В статье рассмотрены основные положения организации целостного педагогического процесса по обеспечению успешной социальной адаптации подростков «группы риска».
Ключевые слова: социальная адаптация, психолого-педагогические условия, подростки «группы риска».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает, что воспитание и социализация обучающихся должны обеспечивать освоение ими позитивного социального опыта, развитие личностных качеств, необходимых для успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством, формирование социальной самоидентификации в процессе личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации, способность противостоять негативным воздействиям социальной среды [3],что предполагает создание педагогических условий, способствующих успешной социальной адаптации подростков «группы риска».
В целостном педагогическом процессе педагогические условия представляют собой взаимосвязанную совокупность предпринимаемых руководителями и организаторами мер на основе осознания ими объективно существующих факторов и складывающихся обстоятельств, обеспечивающих его эффективность и результативность. Структура этих мер должна быть комплексная, вместе с тем динамичная, учитывающая развертывания данного процесса в оптимальном режиме на каждом новом его этапе [2].
Условия эффективного обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» должны учитывать, прежде всего:
- специфику общеобразовательного учреждения как воспитательной организации, специально созданной государством, для осуществления социально контролируемой части социализации детей [1];
- социально-психологические характеристики подростков «группы риска».
Руководствуясь Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» в образовательных учреждениях могут быть представлены как совокупность организационно-педагогических, психолого-педагогических, социально-педагогических условий.
К организационно-педагогическим условиям относятся:
- своевременное изучение и выявление возможностей использования социокультурных и административных ресурсов системы социального воспитания образовательного учреждения в организации позитивного межличностного взаимодействия подростков «группы риска» как фактора их социального развития;
- создание воспитательной системы образовательного учреждения, обеспечивающей гуманистическую направленность личностного и социального развития подростков «группы риска»;
- наличие в общеобразовательном учреждении материальной базы, необходимой для организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей позитивное отношение к воспитательной организации, к ее жизнедеятельности, к самому себе как ее субъекту.
Психолого-педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» в условиях внедрения ФГОС включают:
- изучение психологических особенностей подростков «группы риска»;
- обеспечение и развитие субъектной позиции подростков «группы риска» на основе предоставления им возможности в удовлетворении потребности в позитивном эмоциональном контакте со значимыми людьми и реализации социальной активности;
- реализация личностного подхода к подросткам «группы риска» в жизнедеятельности воспитательной организации, в ходе оказания индивидуальной помощи в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями возраста;
- создание атмосферы психологической безопасности, доверия и конструктивного взаимодействия, поддержки личностных ресурсов развития подросткам «группы риска»;
- обеспечение возможности самореализации и саморазвития подросткам «группы риска»;
- диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения) [3];
- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, экспертиза).
Социально-педагогические условия успешной социальной адаптации подростков «группы риска» в условиях внедрения ФГОС могут быть определены следующим образом:
- создание и обеспечение в образовательном учреждении субъект-субъектных отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса: педагогами – учащимися – родителями [3];
- сохранение и зарождение традиций в жизнедеятельности воспитательной организации, обеспечивающих коррекцию предыдущего негативного и усвоение позитивного социального опыта подростков «группы риска»;
- разработку системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции подросткам «группы риска».
Сформулированные условия нашли свое отражение в учебно-воспитательном процессе МБОУ Хватовская основная общеобразовательная школа. На базе этого образовательного учреждения проводился эксперимент, в ходе которого была проверена эффективность представленных условий. В исследовании приняли участие подростки «группы риска», для изучения были использованы педагогическое наблюдение, анкетирование, психодиагностические методики: «Исследование самооценки» Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, «Определение уровня и характера тревожности» Филипса, «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса, Р. Даймонда, «Изучение социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова.
Результаты сравнительного анализа социальной адаптации подростков «группы риска» на констатирующем и формирующем этапах эксперимента отражены в представленных диаграммах.
Диаграмма 1
Сравнительный анализ исследования социально-психологической адаптации подростков «группы риска» по методике К.Роджерса, Р.Даймонда
Диаграмма 2
Сравнительный анализ исследования степени проявления школьной тревожности подростков «группы риска» по методике Филипса
Диаграмма 3
Сравнительный анализ исследования самооценки подростков «группы риска» по методике Т.В.Дембо, С.Я.Рубенштейн
неадекватная самооценка
Повторная диагностика уровня социальной адаптации подростков по методике М.И. Рожкова позволила выявить снижение числа подростков «группы риска» с выраженной социальной дезадаптацией с 86,7% до 46,7 %
Таким образом, положительная динамика результатов повторной диагностики подростков «группы риска», ихсоциально-психологическая адаптация, уровень тревожности, характер отношений к социальному окружению, адекватность самооценки подтверждают выдвинутую нами гипотезу относительно того, что реализация сформулированных в эксперименте педагогических условий будет способствоватьуспешной социальной адаптации подростков «группы риска».
Литература:
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания: учебное пособие / А.В.Мудрик, Т.Т. Щелина. – М.: NOTABENE, 2008. – 218 с.
- Стригунова Г.М. Психологическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса. – М.: Наука, 2012. – 394 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. –URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 23.02.2015).
1