В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испытуемых по типам саморегуляции кровообращения. Выявлена тенденция к снижению напряжения регуляторных систем к старшим курсам в условиях экзаменационного стресса.
Ключевые слова: адаптационный потенциал, адаптация, стресс, сердечно-сосудистая система, тип саморегуляции кровообращения.
В настоящее время получение высшего профессионального образования носит массовый характер и охватывает студентов разных возрастов, уровня общешкольной подготовки, способностей и состояния здоровья. Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении является одной из важнейших проблем, так как требует от организма значительной активности биологических и физиолого-психологических резервов. Экзаменационный стресс является фактором, оказывающим негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов [6; 7]. Вопросы адаптации студентов к условиям обучения рассматривались различными исследователями. Оценивались действие экзаменационного стресса на сердечную деятельность [4], снижение адаптационных резервов организма [5], соответствие учебных нагрузок резервным возможностям студентов [2; 3].
В исследовании принимали участие студенты Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского естественно-географического факультета 1-4 курсов (всего 72 человека). Было обследовано: 1 курс – 18 студентов, 2 курс – 19 студентов; 3 курс – 16 студентов, 4 курс – 19 студентов.
Исследование выполнялось методами антропометрическими, статистическими и устного опроса. Измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений, определяли рост, вес и возраст студентов. Чтобы оценить уровень функционирования системы кровообращения был использован адаптационный потенциал системы кровообращения: АП=(0,011*ЧСС)+(0,014*АДС)+(0,008*АДД)+(0,014*В)+(0,009*МТ)+(0,009*Р)-0,27 [1]. Также рассчитывался тип саморегуляции кровообращения (ТСК): .
На первом этапе исследования было установлено распределение испытуемых по типу саморегуляции кровообращения (Рис. 1.). Так на 1 курсе перед экзаменом возрастает число студентов с сердечным типом саморегуляции до 72% (50% в обычный учебный день) и снижается число с сердечно-сосудистым до 17% и сосудистым до 11% (в обычный день 33% и 17% соответственно). У студентов 2 курса число лиц с сердечным типом саморегуляции кровообращения остаётся неизменным, тогда как увеличивается число испытуемых с другими типами регуляции на 5% каждый. На старших курсах картина распределения по типам регуляции несколько отличается от таковой на первых двух курсах. На 3 курсе снижается число испытуемых с сердечным типом регуляции на 31,5%, а на 4 на 18%. Количество обследуемых с сердечно-сосудистым типом увеличивается на 31,5% и 12% соответственно. При повторном снятии показаний после экзамена, у испытуемых всех курсов было выявлено снижение числа лиц с сердечным типом регуляции (самое сильное на 4 курсе – на 44,25%) и увеличение с сердечно-сосудистым. Таким образом, мы можем видеть, что к старшим курсам реакция сердечно-сосудистой системы на экзаменационный стресс проявляется в смещении регуляции в сторону повышения функциональных резервов.
Сравнивая распределение студентов по типам регуляции перед экзаменом, мы можем видеть, что на 2 и 1 курсах наблюдается большее число испытуемых с сердечным типом регуляции (79% и 72% соответственно). С сердечным и сердечно-сосудистым примерно равное количество (Рис. 1). Такое распределение свидетельствует о напряжении регуляции сердечно сосудистой системы у студентов младших курсов.
После экзамена наибольшее число лиц с сердечно-сосудистым типом наблюдается на 2 курсе (68%), а наименьшее на 4 курсе (18,75%). К 4 курсу происходит увеличение процента студентов с сердечно-сосудистым типом регуляции до 68,75% (на 2 курсе 21%). Наибольшее число испытуемых с сосудистым типом регуляции оказалось на 1 курсе. Из диаграммы видно, что у студентов 2 курса восстановление регуляции сердечной деятельности после экзаменационного стресса происходит медленнее, чем у других курсов.
Рис. 1. Соотношение студентов естественно-географического факультета по типам саморегуляции кровообращения (ТСК) в (%)
Изучив значения адаптационного потенциала системы кровообращения (АП), мы также распределили студентов на группы (Рис.2.). На графике видно, что у всех студентов 1 курса в обычный день наблюдается удовлетворительная адаптация (100%), но перед экзаменом таких студентов с удовлетворительной адаптацией становится (28%) и (72%) студентов имеют напряжение механизмов адаптации. После экзамена число студентов с удовлетворительной адаптацией и с напряжением механизмов адаптации распределяется поровну.
У 2 курса уже в обычный день наблюдается разделение на 2 группы, с удовлетворительной адаптацией – 79% и с напряжением механизмов адаптации – 21%. Перед экзаменом процентное соотношение несколько меняется: с удовлетворительной адаптацией студентов становится 63%, а с напряжением механизмов адаптации 37%. После экзамена распределение по группам становится таким же, как и в обычный день.
На 3 курсе, как и на 1 курсе, у всех студентов удовлетворительная адаптация (100%), перед экзаменом количество испытуемых с этим типом адаптации уменьшается до (69%), а (31%) имеют напряжение механизмов адаптации. После экзамена процентное соотношение практически не меняется.
На 4 курсе значения адаптационного потенциала изменялись менее значительно. В обычный день у всех студентов удовлетворительная адаптация (100%), перед экзаменом с удовлетворительной адаптацией становится (75%) и (25%) с напряжением механизмов адаптации. После экзамена (88%) студентов имеют удовлетворительную адаптацию и (13%) напряжение механизмов адаптации.
Оценивая полученные данные можно предположить, что самая высокая адаптация к экзаменационному стрессу у студентов 4 курса, т.к. во всех трех случаях большой процент удовлетворительной адаптации. Возможно, это связано с тем, что студенты 4 курса по сравнению с остальными курсами уже много раз сдавали экзамены. Студенты на 3 и на 2 курсах лишь немного отстают по показателям от 4 курса. Меньше адаптирован 1 курс, что может быть связано с переходом в новую учебную обстановку и новыми требованиями.
Рис. 2. Соотношение студентов естественно-географического факультета по значениям адаптационного потенциала системы кровообращения (АП) (в %)
Изучая средние значения показателей сердечно-сосудистой системы, мы установили, что у студентов всех курсов наблюдается небольшое увеличение уровня систолического артериального давления (САД) в процессе обучения (Рис.3), однако показания не выходили за пределы нормы. Только в период окончания экзамена САД у студентов 3 курса несколько превысил норму (131,6 мм. рт. ст.).
Рис. 3. Средние значения уровня систолического давления (мм. рт. ст.)
Также на этом этапе исследования мы рассмотрим изменение диастолического артериального давления (ДАД) и частоты сердечных сокращений.
В обычный день у студентов всех курсов значения ДАД не выходят за пределы нормы. В период экзаменационной сессии на 1 и 2 курсах наблюдается одинаковая картина изменения давления: до экзамена оно поднимается (на 1 курсе значения ДАД выходят за пределы нормы – 86,9 мм. рт. ст.), а после экзамена становится чуть ниже. В то время как у 3 и 4 курсов наблюдается тенденция повышения давления перед и после экзамена, что видно на графиках (Рис. 4.).
Рис. 4. Средние значения уровня диастолического давления (мм. рт. ст.)
На рис.5 видно, что у всех курсов наблюдается одинаковая тенденция повышения ЧСС перед экзаменом и понижения после экзамена. Самые высокие показатели, далеко выходящие за пределы нормы, были выявлены перед экзаменом у студентов 1 курса (107,3 уд\мин). Самые низкие показатели ЧСС были у 4 курса (87,5 уд\мин). После экзамена средние значения ЧСС у испытуемых всех курсов находятся примерно на одном уровне. Однако, у четверокурсников все показатели ЧСС ниже, чем у остальных курсов. Мы полагаем, что это связано с более высокой адаптации студентов к экзаменационному стрессу.
Рис. 5. Средние значения уровня частоты сердечных сокращений (уд\мин)
Таким образом, результаты нашего исследования позволили выявить различный уровень адаптации сердечно-сосудистой системы студентов к экзаменационному стрессу.
У студентов младших курсов наблюдается напряжение регуляции сердечно сосудистой системы и напряжение механизмов адаптации. У второкурсников восстановление регуляции сердечной деятельности после экзаменационного стресса происходит медленнее, чем у других курсов, что может быть связано с более сложными предметами.
Оценивая полученные данные можно предположить, что самая высокая адаптация к экзаменационному стрессу у студентов 4 курса, т.к. во всех трех случаях мы наблюдали большой процент удовлетворительной адаптации.
Литература:
- Баевский Р.М. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Вакулин и др. // Здравоохранение Российской федерации. – 1987. – № 9. – С. 5-23.
- Пушкарева И.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в системе современного высшего образования / И.Н. Пушкарева, С.В. Кумсков, С.А. Новоселов // Теория и практика физической культуры. – 2010. –№ 3. –С. 55-57.
- Статуева Л.М. Психофизиологическая адаптация старшеклассников и студентов к различным системам обучения. Автореф. дис. … канд. биол. наук. – Н. Новгород, 2008.– 22 с.
- Токаева Л.К. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первокурсников / Л.К. Токаева, С.С. Павленкович // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: sciens-education.ru/102-6054 (дата обращения: 14. 08. 2012).
- Ушаков И.Б. Психофизиологические механизмы адаптации при стрессе смертельно опасных состояний / И.Б. Ушаков, Ю.А. Бубеев, Б.Н. Ушаков, В.И. Попов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2012. – Т.11. – № 4. –С. 1127-1130.
- Щербатых Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. И.П. Павлова. – 2000. – № 6. – С. 959-965.
- Юматов Е.А. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов / Е.А. Юматов, В.А. Кузьменко, В. И. Бадиков и др. // Физиология человека. –2001. – № 2 (Т. 27). – С. 104-110.