Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.12.2015

Статья просмотрена: 564 раза

Библиографическое описание:

Найденова, А. С. Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников / А. С. Найденова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 990-993. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24021/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Художественно-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Еще в дошкольном возрасте начинаясь, оно в дальнейшем помогает развиваться творчески, замечать прекрасное не только в окружающих предметах и явлениях, но и каждодневных мелочах, уметь посредством собственной изобразительной деятельности передавать сущность воспринятого, выражать свои чувства от общения с искусством. В связи с этим значение изобразительного искусства понимается в настоящее время как немаловажный аспект эстетического потенциала дошкольника.

Занятия, которые мы проводим, направлены на развитие мелкой моторики, координацию движений и органов чувств, расширение игрового и познавательного опыта детей дошкольного возраста.

Фантазируя, наши воспитанники из реального мира попадают в необыкновенный мир чудес и домыслов. Увидеть его могут лишь они. Только в мире фантазий ребенка неживые объекты вдруг становятся главными героями, животные наделяются волшебной силой, да и вообще, обыкновенный белый одуванчик вдруг становится целой планетой загадочных существ.

И всем нам известно, какое значение придает каждый малыш своим «сокровищам»: камешкам, кусочкам поролона, пуговицам, гвоздикам и др. На взгляд взрослого, это ненужные вещи и предметы, а для ребенка это нечто более ценное и значимое, чем настоящие дорогие игрушки. Именно то, что ближе и понятней маленькому человеку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие для ребенка. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках у него оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать волшебным деревом, в другом — морским кораллом.

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы.

Современное искусство рисования располагает многообразием материалов и техник. Конечно, не все из них можно использовать в детском саду. Сегодняшняя действительность предлагает множество способов и возможностей выразить себя. Огромное количество видов краски, карандашей, фломастеров, не говоря уже о видах кистей дают широчайшее поле для реализации многих задумок.

Однако некоторое расширение знаний о художественных материалах все же необходимо.

Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.

Неоформленные: бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, веревка.

Полуоформленные подразделяются на искусственные и природные. Искусственные: коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, бусы и т. д. По-своему видоизменяя их, дети создают композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам — конструкторам. Природные: опавшие веточки, плоды, листья, цветы и др. Красота естественных красок и форм способствует развитию эстетического восприятия. У ребенка развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь, дошколенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обогащает свои знания и умения.

Педагог должен как можно лучше знать особенности различных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомит детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.

Чтобы применить эти материалы, существуют разнообразные техники. Это оттиск пробкой, смятой бумагой, поролоном, пенопластом, скатывание бумаги, монотипия предметная, граттаж, кляксография, ниткография, набрызг и др.

Как показала практика, занятия, на которых используется нестандартная техника, нестандартный изобразительный материал, проходят намного интересней и увлекательней.

На занятии по аппликации «Веточка рябины» использовали технику скатывания бумаги. Использовали цветную двустороннюю бумагу для ягод. Ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. После этого бумажный комочек опускают в клей и приклеивают на основу. Во время этого занятия дети познакомились со свойствами бумаги, развивали мелкую моторику, фантазию (дорисовывали мелкие элементы, добавляли детали, придумывали, для чего еще пригодились бы шарики из бумаги), мышление (как сжать бумагу, где расположить деталь).

Мы видим, что на этом занятии налицо художественно-эстетического потенциала. Ведь скатывание бумаги — не только осязаемый результат увлекательного занятия с замечательным материалом, но и развитие нестандартного мышления и воображения. А творческое воображение — ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. Работа с бумагой развивает глазомер (отрывание одинаковых квадратов), аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки. Бумага на какое-то время теряет свою сущность и становится тем, что удается увидеть: облаком, птицей, грибком (обрывание), ежиком, елкой, кроной дерева, котенком (оттиск смятой бумагой).

Перед тем, как заняться ниткографией, мы предложили детям для рассмотрения различные нити. Спрашиваем: «Для чего они нужны?» Дети рассматривают, пробуют на ощупь, на прочность. Но мы сообщаем, что есть совершенно особые нити, которые невозможно нарисовать ни пером, ни кистью, ни фломастером. Это волшебные линии ниткографии, с помощью которых можно много изображать.

Это занятие проводится с небольшим количеством детей. Понадобятся несколько листов бумаги, крученная хлопковая нить (30–40 см), тушь, налитая в широкую, но мелкую емкость, и жесткая кисть.

Лист бумаги нужно сложить пополам, 2/3 длины нити опускается в тушь, затем нить протягивается через жесткую кисть, чтобы снять излишки туши, и раскладывается на одной половине развернутого листа бумаги. Нить выкладывается произвольно: волнистыми линиями, зигзагообразно…, накрывается второй половиной листа. Чистый кончик нити должен выходить на нижнюю сторону согнутого листа бумаги. Бумага ладонью прижимается к столу и вытягивается нить. След от нити создает на бумаге изображение, которое можно дополнить деталями (нарисованными тушью). Дети внимательно рассматривают получившееся изображение. Чего они там только не увидят!!! И букеты цветов, и необычное изображение животных, людей, космических спутников, звездопад… Это развивает у детей не только воображение, но и способность вникать в замысел другого человека, понимать и принимать его точку зрения, уважать чужое мнение. Дети фантазируют, дорисовывают, рассказывают об увиденном. Равнодушия нет никогда. Это вызывает у детей положительный эмоциональный всплеск. Мы приучаем их в каждой работе видеть красивое, интересное, необычное, а также радоваться этому.

При рисовании с детьми волшебного дождика мы предложили детям различный материал — гуашь нескольких цветов, пуговицы, бусинки, бисер, различную крупу. «А какой дождик может быть в волшебной стране?» Дети отвечали, что обязательно добрый, красивый, волшебный…, что вместо капелек должны падать красивые камешки, маленькие конфеты, цветы, звездочки… Старались, как никогда. Тщательно выбирали материал, каждый хотел, чтобы у него получился самый красивый дождик. Они старались со вкусом разложить капельки на тонированном листе бумаги, подобрать их по размеру, цвету.

На этом занятии была решена основная задача художественно-эстетического потенциала: развитие эстетического восприятия природы, воображения детей, фантазии, смелости, творческого мышления.

Когда на занятии используем несколько различных материалов, занятие всегда удается. Если ребенку трудно нарисовать какой-либо предмет, он применяет трафареты, печати и другие материалы. Мы всегда поощряем самостоятельность, инициативу при выборе материала для изображения. И тогда дети не боятся наделить новым художественным смыслом знакомые предметы. При этом нужно поддерживать стремление детей к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний. Их работы станут богаче и разнообразнее, появятся интересные способы изображения, стремление сделать по-своему.

Говоря о развитии художественно-эстетического потенциала, важно подчеркнуть, что следует особо и постоянно обращать внимание ребенка на красоту того, что окружает его. А красота повсюду: и в красках осеннего леса, и в одежде людей, в эмоциях и мимике лица, в линиях зданий и во многих предметах быта…

Рисуя или занимаясь лепкой, дети учатся мыслить самостоятельно и активно, у них развивается фантазия. Образное восприятие мира, творческое отражение увиденного, эстетического переживания — все это оставляет в душе ребенка глубокий след, формирует в нем творческую жилку, а значит, развивает необходимый потенциал для будущего.

Важной задачей становится найти пути эффективного педагогического взаимодействия с ребенком, тех моделей обучения, которые станут наиболее эффективными.

Роль наша на разных этапах работы с детьми в этом направлении не может быть одинаковая: она может быть активной, предполагающей прямое обучение и непосредственное участие; менее активная, когда нам необходимо направить свои действия на активизацию опыта детей, на закрепление знаний, умений и навыков, на организацию поисковой деятельности. В старших группах у нас чаще опосредованная роль. Действия направлены, прежде всего, на создание условий, в которых дети смогут самостоятельно реализовать свой замысел, выразить свои чувства, настроение. Дети оказываются в ситуации поиска решений, а нам, как педагогам, остается только всячески способствовать появлению детской инициативы и творческой активности, не осуществляя прямого руководства деятельностью детей. При организации работы с детьми самое важное построить процесс так, чтоб ни один ребенок не чувствовал себя ограниченным рамками обязательного занятия и не испытывал давления взрослого.

Через творчество активизируется процесс обучения: в процессе творчества развивается инициатива, самостоятельность и активность, что как раз и побуждает детей осваивать знания, умения, навыки, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.

 

Литература:

 

  1.                   Вербенец А. М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»; Учебно-методическое пособие / науч.ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М.:ТЦ «СФЕРА», 2012.
  2.                   Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. — Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  3.                   Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности — М.: Академия, 1999.
  4.                   Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества — М.: Владос, 2006
  5.                   Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники / Р. Г. Казакова — М.: ТЦ Сфера, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, материал, художественно-эстетический потенциал, дошкольный возраст, жесткая кисть, лист бумаги, мелкая моторика, скатывание бумаги, смятая бумага.


Похожие статьи

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства

Подготовка старших дошкольников к художественно-творческой деятельности по созданию выразительного образа человека

Важность развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Формирование эстетического отношения младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству

Похожие статьи

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства

Подготовка старших дошкольников к художественно-творческой деятельности по созданию выразительного образа человека

Важность развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Формирование эстетического отношения младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству

Задать вопрос