В данной статье автор рассматривает причины циничного поведения у подростков. По мнению автора, проявление цинизма является следствием негативного влияния основных институтов социализации. На основе этого фактора автор классифицирует типы подросткового цинизма.
Ключевые слова: цинизм, социализация, социальные институты.
В современном обществе все чаще в адрес школьников и подростков можно услышать «циничные, черствые, аморальные дети растут». А кто они — дети-циники и как ими становятся? Чтобы понять мотивы детского цинизма автор проводил исследование в течение трех лет.
Цинизм — (гр. — безверие) — отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в наглости, грубой откровенности, презрительном высокомерном отношении к культуре и общепринятым основам и нормам жизнедеятельности и поведения [1]. Впервые зачатки цинизма, как качества личности, проявляются в подростковом и юношеском возрасте (приблизительно с 11 до 22 лет) в виде негативизма, который, в свою очередь, является предпосылкой к цинизму. Предпосылки к отсутствию или развитию цинизма, по мнению автора, у всех одинаковые. Все зависит от окружающих человека условий: людей, событий, от влияния на человека извне. Цинизм выступает в этом случае как защитная реакция подростка на окружающие его негативные условия. Несмотря на то, что подростковый цинизм является важной проблемой современности, он остается малоизученным качеством личности. Единственной крупной работой в этой области является «Исследование циничности — нравственно — этического компонента личности» П. Н. Устина, в которой автор рассматривал цинизм у молодых людей. Поэтому мы можем сказать, что исследование подросткового цинизма и поиск причин его возникновения является новым и неизученным этапом в психологии.
Научная новизна состоит в выявлении взаимосвязи типов цинизма с институтами социализации и в составлении классификации типов цинизма в зависимости от социального института, оказывающего негативное влияние на подростка.
Изучение цинизма, как яркого и кричащего проявления в личности детей современности особо актуально в наши дни. Ведь если бы общество вовремя смогло увидеть проблемы таких детей, то появилась бы возможность избежать падения уровня нравственности среди подростков. Возможно, что мы стали бы меньше видеть в СМИ душераздирающие картины циничного избиения подростками своих сверстников и издевательств над пожилыми людьми и животными.
История цинизма начинается с Древней Греции, а именно с философской школы кинизма. Основателем кинизма стал ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем Диоген Синопский. Киники видели своим учителем Сократа, но они не смогли по- настоящему продолжить его дело. За основу своей философии они взяли практическую мораль Сократа: присущее ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Так Диоген, согласно легенде, жил в глиняной бочке, обходился малым, вел себя вызывающе, чем не раз выставлял себя на посмешище. Греки даже воздвигли ему памятник в виде собаки в благодарность за то, что он «указал им наипростейший путь к жизни» [4]. У киников сформировались пренебрежительные взгляды на общепринятые нравственные нормы и ценности, запреты и правила приличия (одежду, религию, гражданские святыни и др.), не имевшие, по их мнению, целесообразности. Они стремились к естественности, к избавлению от условностей: отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Латиняне же, в свою очередь, стали напрямую называть киников циниками и слово «циник» постепенно приобрело негативное значение. Теперь цинизм не приветствовался и «не имел оправданий» [4]. Одними из первых вопрос цинизма был освещен в трудах таких известных философов, как Бертран Рассел, Петер Слотердайк, В. А. Канке, С.Н. и Е. В. Мареевых. В. А. Канке в своих статьях уравнивает учение Антисфена и само понятие «цинизма»: «Кинизм (цинизм). Киники — «злые собаки» [4, стр. 37]. Таким образом, кинизм со временем перерастает в пренебрежение ко всякой культуре и всем обычаям и именуется как «цинизм». В свою очередь, религия определяет цинизм как неверие, об этом сообщает Архимандрит Тихон (Шевкунов) в одном из своих интервью [2]. Проблему цинизма поднимал священник-психолог Б. В. Ничипоров в книге «Введение в Христианскую психологию» [7]. «Скепсис, витальная тоска, цинизм и отчаяние — это ступени нравственного ниспадения эмоционально-волевого и духовного строя личности» [7]. «Цинизм убивает универсальное святое чувство, которым можно описать все лучшее, что есть в наших детях по естеству, т. е. что дано от рождения. Это — благоговение. Но этого мало. Матерщина не просто лжет на святые чувства, она их оскверняет. А ребенок — ведь он прост и, как правило, вынужден становиться конформным. А затем он и сам интериоризует эти ложные поименования, т. е. сам начинает лгать на себя, на свой внутренний мир. И этим убивает, выжигает святыню души. Все же это приводит к совершенно особому, внутриличностному феномену — бессловестности души» [7]. В последнее время активным изучением цинизма, как разрушающего качества личности, занялась и психология, так как за его основу все чаще стали брать этические феномены. Исследования отечественных психологов (К. А. Бульхановой, Л. И. Божович, Б. С. Братуся, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Щадрикова и др.) показывают, что нравственность является важнейшей составляющей отношений субъекта к другому и к себе, определяет характер и направление его развития, формы взаимодействия с миром. Л. М. Попов отмечает, что в современном мире: «идет устойчивое формирование людей с пониженным уровнем терпимости к насилию, смерти — ко злу. Это проявляется в понижении порога чувствительности к порочному поведению» [8]. Цинизм — демонстрация отрицательного отношения к общепринятым нормам нравственности, в том числе коммуникативным. Недостойное речевое поведение [11]. Наиболее полно понятия «цинизм» и «циничность» были раскрыты в работе П. Н. Устина [12]. При первом подходе термин понимается как массовое явление, следствие доминирования циничной идеологии и культуры, определяющей ориентиры восприятия окружающей действительности в рамках определенной сообщности людей. Во втором же случае цинизм можно определить через такую черту, как циничность — личностную черту, которая проявляется через отрицание или презрительное отношение к общепринятым человеческим ценностям, составляющим духовное богатство людей, накопленное в рамках определенной культуры отдельного сообщества и всего человечества» [12]. П. Н. Устином выявлен ряд взаимосвязей циничности с такими личностными характеристиками как тщеславность, необязательность, несдержанность, беспринципность, хамство, вероломность, аморальность, демагогичность, жестокость, отчужденность, безразличие, внутренняя напряженность и скептицизм. Далее автор указывает, что присутствие циничности в структуре личности вызывает затруднения при ее самореализации. Однако, на взгляд автора, следует говорить не о негативном влиянии циничности на процесс самореализации, а об их взаимосвязи или взаимовлиянии. В подростковом периоде идет расширение жизненного пространства, круга общения, идут поиск и утверждение принадлежности к той или иной группе людей, на которую пытается ориентироваться подросток. Подростки переходят к сдержанному послушанию — скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично — с взглядами сверстников. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится. Поведение подростка становится особенно невыносимым и непонятным для окружающих, что определяется, прежде всего, отрицанием и искажением реальности в связи с его промежуточным положением — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Часто подросток ставит перед собой нереалистичные цели, возникает переоценка своих возможностей, одновременно повышается застенчивость, агрессивность, склонность занимать крайние позиции и точки зрения. В личности подростка проявляются первые негативистские черты, склонность к циничному поведению по отношению к себе и окружающим, которые еще больше могут усугубиться в юношеском возрасте. Однако такое поведение чаще всего возникает у подростка неосознанно, в его основе лежит механизм психологической защиты.
Итак, циник — это человек, имеющий презрительное отношение к культурным и нравственным ценностям общества. Изначально понятие цинизм образовано от названия древнегреческой философской школы киников (циников), представители которой проповедовали пренебрежительные взгляды на общепринятые нравственные нормы и ценности, не имевшие, по их мнению, целесообразности. Впоследствии циниками стали называть людей, чья личностная позиция отрицала значимость общественного мнения и стыда. Цинизм характерен для людей, добивающихся своих целей любым, даже безнравственным способом. Цинизм проявляется в ситуациях, когда человек ощущает собственную безнаказанность либо отчаяние (когда ему нечего терять). Он тесно связан с грубостью, хамством, бестактностью. Вместе с тем цинизм может скрывать повышенную чувствительность, уязвимость, может также выражаться в форме иронии и сарказма. Чаще всего цинизм начинает проявляться в подростковом возрасте. Применение взрослыми некорректных приёмов воспитания (демагогия, оскорбление, унижение, морализаторство и т. п.) может вызвать ответную реакцию, превращающую подростков в циников. Чувство собственного превосходства у подростков, поддерживаемое взрослыми, может также перейти в цинизм. Крайняя форма подросткового цинизма — жестокость по отношению к животным и окружающим людям. С помощью результатов социологического интернет-опроса удалось выяснить общее мнение и представление в обществе о подростках-циниках: большинство опрошенных не задумываются о данной проблеме или считают, что это жестокие люди. В этом и заключается проблема непонимания обществом сущности цинизма в подростковом возрасте. Основными причинами подросткового цинизма, по мнению респондентов, являются недостаток или избыток внимания со стороны родителей, влияние СМИ, «неправильная» компания, желание «пойти против всех». Поэтому 88,1 % опрошенных считают, что нельзя абсолютно каждого циника винить в черствости, аморальности, чрезмерном реализме. По результатам количественного анализа диагностики враждебности по шкале Кука- Медлей и Басса-Дарки из 42 испытуемых была выявлена контрольная группа подростков, склонных к цинизму, в составе 8 человек (что составило 19 % от общего числа тестируемых). Контрольная группа формировалась с целью выявления причин подросткового цинизма через призму влияния на них социальных институтов. Диагностики, проведенные с контрольной группой подростков, показали:
- Методика «Добро-Зло» Л. М. Попова: у большинства подростков, с ярко-выраженной чертой циничности, показатель «добра» средний или выше среднего, что доказывает гипотезу о том, что подростковый цинизм выступает защитной реакцией на негативное влияние со стороны общества.
- Чтобы подтвердить гипотезу о подростковом цинизме как защитной реакции на негативное влияние со стороны именно социальных институтов была составлена методика «Портрет подростка в системе общественных отношений», которая показала, что большинство подростков с высоким показателем цинизма — 62,5 % испытывали негативное влияние со стороны школы; 25 % -внутри семьи, 12, 5 % — со стороны СМИ. На основе проведенных диагностических исследований была составлена классификация типов цинизма в зависимости от того, какой именно институт социализации оказывает негативное влияние на подростков.
Было выделено три типа цинизма:
- «Циник поневоле», на которого негативное влияние оказывается со стороны семьи.
- «Циник–«вратарь»», на которого негативно воздействует школа.
- «Лжециник», испытывающий негативное воздействие со стороны друзей, СМИ, Интернета.
Основным критерием классификации автора является институт социализации подростка.
Институт социализации: семья — это испытанный, первичный институт социализации, который передает все ценное из социального опыта. «Циник поневоле» — ребенок, проявляющий циничное отношение к обществу, вызванное негативной семейной обстановкой или отсутствием семьи. Это сироты с рождения; социальные сироты из неблагополучных семей, родители которых склоны к насилию; неполные семьи. Также влияние могут оказать наследственные психические заболевания, алкоголизм родителей, отсутствие любви к подростку, отвержение его, суровая критика в адрес ребенка или же воспитание, «пущенное на самотек», избалованность.
Институт социализации:школа — социальный институт, который передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Автор рассматривает школу как социальный институт, где подросток большую часть своего времени проводит с группой сверстников, поэтому следует отметить, что при определении этого типа классификации, наиболее важный — влияние группы сверстников. Циник-«вратарь» — подросток, проявляющий циничное отношение к обществу из-за испытанных агрессии и гнета со стороны окружающего его круга людей, предательства и отвержения друзей, близких людей, неподчинения мнению большинства, следствием которого является противостояние массовости. Подросток использует цинизм как защитный механизм, «средство обороны» от окружающего мира.
Институт социализации:СМИ (особенно сеть Интернет), «крутые друзья» в контексте влияния на формирование личности. Лжециник — подросток, который цинично ведет себя из-за оказанного на него влияния СМИ или группы сверстников, пропагандирующих циничное отношение к обществу. Например, в сети Интернет нередко увидишь призывы к цинизму, достаточно ввести в строку поиска социальной сети «Вконтакте» запрос «циник» и вы увидите около 400 сообществ о цинизме, на которых подписаны тысячи пользователей интернета. Цитаты, заметки, комиксы, пропагандирующие хладнокровное отношение ко всему окружающему, как способу выжить в этом «ужасном» обществе. Или же «влиятельные друзья» рассказали, как «правильно и круто жить». Подростки, не имеющие своей жизненной установки и личного мнения, поддаются такому влиянию, поэтому автор полагает, что этот цинизм не обдуман, а всего лишь «модное течение».
Несмотря на выделение основных типов цинизма нужно отметить, что, так как общество представляет собой постоянно меняющуюся систему, то, и, относя подростка-циника к какому-либо преобладающему типу, нельзя забывать, что у него могут проявляться некоторые признаки другого типа цинизма.
Литература:
- Анцупов А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, Шипилов А. И. — Спб.: Питер, 2006. 528 с.
- Архимандрит Тихон (Шевкунов): Цинизм — это болезнь профессионального православия. [www.pravmir.ru] // Православие и Мир, 2010. — Режим доступа: http://www.pravmir.ru/arximandrit-tixon-shevkunovcinizm-eto-bolezn-professionalnogo-pravoslaviya/. Загл. с экрана. (25.11.2015)
- Безрукова В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога –М.:ЭКСМО, 2000. 204 с.
- Канке В. А. Основы философии. — М.: Логос, 1999. 287 с.
- Мареев С. Н. История философии [nashol.com] / C. Н. Мареев, Е. В. Мареева — Режим доступа: http://nashol.com/201010055101/istoriya-filosofii-mareev-s-n-mareeva-e-v.html. — Загл. с экрана. (20.11.2015)
- Мид М. Культура и мир детства. — М.: Наука, 1988. 429 с.
- Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию — М.: Школа-Пресс, 1994. 21 с.
- Попов Л. М. Добро и зло в этической психологии личности / Л. М. Попов, О. Ю. Голубева, П. Н. Устин. — М.: Институт психологии РАН, 2008. — 143 с.
- Рассел Б. О юношеском цинизме- [http://antimilitary.narod.ru/antology/russel/russel_cinism.htm] / Б. Рассел — Режим доступа: http://antimilitary.narod.ru/antology/russel/russel_cinism.htm. — Загл. с экрана. (15.11.2014)
- Склярова Т. В. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и духовных семинарий / Т. В. Склярова, О. Л. Янушкявичене. — М.: Покров, 2004. 55 с.
- Устин П. Н. Исследование циничности — нравственно-этического компонента личности: дис.... канд. психол. наук: 19.00.01. — Казань, 2003. 174 c.