Современное образование и наука: основные направления и концепции развития в контексте европейского опыта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.12.2015

Статья просмотрена: 19683 раза

Библиографическое описание:

Ярмолицкая, Н. В. Современное образование и наука: основные направления и концепции развития в контексте европейского опыта / Н. В. Ярмолицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1114-1118. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24084/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Актуальность темы исследования предопределена тем, что образованию и науке в современном обществе уделяется особое внимание, ведь они являются важнейшими факторами формирования новых человеческих качеств, от которых зависит степень развития страны.Современное образование и наука — это, в первую очередь, воспитание интеллектуальных и производительных сил общества, развитие духовной культуры. Качественное образование дает возможность выпускникам высших учебных заведений формировать свою профессиональную карьеру на принципах социальной справедливости, соответствовать общечеловеческим ценностям и быть конкурентоспособными на рынке труда. Повышение уровня образования и науки позволит значительно расширить возможности создания общеобразовательного и научного пространства, которое будет способствовать адаптации современной системы образования к европейским нормам и стандартам.

Новое тысячелетие выдвигает не только новые требования к образованию, но и предоставляет новые возможности для образовательной деятельности. Без надлежащего образования ни само государство, ни его народ и культура, не имеют будущего. Теперь современное образование должно стать именно тем импульсом, который способен пробуждать творчество, направлять человека к действию, воспитывать правильный образ жизни. Образование должно способствовать духовному обновлению общества, утверждению национального сознания, стимулировать социокультурные реформации в условиях глобализационных преобразований. Как отмечают современные ученые Л. Губерский и В. Андрущенко «мы должны так наладить учебный процесс, чтобы он разворачивался на лезвии самых полных приобретений современной науки, культуры и национальной практики, имел опережающий характер, формировал самостоятельное творческое мышление, волевые способности личности» [1, с. 136].

Переходя к рассмотрению данного вопроса, следует отметить, что проблемы образования всегда были и остаются одними из определяющих в контексте становления общества, а потому образовательные процессы продвигаясь быстрыми темпами реформирования, происходят не только содержательно, но и за формой. Чтобы полученные знания обеспечивали рост прогресса, необходимо их передачу не ограничивать только информацией, они должны обучать тем методам, которые способствовали бы объединению тех пределов, которые традиционная организация знания изолировала один от другого. Такие методы очень полезны потому, что продолжают идеи которые заставляют думать, а это главное достижение образованного человека. Потому, как отмечает К. Ясперс, образование — это приобретение, а образованным человек становится тогда, когда сформируется относительно к определенным историческим идеалам. «Не образование, а лишь момент образования является тем, что называют профессиональным образованием, обучением навыкам определенной профессии, требующей особого знания и мастерства (в противоположность всеобщему образованию)» [3, с. 59]. Однако, считает ученый, без постоянного развития разума науками невозможно избежать ограниченности и закостенелости. Поэтому, образование — это, прежде всего, формирование позиции, которую необходимо испытывать разумом, который даст возможность человеку открывать самые дальние горизонты [3, с. 58–61].

Впрочем, проблемы с которыми сталкивается наука и образование невозможно преодолеть без роста самой науки. Поэтому, неслучайно, в своё время, К. Поппер указывал не необходимость роста науки и ее прогресса. Ученый отмечал, что когда наука перестает расти, она теряет рациональный и эмпирический характер, именно способ роста делает науку рациональной и эмпирической [2, с. 325]. Но не существует ли опасность того, что развитие науки закончится тогда, когда она полностью выполнит свое назначение. Это не может произойти, убежден К. Поппер, ведь наше незнание является бесконечным. «Наука представляет собой один из немногих видов человеческой деятельности — возможно, единственный, — в котором ошибки подвергаются систематической критике и со временем довольно часто исправляются. Это дает нам основание говорить, что в науке мы часто учимся на своих ошибках и что прогресс в данной области возможен» [2, с. 327]. Впрочем, К. Поппер отмечал, что недостаточно только заменить одни теории другими, еще лучшими и пытаться создать новые, которые превосходили бы предыдущие, потому что главная цель ученых заключается в «открытии истины относительно наших проблем, и наши теории мы должны рассматривать как серьезные попытки найти истину» [2, с. 370–371].

Продолжая изложение данного исследования следует обратиться к вопросу относительно европейской интеграции украинского общества в области образования. Со времени официального подписания декларации на Бергенской конференции 19 мая 2005 года Украина присоединилась к Болонскому процессу. В десятилетний промежуток времени прослеживается адаптация отечественного высшего образования к общеевропейскому образовательному, научному и культурному пространству, при этом происходит сохранение достижений и приоритетов национальной системы образования.

Известно, что Болонский процесс был принят для улучшения образования и науки в Европе. С начала своего образования он был направлен на усиление конкурентоспособности и привлекательности европейского высшего образования, содействию мобильности студентов, их трудоустройству путем внедрения системы основанной на преддипломной (бакалаврат) и последипломной (магистратура, докторантура), утверждение программ обучения и унифицировании ученых степеней (бакалавр, магистр, доктор философии). Повышение качества высшего образования через мобильность учебного процесса; обучение на протяжении всей жизни; международная открытость и мобильность; научные исследования и инновации; расширение автономии университетов — всё это главные критерии в Болонском процессе.

Какие же задачи стоят сейчас перед современным образованием и наукой, кого необходимо готовить, и как нужно выстроить план подготовки будущего специалиста в определенной отрасли, чтобы он соответствовал современным требованиям. Учитывая опыт других стран участниц Болонского процесса и исследуя свой собственный, Украина получает возможность подвести собственное образовательное пространство к европейским стандартам, чем сможет обеспечить конкурентоспособность выпускников украинских высших учебных заведений.

В последние годы, неслучайно основное внимание уделяется важности вузовского сектора науки. В связи с этим развитие высшего образования, повышение его качества и роли, полагается на высшие учебные заведения перед которыми стоит задача необходимости перехода от научной компетентности прошлого к современному типу образования. Поэтому, неслучайно главная образовательная функция ложится на университеты, которые призваны стать ведущими и определяющими в перспективе развития человечества. Краеугольным камнем в университетском образовании должно быть научное исследование, которое необходимо рассматривать, как творческий поиск истины. Сосредотачивая основное внимание на научных исследованиях, которые осуществляются университетскими учеными, нельзя обойти стороной еще одну из важнейших миссий университетов — подготовки будущих специалистов и ученых. В своё время К. Ясперс отмечал, что задание университета это — исследование, обучение, образование и воспитание. Следовательно, высшим и неотъемлемым принципом университета, считает ученый, является «связь исследования и обучения... потому, что в соответствии с идеей лучший исследователь одновременно и единственно хороший преподаватель» [3, с. 70]. То профессиональное обучение, которое может предоставить университет человеку, который нуждается в образовании, непременно приводит его не только к специализированному профессиональному образованию, но и к позиции исследователя и исследовательским методам. Для этих особенных профессий, отмечает К. Ясперс, «лучшим образованием является не изучение изолированного знания, а обучение и развитие органов научного мышления. В течении жизни возможно продолжение духовно-научного образования. Для профессионального образования университет может дать только основу, само образование находится в практике» [3, с. 70].

Исследовательская деятельность и учебный процесс — это главные задачи университета. Бесспорно, перед каждым высшим учебным заведением стоит вопрос, как обучать и чему обучать. Студент, который выходит из стен университета, не должен давать стареть своим знаниям. И если студент освоил, как и чему нужно учиться, то он будет продолжать обучение всю жизнь. Научить студентов масштабно и перспективно мыслить — это одно из главных заданий. В условиях глобализации нашего общества в большом количестве информации можно потеряться, потому необходимо научить студентов найти ту информацию, которая необходима именно ему. Каким же образом можно научить масштабно мыслить? Прежде всего преподавателям необходимо проводить разные научные конференции, способствовать участию студентов в международных грантах. В университетах разрабатываются научные исследования, разнообразные проекты и программы, принимая в них участие студент, таким образом, приобщается к научному процессу и получает практическую подготовку. Это его делает не только ученым, но и практиком. Сочетание исследовательской деятельности и учебного процесса является главной задачей исследовательского университета.

Впрочем, в такой непростой ситуации, которая наблюдается в современном обществе, перед исследователями стоит неотложная потребность — сосредоточение науки и образования на проблемах человека. Поэтому идет интенсивный поиск оптимальных способов влияния на формирование человека, как в интеллектуальном, так и в социальном аспектах. Следовательно, путь решения этих задач заключается в объединении усилий не только естественных и гуманитарных наук, но и современной науки и образования. Как отмечает К. Ясперс, «образовательная ценность естественных наук и наук гуманитарных существенно разнится по своему характеру». Ведь в гуманитарных науках человек постигает дух, происходит содержательное наполнение человеческого прошлого, «участии, в его передаче, знании о широте человеческих возможностей» [3, с. 61]. Осваивая гуманитарную профессию, отмечает К. Ясперс, человек в соответствии со своим способом мыслей выступает исследователем по отношению к разным вещам. Также исследователем является и тот, кто находится в процессе познания и ориентируется согласно идеи целого. «Поэтому единственно истинным воспитанием в науках, связанных с практикой, является то, которое сохраняет исследовательскую позицию» [3, с. 72].

Чтобы высшее учебное заведение стало более привлекательным для студентов, необходимо учитывать комплексную компоненту, которая включает перспективу для будущей карьеры выпускника. Для этого необходимо, чтобы университет предоставлял качественное образование, которое соответствовало бы европейским просветительским стандартам, но самым главным остается вопрос о возможности трудоустройства. Это является основным вопросом высших учебных заведений не только Европы, но и Украины. Поэтому неслучайно в Болонской декларации идет речь об «обучении на протяжении всей жизни».

В данном аспекте значительная роль отводится развитию международного межвузовского сотрудничества, которое позволит организовать общие исследовательские проекты, программы обмена студентов и преподавателей. Однако самой распространенной формой интернационализации высшего образования остается мобильность студентов. Поэтому перед исследовательскими университетами стоит задача в совмещении образования и исследования, используя при этом модели других университетов Европейского союза; создании научных парков и выделении исследователей, которые смогут воплощать новые проекты при поддержке иностранных инвесторов; объединении в научном парке разных разработок, приобретении научно-исследовательской и высокотехнологической продукции; проведении конкурсов инновационных проектов, создании новых программ ориентированных на картину будущего.

Сегодня высшее образование за рубежом считается достаточно востребованным на мировом рынке труда. Лучшие университеты мира задают тон в области высоких технологий, искусства, культуры, а дипломы, полученные после их окончания, дают возможность работать во многих областях наук. Так обучение в университетах Великобритании, Англии, Германии, США, Канаде гарантирует выпускникам в перспективе, получить престижную и высокооплачиваемую работу. Поэтому, перед украинскими вузами стоит задача так наладить обучение, чтобы отечественное высшее образование отвечало европейским стандартам, а дипломы выпускников украинских университетов были признаны во всем мире, давали возможность трудоустройства в любой стране, предоставляли знание и практические навыки для последующего успешного карьерного роста и приобретения межкультурного опыта.

В последние десятилетия молодежь интересуется получением европейского высшего образования. Следует отметить, что высшее образование в Европе и второе высшее образование за рубежом стало доступным и для украинских студентов. Они могут пройти переквалификацию на основе диплома отечественного университета. Также широко используется и дистанционная форма обучения. Дистанционное образование — это образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологических средств. В каждом зарубежном вузе рядом с обязательными дисциплинами студенту предоставляется возможность выбора предметов самостоятельно. Именно в этом проявляется гибкость европейского образования, — это когда студент сам формирует учебный план. Поучительным является опыт Испании, в котором специфика преподавания предусматривает, что учебный процесс протекает в виртуальном классе университета, который работает круглосуточно. Студентам предоставлена возможность устанавливать прямую связь с преподавателем через форумы, или дополнительные онлайны. Проверка студентов происходит онлайн в виде тестов, экзаменов, виртуальных практикумов и тому подобное. Поэтому в последние годы большое внимание уделяется именно электронному образованию. Также в европейском образовании достаточно распространен принцип «академической свободы». Так высшее образование в Германии направлено на свободу, которая предоставляется не только высшим учебным заведениям в вопросах управления, но и каждому студенту. Также в Германии не существует жесткой системы обучения, в привычном для нас, общеобязательном порядке. Все зависит от самостоятельности, ответственности и самодисциплины студента. Немецкий студент высшего учебного заведения самостоятельно составляет свой учебный план и организует собственное время так, чтобы соответствовать общим требованиям по данной специальности, которые являются достаточно высокими.

К примеру, высшее образование в США сконцентрировано на выявление индивидуальных особенностей и интересов студента, способствует построению успешной карьеры. Проходя обучение в Америке студенты не только получают теоретический багаж знаний, они еще и учатся применять их на практике. Своеобразной является современная система образования во Франции, которая формировалась в течении последних двух веков и остаётся одной из самых передовых в мире. Основная её особенность — преимущество государственных учебных заведений. Французские университеты являются высшими учебными заведениями, автономными в плане административного управления, научных программ, форм обучения и педагогической работы.

Следовательно, реформирование системы образования необходимо подстраивать к потребностям современного общества. Прежде всего это касается подготовки высококвалифицированных специалистов, которые отвечали бы запросам современного рынка труда, имели бы не только теоретические, но и практические знания, владели профессиональной мобильностью. Подготовка таких специалистов является причиной внесения соответствующих корректив во всё высшее образование. Ведь реформирование образовательной сферы ведет к качественной системе знаний, которые отвечают существующим требованиям и способны к изменениям не только имеющихся ценностей, но и к изменениям в самом содержании. Поэтому, начиная образовательные реформы, необходимо учитывать и то, что реформационные проекты — это длительный процесс и какой будет результат зависит непосредственно от нас. Однако, изменить ключевые знания и существующие ценности будет недостаточно, необходимо также изменить сами механизмы и средства реформирования, только тогда можно будет увидеть качественные преобразования не только в обществе, но и во всей системе образования. Поэтому, стратегическая роль высшего образования заключается в получении и улучшении знаний, в глобальном обмене знаниями через многонациональные исследования и образовательные проекты, программы обмена студентами и преподавателями с целью стимулирования инноваций и креативности.

Следовательно, современное образование и наука является неотъемлемыми составляющими развития современного общества, они играют главную роль в общественном прогрессе и являются универсальными средствами решения многих проблем. Следуя примеру разных университетов, участников Болонского процесса, можно констатировать, что именно в академическом сообществе сосредоточена культурная интеграция высшего образования. Поэтому учитывая европейский и украинский интеллектуальный опыт, необходимо все совместные усилия направить на преодоление существующих трудностей, что позволит отечественному образованию и науке занять достойное место на мировом образовательном рынке и стать конкурентоспособными.

 

Литература:

 

  1.                Губерський Л. В., Андрущенко В. П. Філософія як теорія та методологія розвитку освіти. — К.: «МП Леся». — 2008. — 516 с.
  2.                Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы: [пер. с англ. Л. В. Блинников, В. Н. Брюшинкин, Э. Л. Наппельбаум, А. Л. Никифоров]. — М.: Прогресс, 1983. — 605 с.
  3.                Ясперс Карл. Идея университета; [пер. с нем. Т. В. Тягуновой; ред. перевода О. Н. Шпарага; под общ. ред. М. А. Гусаковского]. — Минск: БГУ, 2006. — 159 с.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, наука, Болонский процесс, учебный процесс, образование, современное образование, современное общество, студент, высшее учебное заведение, Европа.


Задать вопрос