Данная статья посвящена вопросам управления территорией образовательной организации. Автор рассматривает территорию образовательной организации (давая ей определение) как стратегический ресурс, эффективность которого может быть измерена количественными, качественными и социальными характеристиками территории. Автор, анализируя критерии оценки территории образовательной организации, акцентирует внимание на тех возможностях, как для менеджмента образовательной организации, так и для органов управления образованием, которые появятся при грамотном выстраивании стратегии образовательной организации, относительно ее территории.
Ключевые слова: образовательная организация, территория, стратегия развития, менеджмент, органы управления образованием.
Будущее приведет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития станут характерными для всех областей деятельности, будут руководящими в медицине и в биологии, в экономике и в педагогике [1, с.216].
Ф. Ф. Королев
Основной целью любой образовательной организации является выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня, то есть создать условия, при которых обучающийся сможет получить совокупность знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Вместе с тем, управление образовательной организации предполагает довольно широкий диапазон аспектов (к примеру, управление рисками, PR-менеджмент, маркетинг образовательных услуг, аутсорсинг, фандрайзинг и т. д.).
Управление образовательной организацией, в виду своей многоаспектности, достаточно сложно, и нам, в настоящей статье хотелось бы остановиться на одном объекте управления образовательной организацией — территорией образовательной организации.
Само понятие «территория» в литературе рассматривается как земельное пространство с определенными границами [2, с.796]. Данное определение изучает понятие территория в его географическом смысле и, как правило, с точки зрения международного права либо государственного или муниципального управления. Однако нас интересует понятие территория, с точки зрения управления территорией конкретной образовательной организацией.
К сожалению, в научной литературе не существует общепризнанного понятия «территория организации» и в рамках данной статьи нами будет использоваться термин «территория организации» закрепленный нормативным актом города федерального значения Москва, откорректированный, относительно тематики настоящей работы.
Так, рассматривая территорию организации, как объект управления, в настоящей работе мы понимаем, что территория организации — это часть территории населенного пункта, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре, переданная (закрепленная) целевым назначением за юридическим или физическим лицам на правах, предусмотренных законодательством Российской Федерации [3].
Территория представляет собой один из важнейших стратегических ресурсов любой организации, вне зависимости от сферы ее деятельности, а необходимость управления всеми ресурсами организации является одной из основных задач менеджмента данной организации.
Стратегическое управление развитием территорией, исходя из тематики данной работы — территорией образовательной организации — представляет собой определенную динамику, изменяющую основные характеристики объекта (территории), его потенциал.
Динамика изменений территории может быть рассмотрена нами, как через ряд экономических характеристик (количественные, качественные), так и посредством анализа социальных характеристик.
Так, рассматривая количественные характеристики территории образовательной организации, мы можем говорить об изменении площади территории, качественные — это и изменение правового статуса территории, либо права, на котором образовательная организация эту территорию использует, изменение категории разрешенного использование земельного участка. Кроме того, это могут быть права третьих лиц на отельные части (доли) земельного участка, иные объекты недвижимого имущества, расположенные на территории земельного участка. Данные качественные характеристики относительно статичны и изменения достаточно сложно-прогнозируемы.
Также необходимо отметить локацию территории образовательной организации, под которой мы понимаем ее местоположение в пространстве.
В данном случае, интересна локация территории, относительно основных транспортных магистралей населенного пункта, а также, относительно расположения массовой жилой застройки, соответственно, массового проживания населения, как будущего потенциального контингента образовательной организации.
Говоря о качественных характеристиках территории образовательной организации, мы можем сказать еще о сервитутах (обременениях земельного участка), о различного рода инженерных коммуникациях, расположенных на территории образовательной организации, места для стоянки автотранспорта и т. д.
Рассматривая социальные характеристики развития территории образовательной организации, стоит отметить такие, как:
- Устойчивость — это длительное сохранение условий для использования потенциала территории образовательной организации (как правило, можно говорить о социальном и хозяйственном потенциале). Безусловно, развитие территории не может характеризоваться, как строго линейный процесс. Даже территория образовательной организации (стабильно — востребованный социальный институт) может изменяться, в том числе и под воздействием внешней среды.
- Сбалансированность — это сохранение баланса социального, природного, экологического и иных составляющих развития территории.
- Социальная ориентация — это оценка направления территориального развития, относительно потенциальной востребованности образовательных услуг, как населением, так и экономикой региона, это оценка демографических показателей населенного пункта и региона, в целом
Рассматривая территорию как объект управления, можно определить территорию образовательной организации, как систему, включающую в себя собственно территорию (земельный участок, на котором расположена образовательная организация), ресурсы, необходимые для функционирования территории, органы власти различного уровня, обеспечивающие управление и развитие территории.
Рассматривая всех участников системы развития территории образовательной организации, их взаимосвязь, можно констатировать, что субъект управления (менеджмент образовательной организации), используя находящиеся в его распоряжении ресурсы, воздействует на территорию образовательной организации, управляя ею, достигая поставленных целей.
Внешняя среда, в лице, например, органов управления образованием императивно воздействует на менеджмент образовательной организации (к примеру, оптимизация налоговой нагрузки на имущественный комплекс образовательной организации), а менеджмент, используя имеющиеся у него ресурсы, в свою очередь, воздействует на территорию, решая поставленные перед ним задачи.
В качестве обратной связи всех элементов системы, можно отметить показатели эффективности управления территорией, получаемые, как внешней средой, так и самим менеджментом образовательной организации. Показатели эффективности могут быть выражены, прежде всего, в денежном эквиваленте (затраты на содержание, обслуживание объектов, расположенных на территории, налоговые отчисления и т. д.). Кроме того, одним из актуальных для образовательных организаций критерием можно отметить отсутствие претензий со стороны контролирующих органов (например, обеспечение образовательной организацией доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Учитывая приведенные выше критерии оценки, мы можем с уверенностью сказать, что территория образовательной организации, в большей, или меньшей степени представляет собой уникальный стратегический ресурс, который менеджмент образовательных организаций, увы, не всегда использует, либо использует не в полном объеме.
Грамотно выстроенная стратегия развития территории образовательной организации открывает целый ряд интересных возможностей, например:
- Дает возможность формирования менеджментом образовательной организации стратегического видения развития территории образовательной организации, как самостоятельно, так и в контексте развития города, региона;
- Позволяет оптимизировать управленческую нагрузку на менеджмент образовательной организации (оптимизация управленческого взаимодействия структурных подразделений образовательной организации);
- Способствует оптимизации расходов образовательной организации (в части сокращения расходов на обслуживание территории образовательной организации, как в настоящее время и в долгосрочной перспективе);
- Возможность оптимизировать нагрузку образовательной организации, связанную с обеспечением безопасности (террористической, криминальной, природной, техногенной и т. д.)
К сожалению, в настоящее время, указанные выше возможности в большинстве образовательных организаций не могут быть реализованы в силу отсутствия соответствующих методик управления, из-за недостаточной компетентности менеджмента образовательной организации и в силу ограниченных финансовых, кадровых и иных ресурсов.
Литература:
- Королев Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания: Сборник статей / Под ред. Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой, Г. Н. Филонова. Ч.1 — М.: Педагогика, 1974. — 260 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Постановление Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 «Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве».