В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают позицию системы образования (нормативный аспект) по отношению к образовательному уровню современного педагога в области ИКТ, затрагивают проблему несоответствия тенденции внедрения новых технологий степени готовности педагога-практика к осуществлению образовательной деятельности с использованием возможностей компьютерных технологий.
Ключевые слова:информационно-коммуникационные технологии, ИКТ компетенции, теория поколений, генерация, современный педагог.
Информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного общества, что доказывают инновационные тенденции образования и науки. Данные новшества входят в жизнь человека с начальной ступени образования, с помощью совокупности методов, программно-технических средств, интегрированных педагогом с целью использования в интересах заказчика государственных услуг в лице родителей и министерства образования.
В свою очередь данный заказ обусловлен рядом требований к личности педагога, его профессиональным качествам. Одним из таких качеств является наличие компетенций в области информационно-коммуникационных технологий. На сегодняшний день данное качество является одним из ведущих в образовательной деятельности, так как наличие представлений о функционировании персонального компьютера (ПК) и дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) доступно даже дошкольнику.
В рамках определенной нами проблематики мы выделяем следующие противоречия в вопросах ИКТ компетентности педагогов при наличии информационных потребностей и возможностей современных детей в области технологий:
- Между наличием в образовательных учреждениях детей нового поколения с иным отношением к информационной среде и неготовностью педагогов к осуществлению работы с такими детьми;
- Между стремлением детей использовать различные информационные источники и отсутствием у них умений и навыков в области грамотного использования возможностей ПК;
- Между необходимостью формирования правильного отношения детей к работе с компьютером и низким уровнем ИКТ компетентности у педагогов.
Педагоги, работающие в области развития и обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, выполняют различные образовательные задачи. Большое значение отводится развитию у детей навыков коммуникации, а также самостоятельному поиску, обработке и систематизации информации. При ознакомлении детей с какой-либо информацией следует активно включать в работу такие методы как анализ и синтез. При их использовании современный ребёнок стремится не только следовать заданному шаблону, но и делать собственные открытия, используя в своей деятельности аналитико-синтетический метод. Данный метод активно применяется при работе с ПК. Воспитатель (учитель) должен научить ребёнка работать с компьютером и сопутствующими программами, поскольку эта образовательная основа оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка.
Согласно профессиональному стандарту педагог должен уметь успешно действовать на основе практического опыта умения и знаний при решении профессиональных задач. Но этого недостаточно, для того чтобы «идти в ногу со временем» [п3.2]. Для обеспечения продуктивности образовательного процесса педагог должен обладать ИКТ компетенциями, которые предполагают квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач [3, п3.7].
В современном обществе компьютер и интернет прочно внедряются в воспитательно-образовательный процесс учреждений разного уровня. Для формирования качеств и умений у современного ребёнка педагог вынужден изучать возможности использования и внедрения ИКТ в свою профессиональную деятельность, чего и требует профессиональный стандарт педагога.
Современные дети зачастую хорошо разбираются в особенностях компьютерных программ и являются частыми пользователями интернет — ресурсов, в отличии от представителей старшего поколения. Согласно теории поколений (авторы — Нейл Хоув и Вильям Штраус), феномен опережающего развития современного ребенка можно объяснить с точки зрения выделенной авторами схемы [5]. В своей книге Generations («Поколения») они определяют каждое поколение как определенную систему ценностей, которые практически не совпадают с моделями поведения трех предыдущих поколений, но имеют заметное сходство с взглядами четвертого. В процессе своего исследования авторы пришли к выводу о том, что смена поколений обладает цикличностью. Они выделили четыре основных типа поколений, которые один за другим меняют друг друга.
- Поколение GI (1900–1923 г.р.);
- Молчаливое поколение (1923–1943 г.р.);
- Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г.р.);
- Поколение Х (1963–1984 г.р.).
На сегодняшний день исследователи выделяют два поколения, которые сравнивают с первыми двумя типами теории генераций:
- Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г.р.);
- Поколение Z (c 2000 по 2023 г.р.).
Хоув и Штраус утверждают, что основа системы ценностей закладывается в возрасте до 12–14 лет, именно в этот насыщенный обогащением информационной базы, формированием различного рода привычек период жизни важно привить ребенку правильное отношение к компьютеру, как источнику познавательной информации, а не способу времяпрепровождения [2, стр. 37]. Следует отметить, что согласно вышеупомянутой теории перечень поколений прошел виток времени и последнее место в списке, потеснив поколение миллениум, заняли дети генерации «Z». Эта генерация берет свой рассвет в период реформ в области образования, технологического прогресса и экономических перемен. Представители этого поколения обладают гораздо большими потребностями и возможностями, чем представители миллениума, в силу особенностей нового времени. Эти дети быстро «схватывают» нужную им информацию, имеют склонность к осуществлению ее поиска, поэтому главное в педагогическом процессе — направить эти задатки в правильное русло. В данной ситуации неоценима роль педагога, который сумеет обеспечить развитие детей данного поколения с учетом их потребностей и с помощью новшеств, которые сегодня активно внедряются в образовательный процесс. Мы считаем, что педагог нового времени должен быть способен прогнозировать ситуацию обучения и воспитания детей будущих генераций.
Говоря о проблеме формирования ИКТ компетенций у педагога, нужно особо подчеркнуть ее актуальность в свете аксиологического и информационного разрыва поколений, что является в частности, во многом следствием гиперроста информации и необычайно быстрого развития навыков поиска и работы с информацией у современных детей. Педагог должен быть полезен ребёнку, поэтому для эффективного овладения детьми ИКТ компетенциями последние должны быть сформированы у педагога, который в свою очередь выстраивает методику обучения детей работе с компьютером с учётом их возрастных особенностей и ценностных установок.
Современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь передавать накопленные знания детям. Современный учитель должен быть способен помочь обучающимся использовать ИКТ для успешного сотрудничества, решения возникших задач, осваивания новых знаний, умений и навыков, поскольку он ориентирован на развитие личности, способной самостоятельно владеть, применять, анализировать, синтезировать информацию, быть полноценным работником и гражданином. Педагогу необходимо знать следующие аспекты образовательного процесса:
понимание роли ИКТ в образовании;
учебная программа и оценивание;
педагогические практики;
технические программные средства ИКТ;
организация и управление образовательным процессом;
профессиональное развитие.
Существует три подхода в рамках информатизации в образовании [4], которые связаны с профессиональным развитием ИКТ компетентности педагога. Первый — «Применение ИКТ» требует от учителя способности помогать детям пользоваться ИКТ. Именно эта способность станет фундаментом эффективности учебной работы. Второй — «Освоение знаний» — требует от педагогов способности помогать ребёнку в глубоком освоении содержания учебных предметов (новой информации), применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире. Третий — «Производство знаний» — для него необходима способность помогать ребенку, производить (порождать) новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.
Вследствие вышесказанного, нами рассмотрена [4] и адаптирована (с учетом особенностей ДОО) структура ИКТ-компетенций педагога (таблица 1).
Таблица 1
Структура ИКТ-компетенций педагога
Модели |
Применение ИКТ |
Освоение знаний |
Производство знаний |
1. Применение ИКТ в образовании |
Знакомство с образовательной политикой государства |
Понимание образовательной политики государства и важности ИКТ для общества, личности |
Информационная политика (в дошкольных образовательных учреждениях и школе) |
2. Учебная программа и оценивание |
Базовые знания |
Применение знаний |
Использование, адаптирование и синтезирование информации и полученных ЗУНов |
3. Педагогические практики |
Использование ИКТ |
Решение комплексных задач, основанных на жизненном опыте с использованием ИКТ |
Способность к самообразованию и саморазвитию |
4. Технические программные средства ИКТ |
Базовый инструментарий |
Подбор инструментария учителем (педагогом), для достижения высокого уровня качества образования |
Распространяющиеся, современные технологии (повышение качества образовательного процесса) |
5. Организация и управление образовательным процессом |
Традиционные формы работы с дошкольниками и младшими школьниками |
Группы сотрудничества |
Развитие организации (ДОУ или НОО) |
6. Профессиональное развитие |
Компьютерная грамотность |
Помощь и наставничество |
Учитель (преподаватель) выступает в качестве мастера, профессионала в своём деле |
Для работы в рамках стадии «Производство знаний» педагоги должны обладать рядом умений, направленных на разработку цифровых образовательных ресурсов, способностью выстраивать учебную среду. ИКТ в данном случае являются инструментарием для формирования у детей (дошкольного и младшего школьного возраста) способности развивать своё критическое мышление. Таким образом происходит производство знаний детьми, что является ценным новообразованием для современного общества.
Грамотный подход педагога к использованию возможностей ИКТ позволяет:
предоставлять необходимую для того или иного мероприятия информацию в красочной, интересной форме на smart — доске или экране компьютера;
пробуждать у детей интерес к изучаемому объекту или предмету, вызывать эмоциональный отклик на полученную информацию;
создавать модели в рамках образовательного процесса, которые позволяют подробно рассмотреть особенности изучаемых объектов и явлений;
развивать речь, память, внимание, воображение ребенка, его творческие способности и т. д.
Исходя из обозначенных в данной статье возможностей использования ИКТ в деятельности ДОУ и начальной школы, а так же роли педагога в ситуации внедрения современных технологий, нормативных документов и необходимости их реализации, мы можем сделать вывод о том, что современное образование выходит на совершенно новый уровень развития. Подтверждением точки зрения авторов теории поколений является тенденция развития человека в ситуации внедрения новых технологий и информатизации общества.
В соответствии с рассмотренной теорией генераций и выявленной особой роли знаний, умений и навыков педагога в области современных технологий мы можем сделать вывод об актуальности проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО, о потребности в разработке современных программ, направленных на повышение компьютерной грамотности мастерства и профессионализма педагога. На повышение компьютерной грамотности должны влиять не только внешние мотивы (заработная плата, карьерный рост и т. д.), но и внутренние: потребность в саморазвитии, самообразовании и стремление не просто научить ребенка работе с компьютером, а воспитать у него информационную культуру, технологическую грамотность, отношение к компьютеру как к инструментарию для поиска познавательной информации. Лишь в этом случае мы можем говорить о том, что результатом работы такого педагога станет гармонично развитая личность, способная к собственным открытиям, в основу которых входит решение комплексных задач, основанных на жизненном опыте и решаемых при помощи ИКТ технологий.
Литература:
- Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
- Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации Юнеско. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf
- Шамис Е. М. «Шпаргалки поколения X: как воспитывать новое поколение?». — http://letidor.ru/article/evgeniya_shamis_shpargalki_pok_117053/