Статья посвящена исследованию актуальной проблемы повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в рыночной экономике. Рассматриваются факторы, подходы к повышению экономической и инвестиционной привлекательности предприятия. Предложены пути решения в привлечении инвестиций в предпринимательскую деятельность.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, строительный сектор, стратегия, управленческие решения.
Отечественные строительные предприятия в современных рыночных условиях работают в режиме жесткой конкуренции и ограниченности ресурсов. Поэтому существует острая необходимость быстро реагировать на изменения внешней политической и экономической среды с целью совершенствования предпринимательской деятельности путем принятия наиболее эффективных решенийв сфереуправленияпроизводством [1]. Контролируемое развитие становится залогом успеха для любого строительного предприятия независимо от формы собственности и сферы деятельности. И этот процесс требует привлечения инвестиций. Инвестициииграютважнуюроль для реализации процесса воспроизводства, в организации структурных преобразований, в достижении максимальной прибыли и исходя из этого способствуют решению многих социально-экономических проблем. Следует признать, что мировой экономический кризис и наложенные на Россию экономические санкции существенно снизили объемы доступных инвестиционных ресурсов, а потребности в них со стороны отечественных предприятий строительного сектора экономики достаточно высоки [2]. Как следствие, потенциальные инвесторы значительно повысили требования к основным показателям предприятий, претендующих на привлечение средств инвесторов.
Исследование экономической литературы позволяет заключить, специалистами не выработан единый подход к трактовке сущности понятия «инвестиционная привлекательность». На наш взгляд, под инвестиционной привлекательностью следует понимать многомерную, многофакторную экономическую величину, характеризующуюся совокупностью несводимых друг к другу показателей-индикаторов, оцениваемую только косвенным путем через субъективное обобщение конкретным аналитиком интегральных показателей [3]. Если обобщить существующие подходы, то их можно объединить в следующие группы: инвестиционная привлекательность как эффективность предприятия; как потенциальная возможность для инвестора; как показатель выбора путем сравнения; как совокупность внешних и/или внутренних факторов [4]. Инвестиционную привлекательность можно рассматривать и как абсолютно самостоятельную категорию, характеризующуюся не только стабильностью финансового состояния. При этом важно оценивать уровень конкурентоспособности продукции и степень ориентированности предприятия на максимальное удовлетворение ожиданий потребителей, а также инновационный потенциал компании. Традиционно факторы инвестиционной привлекательности принято разделять на две категории [5]:
Внутренние — факторы прямого влияния (технические, трудовые, организационные, ресурсно-сырьевые, коммерческие, финансово-аналитические, инновационные, производственные, потребительские).
Внешние — факторы косвенного влияния (природно-географические, экологические, правовые, политические, законодательные, социальные).
В условиях глобализации экономики инвестиционную привлекательность предприятия невозможно рассматривать отдельно от такой важной составляющей как инвестиционный климат страны, на территории которой функционирует предприятие [6]. Характер инвестиционного климата зависит от действия комплекса взаимосвязанных факторов: стабильность законодательства, эффективность инвестиционной политики государства по развитию национальной экономики страны, регионов и субъектов хозяйствования.
Инвестиционный климат как экономическая категория имеет две ключевые характеристики: риск (вероятность убыточности инвестиций) и потенциал (возможность получить прибыль от инвестирования за оптимальный для инвестора период) [7]. Влияние этих факторов экономика России остро ощутила в 2014 году, когда чистый вывоз капитала из страны достиг цифры 154,1 млрд долларов. Негативная тенденция сохраняется и в 2015 году. За шесть месяцев с начала года отток капитала уже составил 52,5 млрд долларов. По прогнозам Минфина эта сумма к концу года возрастет почти в два раза и составит около 90–100 млрд долларов. Не ожидается существенных улучшений и в 2016–2017 гг.
Обобщая рассмотренные пути повышения инвестиционной привлекательности предприятий строительного сектора экономики, отметим, что в первую очередь необходимо учитывать группы факторов, на которые управленческий персонал предприятия может непосредственно влиять (табл. 1).
Таблица 1
Внутренние факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия
Наименование фактора |
Характеристика фактора |
Финансовые |
Повышение эффективности использования основных и оборотных средств Улучшение финансового состояния предприятия (ликвидности, финансовой стойкости и платежеспособности) Усовершенствование управления прибылью Управление кредиторской задолженностью |
Экономические |
Повышение качества маркетинговых мероприятий Управление ценообразованием Внедрение мониторинга цен на сырье и комплектующие Повышение эффективности производства за счет использования экологически безопасных технологий Управление качеством |
Кадровые |
Повышение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия Повышение качества роботы управленческого персонала |
Информационные |
Разработка и внедрение прогрессивных информационных систем Обеспечение доступности внутренней информации Настройка каналов обмена внешней информацией |
Деловой репутации |
Разработка PR-стратегии Создание надежного PR-ресурса |
Для регулирования инвестиционной привлекательности возможно использование модели прогнозирования объема инвестиций в производственную деятельность предприятия. Данная модель позволяет прогнозировать уровеньинвестиционной привлекательности в зависимости от различных значений показателей, определяющихинвестиционнуюпривлекательностьпредприятия. Например, снижение ставки рефинансирования сократит рисковую составляющую, что при неизменной экономической составляющей увеличит показательинвестиционной привлекательности. Использование модели прогнозирования путем подстановки расчетного значенияпоказателяинвестиционной привлекательности предприятия дает возможность определить ожидаемый приток капитала в случае изменения ставки рефинансирования.
Сопоставление полученного значения с потребностью предприятия в капиталообразующих инвестициях показывает необходимость дальнейших изменений. Если ожидаемый объем инвестиций меньше требуемого, предприятие нуждается в дальнейших изменениях, направленных на улучшение инвестиционной привлекательности. Если ожидаемый объем инвестиций больше требуемого, рекомендуется ограничить инвестиционную деятельность, чтобы не допустить перенасыщения предприятия инвестиционными ресурсами.
Интересным и жизнеспособным является дифференцированный подход к повышению инвестиционной привлекательности, предполагающей использование квалиметрического метода оценки компаний для их классификации по степени привлекательности для инвестора [8, 9]. Чтобы оставаться привлекательным для потенциальных инвесторов, предприятию недостаточно простой идентификации факторов, на которые можно повлиять путем принятия управленческих решений. Необходимо разработать общую стратегию управления инвестиционной репутацией [10]. Такая стратегия должна включать следующие элементы:
диагностику состояния предприятия и определение наиболее активных инвестиционных преимуществ предприятия;
анализ особенностей и требований инвестора (даже в том случае, когда инвестором является собственник предприятия);
определение интегральных показателей для оценки инвестиционной привлекательности;
формирование методики активного мониторинга инвестиционной привлекательности;
определение методов визуализации и презентации показателей инвестиционной привлекательности предприятия.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что основным методом повышения инвестиционной привлекательности в сфере предпринимательской деятельности является формирование инвестиционной стратегии предприятия, которую можно трактовать как единую интегрированную систему, состоящую из многих организационных аспектов. Целеустремленность и высокий профессионализм управленческого персонала в рамках этой стратегии будет способствовать привлечению на предприятие внешних инвестиций даже в условиях неблагоприятного инвестиционного климата в стране.
Литература:
- Степаненко Н. П. Оценка конкурентоспособности предприятия в системе тендерных торгов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015 № 2 (41). С. 182–184.
- Селютина Л. Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 1. С. 9–10.
- Кац А. Е. Агломерации: новые возможности развития городов // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 5 (45). С. 51–54.
- Селютина Л. Г., Митягина Н. В.Особенности инновационно-инвестиционных процессов в современном строительстве // Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития: Материалы научно-практической конференции. Иркутск, 2014. С. 319–323.
- Селютина Л. Г. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 322 с.
- Пуляева П. Э. Адаптивные механизмы корпоративного управления в условиях кризиса // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 481–483.
- Селютина Л. Г. Организация строительного производства. Учебник: Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2012. 534 с.
- Нуриев Р. Р. Значение информации и системного подхода в проектировании и управлении строительством // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1. С. 135–137.
- Михеев А. В.Проблемы развития системы бизнес-инкубирования в России // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 26. С. 46–50.
- Селютина Л. Г.Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71–72.