Анализ системы содействия трудоустройства молодежи в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.12.2015

Статья просмотрена: 3761 раз

Библиографическое описание:

Киселёв, А. В. Анализ системы содействия трудоустройства молодежи в Российской Федерации / А. В. Киселёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 553-556. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23861/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Молодежная политика является неотъемлемой и важной частью общей государственной политики любого государства, т. к., во-первых, молодежь является обособленной социально-демографической группой, которая отличается своими возрастными рамками и статусом, занимаемым в обществе, и, во-вторых, по сути, является основным инновационным ресурсом экономики. Последнее объясняется тем, что молодые специалисты это трудовые ресурсы, которые придут на смену существующим и будут составлять основной кадровый состав государства. Содействие занятости молодежи со стороны органов государственной и муниципальной власти выступает механизмом, с помощью которого государство помогает молодежи реализовывать, в частности, ее трудовой потенциал.

Одним из основных направлений Федерального агентства по делам молодежи является «Содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи», которое объединяет три блока:

                    содействие профессиональному самоопределению молодёжи;

                    развитие молодёжного предпринимательства;

                    поддержка работающей молодёжи.

Внутри каждого из блоков существуют свои программы, которые направлены на их реализацию. Среди них стоит выделить программу «Ты — предприниматель», направленную в основном на вовлечение молодых людей в предпринимательство. По данным агентства, за время реализации программы было охвачено 68 субъектов Российской Федерации, в которых было задействовано свыше 700 000 новых предпринимателей. В итоге было открыто более 10 300 новых рабочих мест с более чем 20 000 новыми рабочими местами.

Другой составляющей направления является программа «Работающая молодежь». Как видно из названия, она, прежде всего, направлена на молодых людей, которые уже нашли своё место на рынке труда. Основные задачи, которые здесь ставит государство, это:

                    повышение в молодежной среде престижности работы на промышленных, транспортных и сельскохозяйственных предприятиях;

                    создание целостной системы работы с молодежью на предприятиях через молодежные организации и объединения;

                    совершенствование форм социального партнерства в решении проблем работающей молодежи;

                    реализация программ и проектов гражданского и патриотического воспитания работающей молодёжи;

                    развитие факторов, способствующих повышению профессионального уровня молодых работников;

                    создание системы информационно-методического обеспечения деятельности по поддержке работающей молодежи;

                    обобщение и распространение опыта работы с молодежью на промышленных предприятиях и в организациях, создание методики организации деятельности общественных объединений на предприятиях;

                    поддержка научной и рационализаторской деятельности работающей молодежи;

                    обобщение и распространение имеющегося опыта работы с молодежью на промышленных предприятиях и в организациях, создание методики организации деятельности общественных объединений на предприятиях.

Ещё одна программа «Содействие профессиональному самоопределению молодежи», нацеленная на развитие системы профориентации, для того, чтобы у молодых людей правильно сформировались представления о рынке труда, профессиях, системе образования и т. д. Также отмечается, что выбор профессионального пути влияет не только на самого молодого человека, но и на всю страну в целом. Объясняется это тем, что правильный выбор будет содействовать более продуктивному процессу обучения и повысит эффективность молодого специалиста на рабочем месте, что в свою очередь скажется на повышении производительности труда, росте ВВП и социально-экономическом развитии страны. [3]

Подводя итог деятельности Федерального агентства по делам молодежи можно сказать, что каких-либо конкретных мер по содействию трудоустройству молодежи нет. Идея создания эффективной системы профориентационной работы, без каких-либо конкретных мер по дальнейшему трудоустройству, является голословной. Помимо этого, у молодого поколения нет стимулов идти на рабочие специальности, т. к. это непрестижно и малооплачиваемо. В рамках каждого из блоков существуют отдельные положения помощи трудоустройству, но в целом их основная задача сводится к другому.

Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р была принята Стратегия государственной молодежной политики до 2016 года (далее — Стратегия) [1]. Согласно Стратегии, реализация государственной молодежной политики была разбита по трем основным направления:

                    вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

                    развитие созидательной активности молодежи;

                    интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Для реализации приоритетных направлений были разработаны специальные проекты. В рамках проекта «Карьера» ставилось две цели: самоопределение молодежи на рынке труда и развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи. Для достижения этих целей были предусмотрены следующие мероприятия, направленные:

                    на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;

                    на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;

                    на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;

                    на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;

                    на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и обеспечение его законных прав и интересов;

                    на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.

Далее уточняются категории лиц, по отношению к которым направлен данный проект:

                    от 14 до 18 лет — несовершеннолетние участники, выполняющие временные работы на основе частичной занятости и ответственности;

                    от 18 до 30 лет — совершеннолетние участники, в основном обучающиеся и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а также участники, частично занятые во время учебы;

                    молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск 1-го рабочего места.

По отношению к 1-й группе предусматривается оказание содействия в организации трудовой практики и приобщение молодых людей к труду и решению задач самообеспечения. В отношении 2-й группы молодежи будут поддержаны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее. Применительно к 3-й группе внедряются эффективные формы и механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов трудоустройства молодежи.

При этом, какие конкретно механизмы и мероприятия будут проводиться опять же указано не было.

В соответствии с законом об «Основах государственной молодёжной политики до 2025» [2] (далее Основы), принятым Распоряжением Правительства Российской федерации от 29 ноября 2014 года, в системе комплексной политики, направленной на молодежь, отдельной строкой выделена задача по созданию условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта». Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

                    обеспечение механизмов высокопроизводительной занятости молодежи путем создания новых и модернизации существующих рабочих мест;

                    создание базовых условий для реализации предпринимательского потенциала молодежи, в том числе социального, а также создание и поддержка деятельности общественных объединений, направленной на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства;

                    развитие трудовой и проектной активности молодежи путем совмещения учебной и трудовой деятельности (в том числе путем развития профильных студенческих отрядов);

                    создание условий для развития профориентационной работы среди молодежи и построение эффективной траектории профессионального развития;

                    создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для него виды деятельности, а также стимулирование работодателей, принимающих на работу молодежь из наиболее социально незащищенных категорий;

                    целенаправленная и системная поддержка молодежных программ и проектов, направленных на развитие созидательной деятельности сельской молодежи, а также молодежи малых городов и моногородов;

                    привлечение в районы Сибири и Дальнего Востока, а также в сельскую местность молодежи из других регионов России путем создания благоприятных условий для ее трудовой деятельности;

                    развитие системы поддержки молодых ученых, включающей меры содействия их участию в научных обменах, а также создание условий для развития деятельности советов молодых ученых, студенческих научных обществ и клубов молодых исследователей;

                    создание условий для самореализации молодежи во всех субъектах Российской Федерации, стимулирование трудовой, образовательной и социальной мобильности молодежи;

                    развитие института наставничества в образовательных и других организациях, а также на предприятиях и в органах государственной власти;

                    создание равных условий молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности;

                    развитие моделей адресной помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

                    формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности;

                    развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих и трудовых коллективах, а также по месту жительства;

                    активное вовлечение молодежи в процесс развития Евразийского экономического союза, укрепления общего гуманитарного пространства Содружества Независимых Государств и привлечение перспективной зарубежной молодежи к реализации российских социально-экономических проектов;

                    поддержка участия российской молодежи и молодежных объединений в международных структурах, а также в работе международных форумов, конференций и фестивалей;

                    содействие в реализации программ двусторонних молодежных обменов, а также развитие сотрудничества с молодежными организациями соотечественников, проживающих за рубежом.

Однако способы реализации данных мер в Основах предусмотрены также не были, что наталкивает на мысль о целесообразности документа, т. к. по сути, он является продолжением Стратегии, в которой были свои недостатки. В новом документе эти недостатки не только не были устранены, но и добавились только новые.

Как видно, каких-либо конкретных инструментов реализации содействия трудоустройству молодежи со стороны центральных органов власти нет, большая их часть отдается региональным властям. Среди них можно выделить следующие меры:

  1.                Участие в общественных работах, временном трудоустройстве и стажировках. Данная мера направлена в первую очередь на то, чтобы молодой человек приобрёл опыт работы. Основная аудитория это люди, впервые ищущие работу после окончания учебных заведений. Однако, плата за работу невелика, поэтому молодежь пользуется этой возможностью весьма неохотно;
  2.                Открытие молодежных бирж труда и молодежных центров трудоустройства и информации. Организации помогают трудоустроиться подросткам и молодежи на постоянной или временной основе, а также оказывают юридическую и информационную помощь;
  3.                Помощь молодым предпринимателям. Молодым людям, предоставляются льготные условия кредитования для стартового капитала. Особенно инициатива открыть собственное дело поддерживается в малых городах и сельской местности, т. к. это в свою очередь способствует созданию новых рабочих мест;
  4.                Проведение ежегодных ярмарок труда. Ярмарки труда позволяют людям ознакомиться с банком вакансий и самостоятельно выбрать себе рабочее место.

Также во многих городах открыты Центры содействия занятости молодежи, которые действую либо автономно, либо в составе городского центра занятости населения. Основная их деятельность сводится к содействию:

                    во временной трудовой занятости учащейся (школьники и студенты) молодёжи в период летних каникул, в том числе создание трудовых бригад, трудовых лагерей и иных форм сезонной занятости;

                    в прохождении практики, стажировки и трудоустройстве молодых специалистов;

                    включении молодежи в новые виды деятельности для ее эффективного самообеспечения;

                    внедрению эффективных форм и технологий профессионального и социально–правового просвещения и ориентирования молодежи на рынке труда;

                    в планировании и развитии профессиональной карьеры.

Но из-за недостаточного бюджетирования многих муниципальных образований и эти мероприятия оказываются зачастую описанными лишь на бумаге.

Таким образом, с одной стороны, государство проявляет заинтересованность в развитии молодежного сектора труда, что выражается в детально разрабатываемых проектах по обеспечению рабочими местами молодых специалистов, с другой, — реализация подобного рода программ сталкивается с отсутствием практической реализации, что в немало степени обусловлено недостаточностью бюджетирования и отсутствием рабочих мест, неудовлетворительной работой местных органов управления и разработанных планах на местах.

 

Литература:

 

  1.                Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р // Рос. газ. — 2014. — 8 дек.
  2.                Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. — № 52. Режим доступа: http://www.szrf.ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=2006052000&docid=74 (16 октября 2015)
  3.                Содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам молодежи. Режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/directions/kariera/ (8 августа 2015)
Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, создание условий, работающая молодежь, развитие, вид деятельности, государственная молодежная политика, молодой человек, развитие моделей, Российская Федерация, трудоустройство молодежи.


Похожие статьи

Анализ государственной молодежной политики России в области занятости и трудоустройства выпускников учреждений высшего образования

Развитие налогового учета в Российской Федерации

Анализ деятельности молодежных организаций в контексте молодежной политики Федеративной Республики Германия

Оценка предпосылок и перспективы развития контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Анализ развития системы реабилитации в РФ и Оренбургской области

Изучение практики существующей оценки деятельности исполнительной власти субъектов РФ

Проблемы развития организационной культуры в органах государственной власти субъектов РФ

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Похожие статьи

Анализ государственной молодежной политики России в области занятости и трудоустройства выпускников учреждений высшего образования

Развитие налогового учета в Российской Федерации

Анализ деятельности молодежных организаций в контексте молодежной политики Федеративной Республики Германия

Оценка предпосылок и перспективы развития контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Анализ развития системы реабилитации в РФ и Оренбургской области

Изучение практики существующей оценки деятельности исполнительной власти субъектов РФ

Проблемы развития организационной культуры в органах государственной власти субъектов РФ

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Задать вопрос