В данной статье актуализируется необходимость внедрения интерактивного метода обучения в образовательный процесс. Авторы приводят примеры наиболее распространенных приемов, с помощью которых могут достигаться положительные результаты в процессе обучения.
Ключевые слова:интерактивный метод, обучающий прием, ступенчатый прием, поиск соответствий, прием «верно-неверно», классификация, ролевая игра, «мозговой штурм».
Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся в современной школе. Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество сообщений аудитории учеников, а также заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения.
Современная образовательная ситуация в России характеризуется переходом от традиционных форм к инновационным (А. К. Маркова, О. Л. Подлиняев, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др.). Самореализация обучающихся возможна с помощью различных спсобов и методов. В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью.
Интерактивный(«inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока из интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал [5].
С помощью схемы интерактивный метод можно изобразить так:
К интерактивным методам обучения относят: групповое взаимодействие, которое включает в себя учебные дискуссии, решение кейс-задач, выполнение творческих заданий, написание эссе, круглый стол, составление папки-накопителя «Портфолио», использование вербальной и визуальной презентации в PowerPoint — это далеко не полный список, способствующий оптимальному эффективному обучению. Данные методы преподавания повышают способность обучающихся выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить, при необходимости, альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и в групповом взаимодействии [2].
Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы в дальнейшем.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
пробуждение у учеников интереса к образовательному процессу;
эффективность усвоения учебного материала;
самостоятельный поиск путей и решений учениками поставленной учебной задачи;
установление взаимодействия между школьниками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
организация активной мыслительной деятельности учащихся, а не передача педагогом в сознание учащихся готовых знаний;
создание ситуации успеха, т. е. позитивное и оптимистичное оценивание учащихся;
самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности [6].
В интерактивной методике существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе.
Обучающий приём — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка [5].
Количество обучающих приемов, которые можно использовать в процессе обучения достаточно велико. Лингвист может также разработать новые приемы в зависимости от цели урока, т. е. активно участвовать в улучшении, совершенствовании учебного процесса и собственного профессионализма.
Например, в учебнике Баранова М. Т. по русскому языку за 6 класспри изучении темы «Основные способы образования слов в русском языке» можно применить следующие приемы [1]:
Ступенчатый прием (ранжирование) — прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется расположить собранные данные в определенной последовательности [4].
Задание: расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий при определении способа образования слова.
Утверждение |
Ранг |
|
|
Поиск соответствий — прием, в котором от обучающихся требуется провести аналогию слова или выражения с предложенными описаниями [7].
Задание:Соотнеси термин и его определение
Прием «верно-неверно» заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют их правильность.
Задание: Определить правильность следующих утверждений.
Утверждение |
Верно/Неверно |
|
|
Классификация — прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т. п.
Например, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: распределите слова в таблицу по способам образования (работа в малых группах).
Способ образования |
Примеры слов |
|
|
Ролевая игра — методический прием обучения речи по коммуникативной методике. Состоит из таких ситуаций, при которых каждый участник педагогического процесса получает вымышленную роль, т. е. проекция знаний в жизнь [3].
Задание. Учащимся предлагается выбрать роль одной из морфем. Первым начинает игру ученик с ролью корня. Он предлагает любой из корней, а остальные ученики с ролями приставки, суффикса и окончания по очереди дополняют его корень.
Таким образом, дети наглядно могут увидеть, как меняется значение слова после присоединения морфем. Многие педагоги считают, что продуктивным является прием «Как вы думаете?», благодаря которому ученики могут высказать свое мнение, научиться грамотно строить свою речь. Данный вид взаимодействия может включать в себя элементы дискуссии, так как мнения детей по тому или иному вопросу будут отличаться друг от друга. К примеру, можно предложить учащимся ответить на вопрос: Меняется ли лексическое значение слова, если поменять в нем аффикс или добавить новый?
«Мозговой штурм» — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.
Можно предоставить карточки с заданиями такого рода: Собери слова, которые спрятались в других словах:
1) Приставка в слове ПОДСЕЛ, а корень в слове СНЕЖОК, суффикс — УЧЕНИК, окончание — МАШИНКИ (подснежники);
2) Корень в слове МОЛОДОСТЬ, суффикс — ПАЛЬЦЫ, окончание — ГОЛОВЫ (молодцы);
3) Приставка в слове ЗАБОЛЕТЬ, корень — ПРИГОРОД, суффикс — ДЫРКА, окончание — СОБАКА (загородка);
4) Корень в слове — ДВОРОВЫЙ, суффикс — ЕЖОВЫЙ, окончание — КРАСНЫЙ (дворовый);
5) Приставка в слове УДИВИТЬ, корень — НАКАЗАНИЕ, суффикс — ВЫСОТКА, окончание — ЛАМПА (указка);
6) Корень в слове ПОЗЕЛЕНЕТЬ, суффикс — ДОЧЕНЬКА, окончание — ГЕРБАРИЙ (зелененький).
Также можно предложить разгадать кроссворд. Работу можно организовать в парах, предоставив детям карточки с кроссвордом.
По горизонтали: 1. Традиционное название в лингвистике приставки. 2. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов. 3. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 4. Главная значимая часть слова.
По вертикали: 1. Раздел науки о языке, который изучает, из каких значимых частей состоит слово. 2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 3. Часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. 4. Вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений.
Данный прием позволяет словеснику в полной мере воспользоваться своей профессиональной фантазией.
Таким образом, интерактивные приемы в обучении русскому языку: ступенчатый прием, поиск соответствий, прием «верно-неверно», классификация, ролевая игра, «мозговой штурм» являются активными способами совместной деятельности, при которых моделируется ситауция, оцениваются действия, обучающиеся самореализуются в различных видах учебных занятий.
Литература:
- Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Учебник по русскому языку за 6 класс. — 33-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — С. 57–60.
- Белькова А. Е. Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога // Научный журнал «Молодой учёный». — 2015. — № 12 (92). — С. 896–898.
- Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. — 199 с.
- Методы научно-педагогического исследования. — http://www.studfiles.ru/preview/ [Электронный источник] (дата обращения 28.11.2015).
- Методы обучения. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения [Электронный источник] (дата обращения 27.11.2015).
- Презентация «Интерактивные формы обучения». — http://magistr.tstu.ru/upload/29_12_2012–13_doc [Электронный источник] (дата обращения 27.11.2015).
- Технология интерактивного обучения — http://kms-s14.ippk.ru/_private/Deyatelnost/Konfe [Электронный источник] (дата обращения 28.11.2015).