знание, 1988.

7.                  Капица Ф. «Тайны славянских богов. М.: РИПОЛ классик, 2007.

8.                  Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. Харьков, 1916.

9.                  Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян». — Киев: «Наукова думка», 1982

10.              Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX– начала XX века. — М.: «ЛИБРОКОМ», 2012.

11.              Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. — СПб, «Азбука», 2000.

12.              Глинка Г. А. Древняя религия славян. — Митава: тип. И. Ф. Штефенгагена и сына, 1804.

Основные термины (генерируются автоматически): Перун, славянский громовержец, культ Перуна, том, бог, военная функция, имя Перуна, славянин, воинская функция, земледельческий культ.


Ключевые слова

восточные славяне, Перун, функциональная характеристика

Похожие статьи

Особенности иконографии орнитаморфных образов

В данной статье рассматриваются вопросы зарождения и развития орнитаморфных образов на территории Сибири. Характерные особенности иконографии в период Иткульской и Кулайской культур.

Новый подход к лингвистическому анализу гидронимов Центральной России

Статья посвящена лингвистическому анализу гидронимов. Предложен метод систематизации гидронимов по значению. Новый подход позволит проследить расселение и миграцию древних племен на территории центральной России, Восточной и Центральной Европы.

Фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий»

В статье автор исследует фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий», ищет аналоги образа Вия в славянском фольклоре, анализирует сюжет о смерти ведьмы, обобщает современные подходы филологов и историков к данной проблеме.

Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный феномен (к постановке проблемы)

В работе рассмотрено активное существование и деятельность в XIII–XV вв. такого интересного пространственно-территориального образования, как Сарайская епархия, располагавшегося в том числе на территории Подонья (Средний Дон). Кратко рассмотрена ее и...

Структурно-грамматические особенности фразеологических единиц соматического характера аварского языка

В статье автор классифицирует фразеологические единицы, определяются наиболее распространенные, приводятся примеры на аварском языке.

Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов

В статье предприняты попытки показать связь сказки с древним славянским эпосом, героями которого были языческие боги и духи на основе анализа образа Кощея Бессмертного. Исследованы разные версии относительно как этимологии имени Кощея, так и происхож...

К вопросу об отражении дохристианских представлений славян в древнерусских летописях и во внелетописной письменной традиции

В статье автор анализирует дохристианские представления славян, обращаясь к древнерусской летописной и внелетописной традиции.

Реализация представлений о духах природных локусов в украинской фразеологии

В статье проанализированы фразеологические единицы украинского языка, в которых отражены демонологические представление о духах природных локусов (земляного, полевого, водяного, лесного), описано этнокультурный фон возникновения исследуемых фразеолог...

К вопросу классификации фразеологизмов (на примере рассказов А. П. Чехова)

В данной работе классифицируются фразеологические единицы как средство характеристики человека в рассказах А. П. Чехова по происхождению и с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств.

Салическая правда как источник первых правовых учений

В данной статье автор предпринял попытку научного анализа отдельных актуальных влияний правового источника «Салическая правда». Особое внимание уделено вопросам влияния правовых норм Салической правды на современное законодательство.

Похожие статьи

Особенности иконографии орнитаморфных образов

В данной статье рассматриваются вопросы зарождения и развития орнитаморфных образов на территории Сибири. Характерные особенности иконографии в период Иткульской и Кулайской культур.

Новый подход к лингвистическому анализу гидронимов Центральной России

Статья посвящена лингвистическому анализу гидронимов. Предложен метод систематизации гидронимов по значению. Новый подход позволит проследить расселение и миграцию древних племен на территории центральной России, Восточной и Центральной Европы.

Фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий»

В статье автор исследует фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий», ищет аналоги образа Вия в славянском фольклоре, анализирует сюжет о смерти ведьмы, обобщает современные подходы филологов и историков к данной проблеме.

Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный феномен (к постановке проблемы)

В работе рассмотрено активное существование и деятельность в XIII–XV вв. такого интересного пространственно-территориального образования, как Сарайская епархия, располагавшегося в том числе на территории Подонья (Средний Дон). Кратко рассмотрена ее и...

Структурно-грамматические особенности фразеологических единиц соматического характера аварского языка

В статье автор классифицирует фразеологические единицы, определяются наиболее распространенные, приводятся примеры на аварском языке.

Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов

В статье предприняты попытки показать связь сказки с древним славянским эпосом, героями которого были языческие боги и духи на основе анализа образа Кощея Бессмертного. Исследованы разные версии относительно как этимологии имени Кощея, так и происхож...

К вопросу об отражении дохристианских представлений славян в древнерусских летописях и во внелетописной письменной традиции

В статье автор анализирует дохристианские представления славян, обращаясь к древнерусской летописной и внелетописной традиции.

Реализация представлений о духах природных локусов в украинской фразеологии

В статье проанализированы фразеологические единицы украинского языка, в которых отражены демонологические представление о духах природных локусов (земляного, полевого, водяного, лесного), описано этнокультурный фон возникновения исследуемых фразеолог...

К вопросу классификации фразеологизмов (на примере рассказов А. П. Чехова)

В данной работе классифицируются фразеологические единицы как средство характеристики человека в рассказах А. П. Чехова по происхождению и с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств.

Салическая правда как источник первых правовых учений

В данной статье автор предпринял попытку научного анализа отдельных актуальных влияний правового источника «Салическая правда». Особое внимание уделено вопросам влияния правовых норм Салической правды на современное законодательство.

Задать вопрос