Проблема семейного насилия прочно заняла свое место среди других актуальных проблем психологической науки. Без сомнения она далека от разрешения и требует пристального внимания к разработке основных направлений психологического сопровождения детей, переживших различные виды семейного насилия.
Исследованию насилия в семье посвящено единичное количество работ, так как тема насилия в семье чаще всего закрыта для публичного изучения и является интимной. В зарубежной психологии проблеме насилия в семье посвящены работы Левинсона Д., Кабрина Дж., Финкелхора Д., Брон К., Миллер Э. и др. В отечественной науке насилие изучалось Сафроновой Т. Я., Соколовой Е. Т., Цимбал Е. И. и др.
Насилие в семье — это сознательная или неосознанная форма деструктивного социального взаимодействия, отражающая общее неблагополучие в семье в целом и нарушения в ценностно-нормативной сфере образующих ее индивидов, выражающаяся в систематическом причинении непосредственного вреда кому-либо из членов семьи, в нанесении косвенного ущерба всем ее членам [1].
Насилие в семье чаще всего носит комплексный характер. Это может быть психологическое, физическое, экономическое, интеллектуальное, сексуальное насилие, пренебрежение друг другом.
Статистические данные о распространенности и степени насилия в семье в нашей стране крайне разноречивы и занижены. Статистика российских служб экстренной психологической помощи детям и подросткам свидетельствует, что самой распространенной формой семейного насилия является психологическое насилие.
Психологическое насилие — это эмоциональное, психологическое оскорбление беззащитного члена семьи. В качестве психологического насилия психологи называют различные типы искаженного родительского отношения к ребенку [1].
Психологическое насилие по отношению к ребенку — хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т. п.), разрушение отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирование этого отношения, а также действия приводящие к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития [1].
Патогенное влияние на личность и психику ребенка различных типов насилия не оставляет сомнений. Насилие, пережитое в детстве, может приводить психическим расстройствам, травматическим переживаниям, формированию агрессивного поведения, а также к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь.
В психологический центр «Феникс» г. Шахты достаточно часто обращаются дети, перенесшие насилие:
- Сексуальное насилие (сверстники, случайные люди) — 4 % обратившихся.
- Семейное насилие (физическое, психологическое, экономическое) — 21 % обратившихся. Дети склонны к девиантному поведению, бродяжничеству и одним из основных факторов такого поведения является нарушение отношений в семье: патологические стили воспитания, искаженное родительское отношение к ребенку: манипуляторная родительская позиция; гиперсоциализирующее воспитание; инвалидизирующий («маленький и плохой») вариант родительского отношения;отсутствие родителя или отделение ребенка от родителя; тревожная привязанность к ребенку, связанная с оказанием на него давления и др.
- Семейное насилие в семьях, родители которых разведены и оспаривают права на ребенка в судебном порядке — 43 % обратившихся. Чаще всего и родители и дети, испытывая на себе серьезное психологическое давление, имеют выраженные невротические расстройства и нуждаются как в семейной, так и в глубинной личностной психокоррекции.
- Насилие, переживаемое детьми из-за неблагоприятных психологических условий сложившихся в учебном коллективе, конфликтных отношений со сверстниками, педагогами — 32 % обратившихся.
С детьми, перенесшими насилие, проводится психодиагностическая и психокоррекционная работа, направленная на нормализацию психоэмоционального состояния, помощь в переживание психической травмы и восприятия ее как урока жизни, повышение адаптационных возможностей личности ребенка: уверенности в себе, позитивного мышления, умения сотрудничать и бесконфликтно разрешать проблемные ситуации и др.
Особого внимания заслуживает насилие в семьях, родители которых разведены и оспаривают права на ребенка в судебном порядке. Оспаривание прав на ребенка чаще всего происходит в течение первого года после супружеского развода, а также может носить затяжной характер — через 2–3 года после развода по причине замужества жены. Наиболее чувствительным к психологическому насилию в результате переживаемого супружеского развода является возраст детей в диапазоне от 9 до 13 лет.
Психологическое сопровождение семей осуществляется по следующим направлениям: психодиагностическая работа как с родителями, так и с детьми, перенесшими насилие и отстаивание их интересов в суде; семейное консультирование родителей по вопросам формирования гармоничных отношений как между самими родителями так и между родителями и детьми, выстраивание единого стиля воспитания ребенка; психокоррекционная работа с детьми, направленная на снижение интенсивности переживания развода родителей и принятие жизненной реальности.
Психодиагностическая работа с семьями проводится с целью изучения личностных особенностей родителей, патологических стилей воспитания, особенностей взаимоотношений между супругами как родителями, особенностей отношения ребенка к матери и отцу, личностных особенностей ребенка и его психоэмоционального состояния.
Используются следующие методы исследования: беседа, наблюдение за общением, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, «Опросник родительского отношения» А. Я. Варги, В. В. Столина, многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика цветовых выборов Л. В. Лукошкина (адаптированный вариант цветового теста М. Люшера, компьютерный вариант); методика «Разноцветные домики» Н. И. Ганошенко, методика «Подростки о родителях» Л. И. Вассермана, тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» И. Б. Дерманова, проективная методика Сонди и др.
Чаще всего, в семьях, перенесших насилие, используется противоречивый тип воспитания — соединение доминирующей гиперпротекции со стороны матери с потворствующей гиперпротекцией со стороны отца или отвержение, игнорирование со стороны родителей.
Ребенок находится в центре внимания матери, которая отдает ему много сил и времени, однако, в то же время, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Мать манипулирует ребенком, настраивает против отца, внушает ребенку, что папа плохой и папе ребенок не нужен. Неосознанно, не принимая мужские качества (особенно если ребенок похож на отца), мать переносит на ребенка нежелательные качества отца, напоминая ему о том, что отец плохой, а он похож на плохого отца. Матери проявляет неустойчивость воспитания, пытаются воспитать у ребенка женские качества, что представляет опасность для мальчиков, которые становятся зависимыми и несамостоятельными.
В некоторых семьях матери и отцы применяют экономическое и физическое насилие, игнорируют потребности ребенка, как материальные, так и духовные. Характерно расширение сферы родительских чувств в связи с разросшимся конфликтом между супругами, особенно в семьях перенесших супружеский развод. Как для матерей, так и для отцов ребенок становится нечто большим, смыслом жизни. В ситуации запрета видеть и встречаться с ребенком, отцы готовы удовлетворять любые его желания. У отцов выражена воспитательная неуверенность и фобия утраты ребенка.
В определенных семьях, отцы манипулируют детьми, пытаясь вернуть прежние отношения с бывшей супругой, демонстрируют амбивалентные чувства по отношению к ней.
Дети, перенесшие насилие, также выделяют значительные нарушения взаимоотношений в семье. Они подчеркивают преобладание директивности и враждебности в воспитании со стороны матери; непоследовательности и автономности в воспитании со стороны отца. Дети, не имея с отцом эмоционального контакта, считают, что не нужны ему. Больше всего негатив вызывает непоследовательность и непредсказуемость поведения отца.
Многие ребята имеют негативный опыт переживания фактов физического и психологического насилия в семье. На момент исследования испытывают серьезное психологическое и даже физическое воздействие со стороны родителей. Манипулятивное поведение родителей, перетягивание на свою сторону детей, ведет к формированию противоположных позиций у братьев и сестер в выборе родителя, с которым они предпочитают жить. Такие проявления психологического насилия в семье не могут не повлиять на психическое здоровье детей и разрушение ценностных устоев семьи.
Дети, перенесшие психологическое насилие в семье, имеют сниженное психическое состояние: повышена тревожность, агрессивность, выражено состояние фрустрации. Выражена гетерономность (пассивность, чувствительность, неуверенность в себе, склонность к зависимому положению от окружающих), концентричность (сосредоточенность на собственных проблемах); противоречивость личности, преобладает тонус парасимпатической нервной системы, снижена работоспособность. Выражено наличие стрессового состояния.
Для ребят, перенесших психологическое насилие в семье, характерен высокий уровень агрессивности, проявляющийся в повышенной нетерпимости и мстительности по отношению к другим. На фоне неуступчивости не хватает настойчивости в достижении поставленных целей. Конфликтность у детей высокая, стремятся к соперничеству в конфликте, проявляют эмоциональную лабильность, раздражительность, импульсивность, обидчивость, подозрительность.
Таким образом, психологическое насилие в семьях, родители которых разведены и оспаривают права на ребенка в судебном порядке, проявляется в формировании патологических стилей воспитания и деформации родительского отношения и приводит к значительному ухудшению психического здоровья детей.
По результатам психодиагностики семей, родители которых разведены и оспаривают права на ребенка в судебном порядке, проводятся индивидуальные психологические консультации для родителей, разрабатываются и выдаются практические рекомендации. Многим родителям предлагается пройти семейную психокоррекцию.
Дети, перенесшие насилие в семье, проходят индивидуальные коррекционные занятия с психологами. Для этого используются следующие коррекционные программы:
- «Психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие» Дж. Г. Мэнделл, Л. Дамон.
- «Тренинг первичных коммуникативных навыков для детей и подростков с трудностями в общении и нарушениями эмоциональной сферы» Д. М. Задвицкой.
- «Программа развития способностей к самопознанию и уверенности в себе у детей 10–12 лет» И. В. Дубровиной.
- «Повышение социальной компетентности подростков» Л. М. Иванова, Е. В. Конева.
- «Коррекция тревожности методом директивной игровой терапии «Сказочная шкатулка»» Л. М. Костиной.
- «Коррекция агрессивного поведения у детей подросткового возраста» О. В. Шинаковой и И. Б. Евстафьевой.
Таким образом, большую роль в решении проблем социальной адаптации детей, перенесших насилие, могут сыграть психологи, усилия которых должны быть направлены на оказание психологической помощи семьям, переживающим супружеский развод, начиная с профилактики отклонений в семейном воспитании и формирования положительного отношения супругов друг к другу как родителям своего ребенка.
Литература:
- Тащева, А.И., Павловская, Е. В. Эмпирическое исследование паттернов насильственного поведения взрослых людей в родительских и собственных семьях / А. И. Тащева, Е. В. Павловская // Психологический вестник. — Выпуск 4 (часть 1–2). — Ростов н/Д: РГУ, 1999. — С. 153–159.