В современной теории и практике специального (дефектологического) образования достаточно остро стоит вопрос о ранней диагностике отклоняющегося развития. При этом, как и дефектология вобрала в себя различные отрасли науки, так и этот частный вопрос диагностики предусматривает под собой заинтересованность специалистов различного профиля. В случаях сильно выраженного отклонения в развитии, ребенок с рождения находится под пристальным наблюдением медицинского персонала, но и при этом важным аспектом является дифференциация патологических проявлений. В случае же когда нарушение носит не столь выраженный характер, в раннем возрасте могут проявляться только незначительные симптомы, которые не могут быть замечены неспециалистом. В этой связи вопрос ранней комплексной диагностики отклоняющегося развития приобретает более выраженные черты.
Под комплексной диагностикой мы понимаем целенаправленную, слаженную, но при этом независимую работу групп разных специалистов: медицинского, психологического и дефектологического профиля, выделяя при этом клиническое (медицинское) и психолого-педагогическое направление.
Целью настоящей статьи является теоретическое рассмотрение основных аспектов комплексной диагностики отклоняющегося развития с отдельным выделением клинического и психолого-педагогического направлений данной деятельности.
Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии является сравнительно молодым направлением в отечественной дефектологии. Несмотря на это диагностическая и коррекционная работа находит свое отражение в многочисленных научных трудах, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Проблемой диагностики и коррекции детей раннего возраста в отечественной дефектологии занимались Белякова Ю. Ю., Браткова М. В., Выродова И. А., Лебединская К. С., Мастюкова Е. М., Мамайчук И. И., Стребелева Е. А. и другие. Эти исследования объединяет одна основная цель, создание диагностической и коррекционной базы для оказания ранней помощи детям с психическими нарушениями.
В зависимости от времени воздействия вредных факторов на ребёнка по данным Мастюковой Е. М., Лебединского В. В., Марковской И. Ф., Бадалян Л. О. и др., аномалии психофизического развития детей, связаны с органическими поражениями ЦНС и другими патологическими процессами развития в период пренатального, натального, постнатального, в том числе и раннего онтогенеза.
Неопровержимым является тот факт, что внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка во время родов. Родовые травмы приводят к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в местах их возникновения. Наиболее тяжелые отклонения в развитии появляются при клинической смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной патологии с тяжелой асфиксией во время родов. Рядом авторов установлена взаимосвязь между длительностью клинической смерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смерти более 7–10 минут возникают необратимые изменения в структуре головного мозга с проявлениями в дальнейшем детского церебрального паралича, речевых расстройств, нарушений умственного развития или других, более или менее выраженных, отклонений в интеллектуальном, эмоциональном и/или физическом развитии [7, с.5].
Вместе со стойкими и необратимыми нарушениями развития, обусловленными органическими поражениями мозга, наблюдается и множество обратимых вариантов протекания этих нарушений, которые возникают при легкой мозговой дисфункции, соматической слабости, педагогической запущенности, эмоциональной депривации. Эти отклонения могут быть полностью преодолены при условии своевременного проведения необходимых лечебно-коррекционных мероприятий. Поэтому обязательное медицинское наблюдение беременности и первых лет жизни ребёнка является необходимым условием сопровождения и раннего диагностирования психических отклонений ребенка раннего возраста.
Основными методами медицинского направления комплексной диагностики являются сбор и анализ анамнестических данных о протекании беременности матери ребёнка, об особенностях родов, о значимых показателях психофизического развития (например: заключения педиатра, особенно в первый год жизни) ребёнка; осмотр ребёнка узкими специалистами, проведение ряда лабораторных исследований (например: компьютерная томография, электроэнцефалография, эхо-энцефалография и др.) в том числе генетических, биохимических и патопсихологических (диагностика ВПФ в клинике).
Медицинское направление комплексной диагностики раннего возраста позволяет проследить причинно-следственные связи между признаками психических нарушений и повреждениями отдельных структур головного мозга. Клиническая диагностика в раннем возрасте бывает затруднена, так как многие психические отклонения не связаны с конкретными сенсорными или соматическими нарушениями и входят в состав различных симптомокомплексов.
В рамках психолого-педагогического направления комплексной диагностики детей раннего возраста, Лихачева Е. Н. отмечает, что значимость такого подхода в диагностике нарушений и отклонений развития возрастает еще и потому, что нарушения высшей нервной деятельности проявляются ранее на поведенческом и лишь позднее на клиническом уровне. И если ребёнок не попадает в поле зрения специалистов, проблема приобретает более устойчивый характер[5, с. 254–255].
Анализируя и обобщая опыт различных специалистов, Мамайчук И. И. разработала и систематизировала основные принципы психолого-педагогического воздействия на ребенка, базирующиеся на основных положениях специальной психологии:
восприятие и, соответственно, воздействие на личность ребенка. При этом личность рассматривается как целостная психологическая структура, которая формируется в процессе онтогенеза, и основывается на принятии человеком общественных форм сознания и поведения;
психическое развитие и становление личности ребенка возможны только в процессе коммуникаций (особое место в этом процессе занимают значимые взрослые, которыми чаще всего выступают родители);
важнейшую роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности. В раннем возрасте такой деятельностью является предметно-манипулятивная, к трем годам она трансформируется в ролевую игру и копирование действий взрослых;
развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. Вне зависимости от степени тяжести нарушения и времени патологического воздействия все дети обладают способностью к развитию [6, с.26].
Отечественные авторы Кисова В. В. и Конева И. А. выделяют ряд новообразований, на которые следует направить особое внимание в диагностике возрастных норм развития детей от рождения до 3-х лет, к которым они относят:
личную активность ребёнка (слуховое зрительное сосредоточение и восприятие, способность выделять близких людей, особенно мать);
потребность в общении (начальный этап проявляется ещё в младенчестве в виде «комплекса оживления»);
эмоциональное и личностное развитие (проявляется особо остро в кризисе 1-го года жизни, когда резко возрастает стремление ребенка к свободному передвижению и формирование самостоятельности в исследовании окружающих предметов);
развитие речи (начинается гулением, лепетом ещё в младенчестве в последующем активно развивается пассивный и активный словарный запас);
развитие всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание);
предметно-манипулятивная деятельность, как ведущая на данном этапе развития;
аффективность, т. е. эмоциональность и способность адекватно реагировать на внешние воздействия;
развитие самосознания, которое начинается с 2-х с половиной лет и в конечном итоге приводит к кризису 3-летнего возраста [4, с.18].
Для диагностики эмоционально-волевых проявлений ребенка могут быть использованы задания, направленные на диагностику познавательной сферы. Шаповал И. А. указывает на необходимость использования метода наблюдения в сочетании с различными, доступными для ребенка раннего возраста, диагностическими заданиями, при котором необходимо обратить внимание на следующие показатели:
общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т. д.),
активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности; контактность [8, с. 233].
Особое внимание исследователи обращают на вовлеченность в контакт ребёнка, т. е. желание сотрудничать со взрослыми. Обычно неполноценный, поверхностный контакт характерен для детей с интеллектуальным нарушением. Дети с невротическими проблемами ведут себя тревожно, им присущи различные страхи. Плохо адаптированные дети раннего возраста, как правило, испытывают затруднения в установлении контакта; уход от контакта — один из ведущих симптомов в поведении детей с расстройствами аутистического спектра.
Немаловажным фактом является эмоциональная реакция ребёнка на поощрение и одобрение (обычно положительные реакции наблюдаются в норме уже в возрасте от года до полутора лет). При выраженном снижении интеллекта дети относятся к одобрению равнодушно; невротизированные дети наряду с проявлениями радости резко повышают результативность выполнения заданий благодаря уменьшению эмоционального напряжения. В норме уже с 2-х с половиной лет ребёнок способен самостоятельно обнаружить ошибочность своих действий. Обнаружив ошибку, он сосредоточивается на выполнении заданий и, исправляя ошибки, старается достичь желаемого результата, обращаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.
Отношение к деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется прежде всего заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности, и к её результату. Особое внимание акцентируется на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем. Возникновение аномалий развития детей связано с действием разнообразных неблагоприятных факторов: генетических, факторов внешней среды, травматизмом и пр.
Ранний возраст, от рождения до 3-х лет, является наиболее благоприятным и эффективным в установлении отклонений психического развития, так как позволяет приступить к коррекции этих недостатков как можно раньше, когда многие психические функции находятся в стадии формирования и развития. В раннем возрасте существует наибольшая возможность эффективного использования различных компенсаторных механизмов психики, т. к. именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие высших психических функции.
Необходимым условием сопровождения и раннего диагностирования отклонений развития ребенка является комплексный подход специалистов, который начинается с регулярного осмотра ребёнка педиатром и посещения по его рекомендациям узких специалистов и позже поддерживается первейшим институтом социализации детей — яслями и детским садом. Только это условие является основой постановки правильного диагноза и предупреждением прогресса заболеваний ребёнка.
В рамках клинического направления определения нарушений развития выделяют психопатологическое обследование, включающее в себя выявление и описание симптомов нарушений эмоциональных и поведенческих отклонений, нарушений речи и познавательной деятельности, а также включает диагностику синдромов и болезненных состояний ребёнка.
Психолого-педагогическое направление помощи детям с отклоняющимся развитием в большей степени обусловлено особенностями социального окружения, обучения и воспитания. При этом социальная среда выступает не только как условие, но и как источник развития. Интенсивное и неравномерное развитие психических функций в раннем возрасте детерминирует их повышенную ранимость. Неравномерность созревания проявляется в парциальных (частичных) задержках развития. Ведущие психологи и дефектологи отмечают, что следует особое внимание уделять контролю над ходом психического развития малышей с целью коррекции обнаруживаемых отклонений.
Факторы приводящие к нарушениям развития в раннем детском возрасте весьма разнообразны — это и средовое влияние, и генетическая обусловленность, перенесенные заболевания как матери во время беременности, так и ребёнка в раннем возрасте, а также различные травмы. Однако диагностика и коррекция этих отклонений в раннем возрасте является необходимым и значимым условием преодоления последующих нарушений и их прогресса; так как в возрасте до 3-х лет психика ребёнка наиболее чувствительна к систематической стимуляции и воздействию. При этом данная работа должна проводиться специалистами в тесной, неразрывной и систематичной связи с семьёй ребёнка.
Неутешительные тенденции постоянного увеличения числа новорожденных детей с недостатками развития ставят проблему раннего обнаружения и коррекции нарушений в развитии на первый план, как в теории, так и в практике работы специалистов медицинского и психолого-педагогического, в частности дефектологического профиля.
Литература:
- Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Вопросы психологии. 2002. — № 3. — С.15–21.
- Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 41 с.
- Ермолаева Т. Н., Зиналиева Н. К. Ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии детей. учебно-методическое пособие. — Астрахань: «Астраханский университет», 2010. — 88 с.
- Кисова В. В., Конева И. А. Практикум по специальной психологии. — СПб.: Речь, 2006. — 352с.
- Лихачева Е. Н. Ранняя психолого-педагогическая диагностика замедленного темпа психического развития: актуальность, проблемы и пути решения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. — № 17. Выпуск 20. — С. 254–256.
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.
- Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
- Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.