В этой статье рассматриваются основные проблемы управления поведением персонала в условиях меняющейся среды и общей нестабильности. Рассмотрены ключевые определения понятия «поведение», основные классификации поведения и его типы.
Ключевые слова: поведение персонала, контрпродуктивное поведение, девиантное поведение персонала в организации.
Современный этап развития общества и бизнеса характеризуется высокой степенью изменчивости,[1] неопределенности и сложности всех процессов, ожесточением конкурентной борьбы среди как организаций (за долю рынка), так и индивидов (за место в организации). Для того, чтобы организация осталась успешной при данных обстоятельствах, её руководству необходимо знать не только объект управления (организацию), процесс управления (менеджмент), но и уметь предсказывать поведение своего персонала.
Рассмотрим ключевые определения понятия «поведение». Научное исследование вопросов поведения любого живого объекта начинается с физиологического понимания деятельности. Физиология и биология интерпретирует поведение как «комплекс сложнейших сбалансированных процессов взаимодействия особи с внешним миром, и представляет оно собой, с одной стороны, жестко детерминированную видоспецифическую программу, а с другой — мобильную систему «конкретных» адаптаций к меняющимся условиям» [5, c.43]. Отечественные физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский в результате ряда экспериментов в разное время доказали тот факт, что живого организма основывается на рефлексах, возникающих в нервной системе организма в ответ на раздражители внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что поведение формируется, прежде всего, на основе биологической природы и особенностей субъекта и в значительной мере определяются факторами окружающей среды.
Психологи под поведением понимают «совокупность направленных действий субъекта, реализуемых им согласно закономерностям внутреннего развития и взаимодействия со средой. И с точки зрения физиологии, и с точки зрения психологии, поведение всегда является реакцией на раздражение, обусловленной особенностями самого субъекта и окружающей его внешней средой.
Социологические концепции человеческого поведения и деятельности берут началоот работ немецкого социолога М.Вебера. Основными категориями его «понимающей социологии» являются поведение, действие, социальное действие [3, c.455–490]. Взаимосвязь категорий следующая: поведение становится действием, если человек связывает с ним какой–либо субъективный смысл; если человек соотносит смысл своего действия с действием другого человека или ориентируется на него, действие становится социальным.[2] Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Следовательно, социальное действие — субъективно осмысленное и скоординированное с другими субъектами поведение, побуждаемое привычкой, аффектом, системой ценностей или целью.
М. Вебер выделяет четыре типа социального действия: традиционное, которое побуждается усвоенной привычкой, традицией и при котором субъект действует, не задаваясь какой–либо целью, не определяя его ценности, не испытывая особого эмоционального состояния, подчиняясь укоренившимся в нем за долгую практику рефлексам; аффективное, определяемое эмоциями, чувствами, когда действие обусловлено исключительно душевным состоянием или настроением субъекта; ценностно-рациональное, которое характеризуется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от его результата, то есть когда субъект действует определенным образом не из–за преследуемой цели, а потому, что хочет остаться верным своим принципам; и целерациональное действие, при котором субъект ставит перед собой ясную цель и стремится найти средства для ее достижения, которыми могут стать предметы внешнего мира и другие люди. М.Вебер полагал, что поведение людей является осмысленным (именно поэтому его социология называется «понимающей») и человеческое поведение ориентировано на определенные коллективные нормы, ценности, идеи, в которые люди верят как в предписанный порядок и согласуют с ними свои действия.
Разновидностью социального действия можно считать действие экономическое, действие предпринимателя, ориентированного на победу в конкурентной борьбе. В своем роде, «экономическая наука, как и другие дисциплины, относящиеся к общественным наукам: социология, политология, психология, антропология, — имеет своим предметом человеческое поведение… В самом широком смысле можно сказать, что все содержание экономической науки состоит из описания человеческого поведения, понимая под этим не только индивидуальное поведение, но и неумышленные последствия взаимодействия индивидов, а также институты, в которых воплотилось прошлое поведение» [1, c.8]. Экономика рассматривала вопросы поведения людей, но только исключительно в процессах производства и потребительской деятельности (например, «человека экономического» /«homoeconomicus»). Следует отметить тот факт, что поведение в рамках экономики является результатом выбора, направленным на достижение максимального результата при имеющихся ограничениях и стабильном наборе предпочтений.
Учитывая неоднородность категории «поведение», и широкое использование этой термина в различных науках, следует ввести обобщенное определение поведения: это совокупность действий, определяемых внутренним состоянием субъекта поведения и внешней средой, связанных с процессом выбора (или принятия решения — как выбора из нескольких альтернатив) и направленных на достижение максимального, с точки зрения субъекта поведения, результата при имеющихся ограничениях.
Поведение можно разделить на виды следующим образом:
Таблица 1
Классификация видов поведения
Признак классификации |
Вид поведения |
По степени осознанности |
Осознанное |
Неосознанное |
|
По причине, побуждающей поведение |
Стереотипы (привычка) |
Аффекты |
|
Системы ценностей |
|
Цель |
|
По целям |
Направленное на решение: |
индивидуальных |
|
групповых |
|
организационных |
|
общественных целей |
|
По последствиям реализации данного типа поведения для группы |
Конструктивное |
деструктивное |
|
В зависимости от особенностей отношения субъекта поведения к другим субъектам |
Конкурентное |
Альтруистическое |
|
Приспосабливающееся |
|
По типу субъекта–носителя |
Индивидуальное |
Групповое |
|
Организационное |
Особенности поведения как вида активности субъекта заключается в том, что поведение выражает отношение субъекта к другим субъектам и нормам общества; определяется моделью субъекта поведения — человека, группы или организации, или же совокупностью свойств, позволяющих предсказать результат поведения в типичных ситуациях; побуждается привычкой, аффектом, системой ценностей или целью; связано с процессом выбора (или принятия решения); подвержено влиянию и корректировке.
В период нестабильности это отношение может меняться от положительного до негативного. В рамках организации может проявляться поведение девиантное (отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм). Р. Мертон, рассматривая девиацию как способ индивидуальной адаптации к меняющимся условиям, выделил 4 типа поведения на основе согласия с целями и согласия с общепринятыми средствами достижения целей: инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых средств достижения; ритуализм, связанный с отрицанием целей и чрезмерным следованием общепринятым средствам их достижения (расцвет бюрократизма в организации, разрастание административного аппарата, формальное проведение мероприятий); ретретизм (отказ и от социально одобренных целей, и от способов их достижения, пассивное сопротивление и целям и средствам –презентеизм и халтурное выполнение своих обязанностей), бунт/мятеж, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (забастовки, акции протеста). Помимо девиантного поведения, в организации может быть и контр-продуктивное поведение, при котором сотрудники намеренно нарушают распространенные в организации нормы и ценности, и наносят ущерб как организации в целом, так и ее отдельным сотрудникам [4]. Примером контр-продуктивного поведения может быть низкая продуктивность: (нерациональное использование рабочего времени, снижение темпа работы, решение личных проблем в рабочее время, использование оборудования организации в личных целях, симуляции и тп), повреждение собственности (проступки, направленные против организации и наносящие ей существенный ущерб(кража и разрушение имущества организации, «откаты»), неуважение к сотрудникам (распускание слухов, порочащих репутацию сотрудников, обман коллег) а также персональная агрессия (проступки, направленные против отдельных сотрудников, к которым можно отнести вербальные оскорбления, порчу имущества, физическое нападение на коллег).
Поведение сотрудника в организации не всегда возможно предсказать, особенно в условиях нестабильности, однако, можно продумать управленческие воздействия на сотрудника, имея в виду возможные девиации и принятые типы контр-продуктивного поведения. Это может быть пересмотр организационной политики, продуманная система стимулирования (премирования и депремирования), большой потенциал в себе несет организационная культура –как система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действия. Также следует отметить тот факт, что необходимы дальнейшие исследования поведения персонала с целью создания необходимых HR-практик для управления этим поведением.
Литература:
1. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики: почему мы ведем себя именно так. — М.: ЭКСМО–Пресс, 2002. — 480 с
2. Балабанова Е. С., Эфендиев А. Г. Модели социальной организации российских фирм // XI Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 3-х кн. / Отв. ред. Е. Г. Ясин. Кн. 2. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
3. Вебер М. Вебер М Основные социологические понятия. //Западно–европейская социология ХIX–начала ХХ веков. — М., 1996. 702 с
4. Гулевич, О. А. Гражданское поведение в организации: условия и последствия. Организационная психология, 3,2013.
5. Пашуто В. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. 4–е изд., стер. — М.: «КНОРУС», 2008– 307 с.: ил.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб.: Издательство «Питер», 1999–720 с., ил. (серия «Мастера психологии»)
[1]Volatility (изменчивость, нестабильность, неустойчивость, волатильность) – ситуация меняется быстро и непредсказуемо (на основе данных изменений нельзя предсказывать будущую ситуацию или планировать действия)
Uncertainty (неопределенность) – то «место», где основные разрушительные изменения случаются. И прошлое в данном месте не является предсказателем будущего: определение того, что грядет является крайне затруднительным.
Complexity (сложность) – «место», где множество сложных для понимания фактов, причин и факторов складываются в проблемы.
Ambiguity (неясность, двусмысленность, неопределенность) - «место», где сложно ответить на вопросы «кто, что, где, когда, как и почему».
[2]Есть определенная схожесть между социологической и психологической трактовкой поведения. Например, сов.психолог, ч.к АН СССР, С.Л. Рубинштейн под поведением понимал «систему более или менее сознательных действий или поступков», причем действие становится поступком по мере осознания его человеком, т.е. « природа человеческого поступка определяется заключенным в нем отношением человека к окружающему его миру» //– Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Издательство «Питер», 1999 – 720 с., ил. (серия «Мастера психологии» – с.22, с.87