Хамид Алимджан и фольклор | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.12.2015

Статья просмотрена: 10888 раз

Библиографическое описание:

Мамадалиева, З. У. Хамид Алимджан и фольклор / З. У. Мамадалиева, А. Ю. Ганиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1089-1090. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24031/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Когда идёт разговор об узбекском устном народном творчестве и фольклороведения, конечно, нельзя не вспомнить пламенного поэта и общественного деятеля Хамида Алимджана. Известный учёный фольклоровед Хади Зариф признавал заслуги поэта перед узбекским фольклором, “Хамид Алимджан был преданный всей душой пламенный поэт, крупный общественный деятель, учёный внесший бесценный вклад в развития узбекского устного народного творчества, давший своевременный решительный удар по элементам унизившим его”. Сказки, услышанные в детстве от матери Комила ая, отношения дедушки Мулла Азима мыловара с сыном известного сказителя (бахши) Фазила сына Йулдаша не могли не оказать своего влияния на молодого Хамида врожденного искусного словесника. Он с детства рос с чувством любви к литературе, устному народному творчеству. Наблюдая творческое наследие Хамида Алимджана мы замечаем, что в каждом его произведении чувствуется явное присутствие влияния устного народного творчества. Если язык его произведений состоит из плавной и простой формы как народные сказки, то образы, созданные поэтом завораживают читателя своей ушлостью, доблестью, искренностью и добродушием словно герои народных дастанов. Об этом сам поэт говорил: “Творчество, не являющееся народным, обречено на смерть, настоящее творчество всегда останется народным”. На месте будет уместным признать весомые заслуги Хамида Алимджана перед узбекским устным народным творчеством. Мы можем показать 4 основных характера этого.

Во-первых, самая большая работа Хамида Алимджана в развитии устного народного творчества, несомненно, считается инициатива записи образцов фольклора. Его стараниями десятки народных дастанов, несколько сотен сказок и других образцов нашего национального фольклора были приведены в состоянии совершенной книги. Один лишь пример, жемчужина, являющаяся гордостью узбекского народа “Алпамыш” по личной инициативе и старанию Хамида Алимджана впервые был записан в 1939 году и издан под редакцией поэта. Опираясь именно на текст этого издания в последующие годы “Алпамыш” переиздавался несколько раз. Хотя эти издания были подготовлены Хади Зарифом и Тура Мирзаевым, они основывались на оригинальном текстке подготовленном Хамидом Алимджаном.

Во-вторых, в пору, когда Хамид Алимджан был руководителем союза Писателей Узбекистана назначает писателей, поэтов и учёных из интеллигенции к неграмотным народным сказителям (бахши). В частности мы можем показать, что в качестве секретаря были прикреплены к шаиру Исламу Куддус Мухаммади, к шаиру Фазылу сыну Йулдаша учёный фольклоровед Музаяана Алавия и Буюк Каримов.

В-третьих, поэт в своем творчестве переработав народные сказки художественно отшлифовал и в результате на свет появились десятки литературных сказок. Сегодня многие редкие произведения, как дастан “Айгуль и Бахтияр” (литературная трактовка народной сказки “Маликаи Хуснабад”), “Семург”, “Рассказ двух девушек” из литературного наследия Хамида Алимджана заняли место в духовном наследии нашего народа.

Не удивительно если это связано с детством поэта и процессом формирования как поэта. Так как и сам поэт пишет в своей автобиографии: «Неудивительно, если сказки, услышанные от дедушки и матери, сделали меня поэтом». Кроме этого достаточная одухотворенность воображения поэта от народных сказок проникла и в его творчество. В одном из своих стихотворений поэт без утайки излагает свою привязанность с детства к народным сказкам:

Bolalik kunlarimda,

Uyqusiz tunlarimda,

Ko’p ertak eshitgandim,

Aytib berardi buvim.

Esimda o’sha damlar,

O’zi uchar gilamlar…

“Tohir-Zuhro”, “Yoriltosh” –

Oyni uyaltirgan qosh…

Как мы видим большое влияние на творчество поэта оказывает его знание устного народного творчества с детских лет.

В-четвёртых, в своих произведениях Хамид Алимджан не отдалился от духа устного народного творчества. В каждом его лирическом произведении властвует дарованный мотив присущий устному творчеству. Читая его стихотворения, мы чувствуем, что привлекательность народных песен, мотивы дастана положенные в мелодию домбры сопутствуют читателю и поэтому прочитав его стихи несколько раз запечатываются в нашей душе. В эпоху советов на ряду с политическими нападками на национальные обычаи, традиции доставалось и народным дастанам. Не будет преувеличением если мы скажем, что в такое опасное время, Хамид Алимджан стал щитом жемчужин устного народного творчества.

В июне 2013 года группой учёных и студентов факультета Узбекского языка и литературы ДжГПИ была организована экспедиция фольклороведения в Бахмальский район Джизакской области, в кишлак Лайка где жил сын народного сказителя (бахши) Файзыла сына Йулдаша, где встретились с его младшей дочерью 95 летней Тухсулув Фазиловой. При встрече с ней она вспомнила одну историю о Хамиде Алимджане. Данный исторический факт Тухсулув ая услышала от своего отца Фазыла сына Йулдаша, еще один штрих к преданности устному народному творчеству Хамида Алимджана. То есть, в 1952 году на собрании, проведенном в Самаркандском Государственном Университете, обсуждался дастан “Алпамыш”. И когда деспотичные советы наложили клеймо “идейно непостоянное, вредное произведение” на такое бесценное произведение сын Фазыла Йулдаша со слезами на глазах сказал учёному фольклороведу, академику Вахиду Абдуллаху: “Если был жив Хамид Алимджан, не допустил бы таких нападок на “Алпамыша”.

Существует еще одна сторона, которую мы не можем утверждать, как специальное направление, которое возложил Хамид Алимджан в развитие народного фольклора, не имеем возможности не признать и эту сторону. То есть впервые в истории узбекской литературы Хамид Алимджан объединил фольклор и детскую литературу

Хотя Хамид Алимджан за свою короткую жизнь оставил потомкам большое литературное наследие. Жемчужины узбекского фольклора, записанные его стараниями, также крупное литературное наследие Хамида Алимджана в 10 томах, золотой памятник поставленный в вечность.

 

Литература:

 

  1.               Иқтидор. Иқтидорли талабалар илмий алмонахи. Жиззах, 2013.
  2.               Хамид Олимжон. Асарлар. Тошкент, 1978.
  3.               Тилшунослик ва адабиётшуносликнинг долзарб масалалари. Тошкент: ТДПУ, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): устное народное творчество, узбекское устное народное творчество, литературное наследие, пламенный поэт, поэт, сам поэт, сказка, сын, узбекский фольклор.


Задать вопрос