В статье рассмотрена проблема взаимосвязи психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы, проанализирована актуальность данной проблемы.
Ключевые слова: психические состояния, межличностное общение, старшие подростки.
В современном мире актуальным является рассмотрение проблемы взаимосвязи психических состояний и особенностей межличностного общения у детей в пубертатном периоде развития. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что процесс взаимосвязи психических состояний и характер межличностного общения по сравнению с другими психологическими явлениями изучен довольно мало. Интерес к таким исследованиям быстро возрастает, т. к. психические состояния и межличностное общение являются важными составляющими поведения человека. В педагогике и психологии подростковый возраст занимает центральное место, т. к. в подростковом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, оценивание себя, возникают рефлексия, самоконтроль и т. д. Однако, недостаточная изученность взаимосвязи психических состояний, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и свойствами, которые характерны для данного возраста, существенно уменьшает эффективность различных педагогических методов обучения и воспитания детей подросткового возраста. Подростковый возраст характеризуется тем, что он находится на рубеже перехода из детского возраста к взрослому образу жизни. По сути, это самая важная характеристика подросткового возраста. В этом возрасте поведение подростков претерпевает значительные изменения и во многом зависит от психического состояния и межличностного общения со сверстниками.
Сельские подростки существенно отличаются от городских подростков. Сельским подросткам характерна практичность, открытость, дружелюбность, общительность, эмоциональная устойчивость, присуща некая удовлетворенность положением каких-либо дел, можно сказать, что они более спокойные, склонные к групповой деятельности, существенно различаются условия труда села (огород). Городские подростки характеризуются более высокими показателями вербального и общего интеллекта. Например, городские подростки возбудимы, энергичны, в некоторой мере даже импульсивны, активны, у них может наблюдаться эмоциональная неустойчивость, высокая тревожность. Городские жители характеризуются большим количеством населения, даже разными этносами. Существенно различается речь и поведение сельских подростков от городских. Обучение в городских школах положительно сказывается на интеллектуальном развитии подростков, но нельзя не учитывать присущую им тревожность, эмоциональную неустойчивость, которые могут в определенной степени препятствовать полноценному развитию интеллектуальных возможностей подростка [1, с. 56].
Таким образом, обучение в воспитание подростков в мало населенном пункте и городе по-разному влияют на показатели интеллектуального и личностного развития детей, на межличностное взаимодействие со взрослыми и сверстниками
Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом изучении и установлении взаимосвязи между психическим состоянием и особенностями межличностного общения старших подростков сельской школы.
Объектом исследования являются непосредственно психические состояния и особенности межличностного общения старших подростков сельской школе.
Предметом исследования является характер взаимосвязи межличностного общения старших подростков с их психическими состояниями.
Психическое состояние представляет собой как наиболее сложная, многофункциональная система, для которой характерно в различные возрастные периоды: усложнение внутреннего состояния подростка и самоконтроля, расширение каких-либо пространств, увеличение сложности их переживания, большая их осознанность. У подростков наблюдаются как отрицательные (тревожность, агрессивность, стресс, ригидность), так и положительные психические состояния (счастье, любовь и др.). Состояния, переживаемые подростком в данном возрасте характеризуются устойчивостью (по сравнению с младшими возрастами), противоречивостью, усложнением семантических пространств и др. Также подростковый возраст является одним из самых непростых переходных возрастных периодов, так в этом возрастном периоде перед ребенком стоит выбор, либо пойти учиться в старшие классы, либо продолжить обучение в техникумах, училищах. В подростковом возрасте в значительной степени изменяется поведение, характер общения подростка с окружающими, перестраивается психика в целом, изменяется общение со сверстниками, оно становится интимно-личностным, появляются новые формы взаимодействия со сверстниками [4, c. 18].
Итак, подростковый возраст является одним из важных периодов становления личности, когда дети проявляют как детские, так и взрослые черты. Особенности, которые свойственны только подростковому возрасту, можно заметить и при исследовании психических состояний. По мнению Е. П. Ильина психические состояния, которые переживают подростки, в наибольшей степени связаны с общением. При этом у детей подросткового возраста сохраняется отрицательное отношение к себе, из-за этого данный возраст характеризуется предрасположенностью к отрицательным эмоциям и изменениям в мотивационной сфере [2, с. 25].
Проблемами подросткового возраста, такими как взаимоотношения с окружающими и сверстниками, занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как К. К. Платонов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. К. Маркова и т. д. Изучением подростков посвятили много времени и такие авторы, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, К. И. Давыдов и многие другие.
К особенностям подросткового возраста относится повышенная конфликтность, агрессивность, тревожность, зависимость от окружающих и сверстников, озабоченность вопросами пола, поиск своего «образа Я», чувство взрослости, рефлексия и многие другие. Ученые Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова считают подростковый кризис самым трудным, способствуют возникновению острой эмоциональной нестабильности подростка. В современных условиях общества к типичным проблемам подросткового возраста относится проблема постоянного усовершенствования учебной деятельности, которое выражается в появлении новых предметов, увеличении количества изучаемых предметов, общего объема информации, знание иностранных языков и необходимости достаточно раннего профессионального самоопределения (либо пойти учиться в старшие классы, либо продолжить обучение в техникумах и училищах). Трудность состоит также в том, что, начиная подготовку к профессиональной деятельности, подростки еще не готовы по-взрослому относиться к себе и, в частности, эффективно регулировать свои психические состояния, что не может не отразиться на продуктивности деятельности и на отношениях с окружающими. В большинстве случаев, выбор за подростка в данной ситуации принимают родители [3, с. 34].
Проблемой межличностного общения подростков занимались такие исследователи как Л. И. Божович, В. А. Горянина, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев, Е. П. Ильин и многие другие. Межличностные отношения представляют собой систему взаимодействия с окружающими, взрослыми и сверстниками. Стремление быстрее стать взрослым приводит часто к поиску собственного образа жизни подростка и его деятельности. Направления поиска могут быть различны, например, бросить школу, пойти учится в другое учебное заведение (техникум), начать зарабатывать деньги (подработки), некоторые подростки пытаются утвердить себя в новой позиции, подражая поведению взрослых: начинают курить, употреблять спиртные напитки в большом количестве, одеваться по взрослому, пробуют наркотики, знакомятся с сексуальными отношениями, для них очень характерно внимание к внешнему виду и т. д. Межличностное общение старших подростков играет значительную роль в формировании личности, развитии и воспитании подростка на каждом возрастном этапе. От того, как происходит взаимосвязь психических состояний и межличностного общения старших подростков, зависит успешность профессиональной деятельности, активность подростка в общественной жизни, происходит преодоление трудностей в процессе взросления. В особенности данная взаимосвязь мало изучена в сельских школах.
Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы мало изучена, поэтому требует эмпирического исследования.
В нашем исследовании участвовало 20 старших подростков МБОУ Шараповской СОШ Шатковского района. В качестве диагностического инструментария использовались: методика «Диагностика самооценки психических состояний» Г. Айзенка; «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири.
Результаты диагностики психических состояний респондентов представлены в таблице 1 и графически на рис. 1.
Таблица 1
Результаты диагностики самооценки психических состояний (в %)
Уровень выраженности псих. состояний |
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессивность |
Ригидность |
Низкий |
40 % |
35 % |
35 % |
15 % |
Средний |
40 % |
50 % |
55 % |
80 % |
Высокий |
20 % |
15 % |
10 % |
5 % |
Как видим из таблицы 1, низкий уровень тревожности выявлен у 40 % исследуемых, высокий — у 20 %, у остальных средний уровень. Низкий уровень фрустрации выявлен у 35 % исследуемых, высокий — у 15 %, у остальных 50 % средний уровень. Низкий уровень агрессивности выявлен у 35 % исследуемых, высокий уровень у 10 % исследуемых, средний уровень выявлен у 55 % исследуемых. Низкий уровень ригидности выявлен 15 % исследуемых, высокий уровень у 5 %, средний уровень выявлен у 80 % исследуемых.
Исследуемые, у которых обнаруживаются отрицательные черты характера (тревожность, агрессивность) нуждаются в психолого-педагогической помощи, направленной на преодоление разного рода трудностей. Таким детям присущи высокая тревожность, агрессивность, такие подростки избегают разного рода трудностей, фрустрированы, агрессивны, имеются трудности при общении и работе с окружающими, ригидны.
Рис. 1. Результаты диагностики самооценки психических состояний
Результаты диагностики особенностей межличностных отношений подростков представлены в таблице 2 и графически на рис. 2.
Таблица 2
Результаты психодиагностики межличностных отношений подростков (в %)
Типы
Уровень |
Авторитарный |
Эгоистичный |
Агрессивный |
Подозрительный |
Подчиняемый |
Зависимый |
Дружелюбный |
Альтруистический |
Низкий |
10 % |
25 % |
10 % |
15 % |
20 % |
10 % |
0 % |
5 % |
Умеренный |
35 % |
40 % |
60 % |
70 % |
45 % |
35 % |
35 % |
20 % |
Высокий |
40 % |
35 % |
25 % |
15 % |
25 % |
35 % |
50 % |
45 % |
Экстремальный |
15 % |
0 % |
5 % |
0 % |
10 % |
20 % |
15 % |
30 % |
Рис. 2. Результаты диагностики межличностных отношений подростков
Как видим из таблицы 2, авторитарный тип межличностных отношений выявлен у 55 % испытуемых: у 40 % высокий уровень, у 15 % — экстремальный. Эгоистичный тип межличностных отношений выявлен с низким уровнем у 35 %. Агрессивный тип межличностных отношений выявлен у 30 % — у 25 % респондентов высокий уровень, у 5 % исследуемых экстремальный уровень. Подозрительный тип межличностных отношений выявлен у 15 %. Подчиняемый тип межличностных отношений выявлен у 35 % — у 25 % высокий уровень, у 10 % — экстремальный. Зависимый тип межличностных отношений выявлен у 55 % — высокий уровень у 35 %, экстремальный у 20 % исследуемых. Дружелюбный тип межличностных отношений выявлен в умеренной степени у 35 %, на высоком уровне у 50 %, у 15 % исследуемых чрезмерное дружелюбие. Необходимо отметить высокий уровень альтруистического типа межличностных отношений: умеренный у 20 %, высокий у 45 %, экстремально высокий у 30 % исследуемых.
Исследуемые, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружающими. Следовательно, для современных подростков, как городских, так и сельских школ, необходима психолого-педагогическая поддержка, направленная на преобразование взаимоотношений как в малых группах, так и между сверстниками.
Для проверки гипотезы о статистической значимости взаимосвязи психического состояния подростков и характера их межличностного общения была проведена математическая обработка эмпирических данных с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Для n=20 критические значения р0,05=0,43, р0,01=0,55.
В ходе математической обработки данных удалось обнаружить статистически значимые связи между исследуемыми признаками:
подчиняемостью как характеристикой межличностного общения и такими психическими состояниями, как тревожность (р=0,53) и фрустрация (р=0,43);
стремлением к доминированию как характеристикой межличностного общения и фрустрацией (р=-0,43);
дружелюбием в межличностном общении и такими психическими состояниями, как тревожность (р=-0,45) и фрустрация (р=-0,54).
Полученные данные свидетельствуют о том, что в состоянии повышенной тревожности и фрустрации подростки склонны к подчинению (прямо пропорциональная зависимость), а не к доминированию (обратно пропорциональная зависимость). Кроме того, в состоянии повышенной тревожности и фрустрации у подростков снижается дружелюбие в общении (обратно пропорциональная зависимость).
Полученные данные свидетельствуют о необходимости коррекционного психолого-педагогического сопровождения подростков, имеющих трудности в общении. Меры такого сопровождения должны быть направлены, в первую очередь, на коррекцию их психического состояния, обучения владеть собой и своими эмоциями, умения постоять за себя, развития готовности бесконфликтно отстаивать собственную точку зрения в разных ситуациях.
Таким образом, своевременная психолого-педагогическая помощь позволит подросткам избежать потери своего «Я», нарушения межличностных взаимоотношений с окружающими и сверстниками, так как даже небольшое отклонение от нормы в области межличностного общения чревато негативными последствиями.
Литература:
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей./ — СПб.: Питер, 2008, с. 98 2. Ильин Е. П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема. // Психологический журнал, 1981- № 5. — с. 35–41. 3. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношения в малых группах / Я. Л. Коломинский. // Вопросы психологии. 2000.- № 2, — с. 124. 4. Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2005. — № 1. — с. 34–36