Нарастающая в современном обществе криминальная активность и ее всплеск принудила законодателя провести дополнительную законотворческую работу по расширению перечня оперативно-розыскных мероприятий в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее ОРД).
Результатом данной законотворческой деятельности явилось расширение арсенала оперативно розыскных мероприятий, которые уполномочены проводить оперативно-розыскные органы, в том числе и криминалистические методы проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые за счет интеграции с конспиративными приемами наделяются оперативно-розыскным характером.
Вместе с тем ОРД реализует и разведывательные методы, которых иные виды правоохранительной деятельности не имеют в своем распоряжении.
В каталоге отражено оптимальное сочетание как разведывательных методов, так и криминалистических.
К первой группе относятся методы, основывающиеся на эмпирических методах познания: опрос, обследование различных объектов, наблюдение и т. д.
Ко второй группе — те, применение которых связано с использованием технических устройств для секретного сбора информации, разведывательные методы добывания информации: прослушивание телефонных переговоров, перлюстрация, оперативное внедрение, агентурный метод и др.
Закон предусматривает возможность вмешательства в частную жизнь граждан и, в ряде случаев, на ограничение их прав на неприкосновенность жилища, тайну телефонных и иных переговоров, и пр. охраняемых российским законодательством прав граждан.
Включение данных оперативно-розыскных мероприятий в каталог сопутствует обязательным разрешением проводить их только при учете определенных обстоятельств, стадий оперативно-розыскного процесса. Согласие органов на проведение оперативно-розыскных мероприятий, на которые также возложена обязанность контроля за законностью их осуществления, является обязательным условием их включения в законодательный каталог. В Российской Федерации указанная выше обязанность входит в компетенцию судьи.
В каталог включено оперативно-розыскное мероприятие, которое проводится определенными субъектами, выполняющими под легендой разведывательную работу в преступной среде, правовая основа для их деятельности формулируется в виде таких действий, как оперативное внедрение. [1]
На выполнение конкретной задачи ОРД, предусмотренной ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», направлена совокупность отдельных оперативно-розыскных действий, решений и средств, которые в своем объеме и представляют оперативно-розыскное мероприятие.
Соблюдение законодательно закрепленных прав и свобод человека и гражданина обеспечивается законодательное установления перечня ОРМ, который является исчерпывающим и определяет правомерность действий субъектов ОРД.
ОРМ могут проводиться как самостоятельно, так и в совокупности с другими ОРМ, могут проводиться гласно и негласно. При одновременном проведении нескольких оперативно-розыскных мероприятий может сочетаться их гласное и негласное проведение. [2]
Деятельность должностных лиц оперативно-розыскных органов, которой открыто представляют их интересы в ходе проведения ОРМ, именуется гласным проведением ОРМ. Негласное проведение ОРМ означает тайное их осуществление, при котором принадлежность к правоохранительным органам должностных лиц ОРО скрывается. Осуществление негласных ОРМ обусловлено необходимостью получения информации о тщательно скрываемых и маскируемых признаках преступной деятельности, которая не может быть выявлена гласными методами. Следует отметить, что своевременность и быстрота предотвращения и раскрытия заранее планируемых и подготавливаемых противоправных действий, зависит именно от применения ОРМ негласного характера.
Перечень оперативно-розыскных мероприятий объединен общей направленностью на получение информации для ее последующей реализации, так как в результате проведения ОРМ становится возможным решение задач ОРД и достижение целей.
Цели оперативно-розыскных мероприятий перечислены в ст. 1 ФЗ обОРД: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Цель проведения ОРМ определяет круг объектов мероприятия, которыми могут быть физические лица как носители информации или как субъекты преступления, а также лица, с согласия которых проводятся ОРМ по их проверке или защите. Категориями этих лиц обусловлены вид, форма, основания и условия проведения конкретных мероприятий.
В статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» приведен полный перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут применяться сотрудниками оперативно-розыскных органов.
- Опрос.
- Наведение справок.
- Сбор образцов для сравнительного исследования.
- Проверочная закупка.
- Исследование предметов и документов.
- Наблюдение.
- Отождествление личности.
- Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
- Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
- Прослушивание телефонных переговоров.
- Снятие информации с технических каналов связи.
- Оперативное внедрение.
- Контролируемая поставка.
- Оперативный эксперимент. [3]
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Данное решение законодателя гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконных посягательств и ограничений со стороны любых органов, осуществляющих ОРД, что в настоящее время обеспечивает наивысший уровень защищенности публичных интересов в том числе общества и государства.
Литература:
- Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»/Под ред. В. Г. Самойлова. — М.: Проспект, 2012. — 270 с.
- Азаров В. А. Уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность // Государство и право. 2007. № 10. — 178 с.
- Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в последней ред. от 29.06.2015 г.)«Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. 2015. 30 июня.