Будущее пенсионной системы России сегодня активно обсуждается. Не мало важным является повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.
С учетом экономической и демографической ситуации с 2002 года в Российской Федерации осуществлен переход с собирательно-распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. В основу новой пенсионной системы положен принцип обязательного пенсионного страхования. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.
Основными целями проведения пенсионной реформы явилось: обеспечить достойную старость пенсионерам; стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис; искоренить «черные» заработные платы; привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.
Ранее существующая система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Таким образом по старой системе уровень размера пенсий зависел от стажа работника, а по новой уровень размера пенсий зависит от размера заработной платы работников, имея при этом стаж работы не менее 5 лет.
Согласно новой пенсионной системы взносы в Пенсионный фонд составляют 28 %, их принято разделять на три части: 14 % направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии; 8–12 % от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в Пенсионный фонд РФ; 2–6 % направляются в фонд для формирования накопительной составляющей трудовой пенсии.
В связи с появлением пенсионной реформы, у каждого гражданина появились пенсионные накопительные счета, с помощью которых отдельная часть пенсии накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит, что каждый гражданин начинает формировать собственную пенсию с началом трудовой деятельности, а также выбирать где ему формировать накопительную часть трудовой пенсии, т. е.:
в Пенсионном фонде РФ, при этом выбрать управляющую компанию;
в Пенсионном фонде РФ, при этом отказаться от выбора управляющей компании;
отказаться от услуг Пенсионного фонда России и формировать в негосударственном пенсионном фонде.
отказаться от формирования пенсионных накоплений, тем самым значительно увеличив формирование пенсионных прав в страховой пенсии.
Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовало информацию, что с 1 января 2015 года в России введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Новый порядок исчисления пенсий позволяет обеспечить равнозначность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.
На размер пенсии будут влиять: заработная плата; длительность страхового стажа (т. е. за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество коэффициентов); возраст обращения за назначением трудовой пенсии (т. е. размер пенсии будет повышен за каждый год, после достижения пенсионного возраста).
Размер страховой пенсии по старости, будет зависеть от индивидуального пенсионного коэффициента (параметр, оценивающий индивидуальный вклад в страховую пенсионную систему), параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости при ее назначении позднее установленного пенсионного возраста и стоимости одного пенсионного коэффициента в этом году. Минимально требуемое количество индивидуальных пенсионных коэффициентов увеличивается с 6,6 в 2015 году до 30 — к 2025 году.
Также будет повышен минимально требуемый стаж для получения права на трудовую пенсию с 6 лет в 2015 году до 15 лет в 2025 году.
Одним из новшеством 2016 года станет: выгодным выходить на пенсию позже. То есть если вы достигнете пенсионного возраста, но повремените с оформлением пенсии, то за каждый год работы вам будет начисляться премиальный коэффициент. Например, если гражданин выйдет на пенсию через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата в составе страховой пенсии будет увеличена на 36 %, а страховая часть пенсии на 45 %. А если через 10 лет, то фиксированная выплаты увеличится в 2,11 раза, страховая в 2,32 раза. Также увеличится и накопительная часть пенсии. За службу в армии и уход за ребенком, граждане старше 80 лет, дети-инвалиды, также предусмотрены специальные коэффициенты. По новой формуле с учетом пенсионных коэффициентов пенсию начнут исчислять с 1 января 2016 года.
С ведением нового порядка расчет пенсий будет проводится по новой формуле и имеет следующий вид:
Пенсия = базовая пенсия + страховая пенсия
Страховая пенсия = сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) с учетом бонуса за стаж 1 × коэффициент возраста × актуальную стоимость пенсионного коэффициента
Порядок расчета пенсий можно вычислить с помощью пенсионного калькулятора, размещенного на сайтах Министерства труда и социальной защиты РФ и ПФР. Калькулятор является эффективным для граждан, которые начинают работать или начнут работать в 2015 году, т. е. для тех, чья пенсия будет формироваться и рассчитываться в соответствии с новыми правилами.
Новая пенсионная реформа влечет за собой положительные и отрицательные стороны.
- Пенсионный возраст не увеличится.
- Размер начисленных пенсионных отчислений граждан Российской Федерации, будет зависеть от размера заработной платы, пенсионных накоплений, а также пенсионного фонда, который они сами выбрали.
- Если работник, достигший пенсионного возраста, продолжает работать и не оформляет пенсию, ему за каждый дополнительный год стажа в первые 5 лет будут насчитывать дополнительные 6 % к пенсии, а начиная с 6-го года переработки — по 9 % за год. Следовательно, это существенно увеличит пенсию в старости. Но работник ежегодно теряет 94 % (потом 91 %) суммы, которую он мог бы получать, оформив обычную пенсию и при этом работая. А потом может не дожить до компенсации этих потерь за счет повышенной пенсии.
- Право на получение социальной помощи (50 % от минимальной пенсии) при достижении пенсионного возраста можно будет получить, только имея 15 лет стажа (сейчас — всего 5 лет). Те, у кого меньше, на старости не получат вообще ничего. Но многие люди вообще останутся без средств к существованию, даже таких маленьких.
- Инвалиды также не могут получать пенсию, если до получения инвалидности они не заработали достаточного страхового стажа. Как известно, сейчас инвалидам достаточно иметь максимум 5 лет стажа, чтобы получать пенсию по инвалидности. Но инвалиду очень сложно трудоустроиться на высокооплачиваемую работу, поэтому тем из них, у кого нет стажа, нереально заработать достойную пенсию.
Принимая решение о формировании накопительной пенсии, уменьшаются пенсионные права на формирование страховой части и наоборот. Гражданам 1967 года и моложе в 2014–2015 годах предоставляется право выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6 %, либо отказаться от формирования накопительной части пенсии, и увеличить страховую пенсию с 10 до 16 %. Какой вариант необходимо выбрать, каждый решает сам. Необходимо не забыть, что страховая пенсия увеличивается за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. А что касается накопительной пенсии — это пенсионные накопления, не инвестируемые государством, которые передаются из Пенсионного фонда РФ в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании. Доходы пенсионных накоплений зависят от результатов и инвестирования, следовательно, могут прослеживаться и убытки.
Таким образом, повышенная заработная плата, наличие стажа, являются основными факторами повышенной пенсии по старости и тем самым увеличением уровня пенсионного обеспечения.
Литература:
- Агапцова С. А. Пенсионная реформа в России: цели и результаты. Учебник. М.: Инфра, 2013.
- Васильева Т. Н. Финансы. Журнал. М.: Финансы, 2014, № 1, С. 45–47.
- Шершуков А. Солидарность. Газета. М. 2014, № 77–1164.
- http://www.nauchforum.ru
- http://www.rg.ru