Педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 16.12.2015

Статья просмотрена: 646 раз

Библиографическое описание:

Щелина, Т. Т. Педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» / Т. Т. Щелина, А. А. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24317/ (дата обращения: 16.10.2024).

 

В статье рассмотрены основные положения организации целостного педагогического процесса по обеспечению успешной социальной адаптации подростков «группы риска».

Ключевые слова: социальная адаптация, психолого-педагогические условия, подростки «группы риска».

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает, что воспитание и социализация обучающихся должны обеспечивать освоение ими позитивного социального опыта, развитие личностных качеств, необходимых для успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством, формирование социальной самоидентификации в процессе личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации, способность противостоять негативным воздействиям социальной среды [3],что предполагает создание педагогических условий, способствующих успешной социальной адаптации подростков «группы риска».

В целостном педагогическом процессе педагогические условия представляют собой взаимосвязанную совокупность предпринимаемых руководителями и организаторами мер на основе осознания ими объективно существующих факторов и складывающихся обстоятельств, обеспечивающих его эффективность и результативность.  Структура этих мер должна быть комплексная, вместе с тем динамичная, учитывающая развертывания данного процесса в оптимальном режиме на каждом новом его этапе [2].

Условия эффективного обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» должны учитывать, прежде всего:

- специфику общеобразовательного учреждения как воспитательной организации, специально созданной государством, для осуществления социально контролируемой части социализации детей [1];

- социально-психологические характеристики подростков «группы риска».

  Руководствуясь Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» в образовательных учреждениях могут быть представлены как совокупность организационно-педагогических, психолого-педагогических, социально-педагогических условий.

К организационно-педагогическим условиям относятся:

- своевременное изучение и выявление возможностей использования социокультурных и административных ресурсов системы социального воспитания образовательного учреждения в организации позитивного межличностного взаимодействия подростков «группы риска» как фактора их социального развития;

- создание воспитательной системы образовательного учреждения, обеспечивающей гуманистическую направленность личностного и социального развития подростков «группы риска»;

- наличие в общеобразовательном учреждении материальной базы, необходимой для организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей позитивное отношение к воспитательной организации, к ее жизнедеятельности, к самому себе как ее субъекту.

Психолого-педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» в условиях внедрения ФГОС включают:

- изучение психологических особенностей подростков «группы риска»;

- обеспечение и развитие субъектной позиции подростков «группы риска» на основе предоставления им возможности в удовлетворении потребности в позитивном эмоциональном контакте со значимыми людьми и реализации социальной активности;

- реализация личностного подхода к подросткам «группы риска» в жизнедеятельности воспитательной организации, в ходе оказания индивидуальной помощи в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями возраста;

- создание атмосферы психологической безопасности, доверия и конструктивного взаимодействия, поддержки личностных ресурсов развития подросткам «группы риска»;

- обеспечение возможности самореализации и саморазвития подросткам «группы риска»;

- диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения) [3];

- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, экспертиза).

Социально-педагогические условия успешной социальной адаптации подростков «группы риска» в условиях внедрения ФГОС могут быть определены следующим образом:

- создание и обеспечение в образовательном учреждении субъект-субъектных отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса: педагогами – учащимися – родителями [3];

- сохранение и зарождение традиций в жизнедеятельности воспитательной организации, обеспечивающих коррекцию предыдущего негативного и усвоение позитивного социального опыта подростков «группы риска»;

- разработку системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции подросткам «группы риска».

Сформулированные условия нашли свое отражение в учебно-воспитательном процессе МБОУ Хватовская основная общеобразовательная школа. На базе этого образовательного учреждения проводился эксперимент, в ходе которого была проверена эффективность представленных условий. В исследовании приняли участие подростки «группы риска», для изучения были использованы педагогическое наблюдение, анкетирование, психодиагностические методики: «Исследование самооценки» Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, «Определение уровня и характера тревожности» Филипса, «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса, Р. Даймонда, «Изучение социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова.

Результаты сравнительного анализа социальной адаптации подростков «группы риска» на констатирующем и формирующем этапах эксперимента отражены в представленных диаграммах.

 

Диаграмма 1

Сравнительный анализ исследования социально-психологической адаптации подростков «группы риска» по методике К.Роджерса, Р.Даймонда

 

 

 

Диаграмма 2

Сравнительный анализ исследования степени проявления школьной тревожности подростков «группы риска» по методике Филипса

Диаграмма 3

Сравнительный анализ исследования самооценки подростков «группы риска» по методике Т.В.Дембо, С.Я.Рубенштейн

неадекватная самооценка

 

Повторная диагностика уровня социальной адаптации подростков по методике М.И. Рожкова позволила выявить снижение числа подростков «группы риска» с выраженной социальной дезадаптацией с 86,7% до 46,7 %

Таким образом, положительная динамика результатов повторной диагностики подростков «группы риска», ихсоциально-психологическая адаптация, уровень тревожности, характер отношений к социальному окружению, адекватность самооценки подтверждают выдвинутую нами гипотезу относительно того, что реализация сформулированных в эксперименте педагогических условий будет способствоватьуспешной социальной адаптации подростков «группы риска».

 

Литература:

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания: учебное пособие / А.В.Мудрик, Т.Т. Щелина. – М.: NOTABENE, 2008. – 218 с.
  2. Стригунова Г.М. Психологическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса. – М.: Наука, 2012. – 394 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. –URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 23.02.2015).

1

 

Основные термины (генерируются автоматически): успешная социальная адаптация, воспитательная организация, образовательное учреждение, сравнительный анализ, общеобразовательное учреждение, подросток, условие внедрения, учебно-воспитательный процесс, целостный педагогический процесс.


Ключевые слова

социальная адаптация, психолого-педагогические условия, подростки «группы риска»., подростки «группы риска»

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия формирования культуры общения у детей подготовительной к школе группы

В статье рассматривается проблема воспитания культуры общения у детей подготовительной к школе группы, выделены предпосылки воспитания культуры общения и психолого-педагогические условия воспитания культуры поведения.

Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...

Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей

В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...

Формирование общечеловеческих ценностей у детей группы риска

В статье дан анализ видов деятельности образовательных учреждений в целях воздействия на детей «группы риска». Акцентировано внимание на внеурочной деятельности, рассматриваются её формы и основные характеристики.

Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...

Роль биоэкологических понятий в психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена развитию инклюзивной образовательной среды, способствующей формированию психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия формирования культуры общения у детей подготовительной к школе группы

В статье рассматривается проблема воспитания культуры общения у детей подготовительной к школе группы, выделены предпосылки воспитания культуры общения и психолого-педагогические условия воспитания культуры поведения.

Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...

Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей

В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...

Формирование общечеловеческих ценностей у детей группы риска

В статье дан анализ видов деятельности образовательных учреждений в целях воздействия на детей «группы риска». Акцентировано внимание на внеурочной деятельности, рассматриваются её формы и основные характеристики.

Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...

Роль биоэкологических понятий в психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена развитию инклюзивной образовательной среды, способствующей формированию психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Задать вопрос