Методика организации фенологических наблюдений при изучении школьного курса биологии 6 класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 16.12.2015

Статья просмотрена: 2668 раз

Библиографическое описание:

Марина, А. В. Методика организации фенологических наблюдений при изучении школьного курса биологии 6 класса / А. В. Марина, С. С. Харитонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24319/ (дата обращения: 16.10.2024).



 

В статье рассмотрен вопрос об организации фенологических наблюдений при изучении курса биологии 6 класса. Доказывается важность фенологической работы со школьниками. Рассматривается вариативность фенологических наблюдений, предусмотренных курсом биологии основной школы по разным вариантам учебных программ, соответствующих ФГОС. Представлена авторская программа модуля для учащихся 6 класса «Фенология и жизнь».

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, фенологические наблюдения, школьный курс биологии, программа модуля.

 

Фенологические наблюдения – систематические наблюдения над периодическими явлениями в жизни природы – в России ведутся со времен Петра I. Большую роль в организации широкой сети наблюдений и публикации их результатов сыграло Русское Географическое Общество. В привлечении учащихся к фенологической работе в России особая роль принадлежит Д. Н. Кайгородову и Г.Э. Шульцу.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе является необходимым условием изучения биологии в школе. Организация фенологических наблюдений содействует более полному усвоению учащимися соответствующего содержания учебного материала, поддерживает познавательный интерес к изучению природы, формирует и развивает исследовательские умения и навыки учащихся, способствует формированию у них наблюдательности и эстетического отношения к природе. Фенологическая работа со школьниками открывает широкие возможности для реализации проектной деятельности, помогает закрепить полученные на уроках знания о разнообразии, морфологии и экологии представителей флоры и фауны своего региона, показывает школьникам возможность применения полученных знаний на практике, т.е. обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов изучения школьной биологии, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования [10].

В условиях перехода общеобразовательных учреждений страны к реализации ФГОС вопросы организации фенологических наблюдений в современной школе приобретают особое значение и новое содержательное наполнение. Анализ содержательной компоненты учебного предмета биология, представленной в Фундаментальном ядре содержания общего образования [11] и Примерной программе по биологии для основной школы [2], позволил выявить широкие возможности в организации фенологических наблюдений курсов биологии 6 и 7 классов, по разным вариантам учебных программ имеющих различные названия (таблица 1).

Таблица 1

Вариативность курсов биологии основной школы по учебным программам, соответствующим ФГОС ООО

Программа

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Н.И.Сонин, В.Б.Захаров (линейный вариант)

Издательство «Дрофа»

Введение в биологию

Живой

организм

Многообразие

живых организмов.

Растения Грибы. Бактерии. Лишайники.

Многообра-зие

живых организмов.

Животные.

 

Человек

Н.И.Сонин, В.Б.Захаров (концентричес-кий вариант)

Издательство «Дрофа»

Введение в биологию

Живой

организм

Многообразие

живых организмов

 

Человек

Биология. Общие закономер-ности

В.В. Пасечник «Линия жизни» издательство «Просвещение»

Живые организмы

Живые

организмы

 

Живые организмы

Человек и его здоровье

Общие биологичес-кие закономер-ности

В.В. Пасечник

издательство «Дрофа»

Бактерии. Грибы. Растения.

Многообразие покрытосемен-ных растений

Животные

Человек

Введение в общую биологию

И.Н. Пономарева (линейный вариант) издательство «Вентана-Граф»

Строение и жизнедеятель-ность живых организмов

Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания

Растения

Животные

Человек

И.Н. Пономарева (концентричес-кий вариант)

издательство «Вентана-Граф»

Введение в биологию

Растения

Животные

Человек

Общая биология

Л.Н.

Сухорукова

«Сферы» издательство «Просвещение »

Информация отсутствует

Живой организм

Разнообразие живых организмов

Человек. Культура здоровья

Общая биология. Живые системы

Д.И Трайтак,

Н.Д. Андреева

издательство «Мнемозина»

Информация отсутствует

Растения, бактерии, грибы, лишайники

Животные

Человек и его здоровье

Общая биология

Н.И.Романова «Ракурс»

издательство «Русское слово»

Введение в биологию

Растения. Бактерии. Грибы.

Животные.

Человек.

Основы общей биологии

Н.И.Романова «Вектор» издательство «Русское слово»

Введение в биологию

Живой организм

Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Животные

Человек

А.И. Никишов

издательство «ВЛАДОС»

Информация отсутствует

Информация отсутствует

Информация отсутствует

Информация отсутствует

Информация отсутствует

А.А. Вахрушев

издательство

«БАЛЛАС»

Биология. Разнообразие организмов.

Доядерные, грибы,

растения, лишайники

Биология. Разнообразие организмов. Цветковые растения

Биология. Разнообразие организмов: Животные

Биология. Человек

Основы общей биологии

М.Б.

Беркинблит

издательство «БИНОМ»

Информация отсутствует

Информация отсутствует

Биология

Человек

Общая биология

В.И.

Сивоглазов

«Навигатор»

Издательство «Дрофа»

Введение в биологию

Живой организм

Многообразие живых организмов

Человек

Общие закономер-ности

О.Н.Корнилова

Издательство «Новый мир»

Информация отсутствует

Информация отсутствует

Информация отсутствует

Информация отсутствует

Информация отсутствует

 

Проанализировав доступные нам варианты рекомендованных к использованию в учебном процессе учебных программ по курсу биологии для основной школы [1; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9], мы установили, что наибольшими возможностями в организации фенологических наблюдений обладают учебные программы авторских коллективовВ.В. Пасечника [1], Д.И. Трайтака [6], Л.Н. Сухоруковой [9]. Вместе с тем, мы вынуждены отметить, что полноценной системы разноплановых фенологических наблюдений даже эти программы не предусматривают. В силу этого нами предпринята попытка разработки программы модуля для учащихся 6 класса «Фенология и жизнь».

Программа предусматривает различные формы работы: лекции, лабораторно-практические занятия, экскурсии, метеонаблюдения (две последние могут быть использованы и как самостоятельные формы фенологической работы со школьниками).

Программа модуля рассчитана на 1 год изучения. Годовой объем составляет 70 часов, недельная нагрузка – 2 часа.Резервное время – 2 часа. Программа ориентирована на учащихся 6 классов с углубленным изучением дисциплин естественнонаучного цикла.

Цель программы: формирование у учащихся научных представлений о сезонных явлениях и процессах в природе, экологического мировоззрения, приобщение к самостоятельной исследовательской деятельности через организацию фенологических наблюдений.

Задачи программы:

- Образовательные: сформировать знания о фенологии как науке о сезонных изменениях в природе, научить учащихся проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений и животных; знакомить учащихся с местной флорой и фауной; закрепить и расширить знания учащихся об основных процессах, происходящих в живой природе, полученные на уроках;

- Развивающие: развивать познавательный интерес и исследовательские способности школьников в процессе изучения особенностей развития природы своего региона, расширять их биологический кругозор;

- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края, приобщать к натуралистической работе.

В результате освоения данной программы обучающиеся должны:

Знать:

- что такое фенология;

- сезонные изменения, происходящие в неживой и живой природе;

- зависимость процессов жизнедеятельности организмов от различных факторов среды (температуры, влажности, освещенности, фотопериода);

- основные виды флоры и фауны своего региона.

Уметь:

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- обобщать результаты наблюдений и делать выводы;

- составлять программы фенологических и метеорологических наблюдений;

- предугадывать наступление одних сезонных явлений по наступлению других, им сопутствующих.

Иметь представление:

- об истории фенологии;

- о составлении многолетних календарей природы;

- о прогнозировании наступления тех или иных сезонных явлений;

- о сроках проведения сельскохозяйственных работ.

Оценка эффективности работы проводится по результатам выполнения членами кружка индивидуальных исследовательских работ, а также сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию реализации программы.

Тематический план реализации программы представлен в таблице 2.

Таблица 2

Тематический план.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практические работы и экскурсии

Итого

Введение

2

 

2

Периодизация годичного цикла природы

2

 

2

Основные методы фенологических наблюдений

2

 

2

Фенологические справочники и календари природы

2

2

4

Осенние явления в природе

2

4

6

Флора Нижегородской области

4

2

6

Сезонные явления в жизни растений

4

4

8

Зимние изменения в жизни природы

2

2

4

Метеорология

3

3

6

Весенние явления в природе

2

4

6

Фауна Нижегородской области

4

2

6

Сезонные явления в жизни животных

4

4

8

Фенологическая индикация

2

2

4

Сезонность сельскохозяйственных работ

2

2

4

Итоговая конференция

 

2

2

Итого

37

33

70

 

Содержание программы

1. Введение (2 ч).

Фенология как наука. Ее сущность, цели и задачи, взаимосвязь с другими науками. История фенологии. Прикладной характер фенологических знаний.

2. Периодизация годичного цикла природы (2 ч).

Четырехсезонная структура годичного цикла средней полосы России. Фенологические сезоны (фенологическая осень, фенологическая зима, фенологическая весна, фенологическое лето), периодизация. Их практическое значение. Индикаторы границ естественных сезонов.

3. Основные методы фенологических наблюдений (2 ч).

Визуальные наблюдения на выделенных участках. Наблюдения над популяциями и отдельными модельными экземплярами. Шкалы визуальной оценки фенологических явлений. Метод отметки фенофаз по началу или концу их присутствия. Учет динамики частных сезонных процессов в природе. Способы оценки результатов фенологических наблюдений.

4. Фенологические справочники и календари природы (4 ч).

Фенологические справочники, их значение. Календари природы как основная форма фенологических справочников. Основные типы календарей природы, их особенности и назначение. Правила составления календаря природы. Фенологическое картирование.

Практические работы:

1. Составление учебного календаря природы своей местности.

5. Осенние явления в природе (6 ч).

Основные изменения, происходящие в природе осенью. Осенняя окраска листьев. Красящие пигменты. Правила составления гербария.

Экскурсия «Осенние явления в природе».

Практические работы:

2. Составление гербария и коллекции плодов растений.

6. Флора Нижегородской области (6 ч).

Особенности климата и рельефа Нижегородской области. Водоросли, моховидные, плауны и хвощи Нижегородской области. Голосеменные растения (хвойные). Основные семейства цветковых растений. Правила работы с определителем растений.

Практические работы:

3. Определение шишек разных представителей Хвойных.

4. Изучение основных семейств цветковых растений Нижегородской области.

7. Сезонные явления в жизни растений (8 ч).

Растения как объект для фенологических наблюдений. Фазы развития травянистых и древесных растений. Зимний покой у растений. Приспособления растений к перенесению низких температур. Набухание почек. Весеннее пробуждение растений. Особенности весеннецветущих растений, отдельные представители. Сокодвижение и распускание почек у деревьев и кустарников [12]. Цветение растений. Опыление, его типы, роль насекомых-опылителей.

Практические работы:

5. Определение емкости почек различных растений

6. Деревья и кустарники зимой.

8. Зимние изменения в жизни природы (4 ч).

Особенности зимы как фенологического сезона. Основные изменения, происходящие с растениями и животными зимой.

Экскурсия: Экскурсия в зимний лес.

9. Метеорология (6 ч).

Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Осадки. Ведение календаря погоды.

Практические работы:

7. Измерение основных метеорологических показателей.

8. Составление календаря погоды.

10. Весенние явления в природе (6 ч).

Характеристика весны как фенологического сезона. Основные изменения в жизни растений и животных, происходящие в весенний период.

Экскурсия: Весенние изменения в жизни леса.

11. Фауна Нижегородской области (6 ч).

Влияние климатических особенностей Нижегородской области на видовой состав животных. Беспозвоночные Нижегородской области. Рыбы, амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие Нижегородской области. Красная книга. Правила составления коллекций.

Экскурсия в зоологический музей.

12. Сезонные явления в жизни животных (8 ч).

Сезонные явления в жизни птиц. Перелеты птиц. Осенний отлет, пролет и прилет птиц. Весенний пролет и перелет птиц. Гнездование. Кладка яиц; насиживание яиц. Пение птиц. Сезонность мест обитания у птиц.

Весеннее пробуждение насекомых. Миграции.

Зимовка земноводных и пресмыкающихся. Весеннее пробуждение.

Практические работы:

9. Запись и определение голосов птиц.

10. Составление коллекции насекомых-вредителей.

Экскурсия: Экскурсия по основным местообитаниям животных (на выбор).

13. Фенологическая индикация (4 ч).

Понятие о феноиндикаторах. Значение использования феноиндикаторов для получения информации о состоянии геоэкосистем. Прямые и косвенные индикаторы. Различие индикационных функций одного вида в разных частях его ареала.

Практические работы:

11. Составление списка феноиндикаторов (видов и явлений) для организации регионального школьного фенологического мониторинга.

14. Сезонность сельскохозяйственных работ (4 ч).

Рост и развитие культур. Весенняя обработка почвы. Обработка деревьев. Посев однолетних растений.

Практические работы:

12. Работа на пришкольном участке.

15. Итоговое занятие (2 ч)

Итоговая конференция по результатам выполнения индивидуальных исследовательских работ.

Мы считаем, что фенологическая работа в современной школе может служить эффективным инструментом формирования, закрепления и практического применения биологических и краеведческих знаний, формирования системы универсальных учебных действий, а также способствовать решению ряда воспитательных задач.

 

Литература:

  1.                Пасечник В.В. Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов и др. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
  2.                Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 231 с.
  3.                Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы Концентрический курс (авторы Н.И.Сонин, В.Б. Захаров) // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. – С. 3-150.
  4.                Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы Линейный курс (авторы Н.И.Сонин, В.Б. Захаров) // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. – С. 151-239.
  5.                Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы (авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов) // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. – С. 240-281.
  6.                Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы / под рук. Д.И.Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2011. – 68 с.
  7.                Романова Н.И. Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Вектор» / Н.И. Романова. – М.: Русское слово, 2013. – 64 с.
  8.                Романова Н.И. Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Ракурс». – М.: Русское слово, 2013. – 63 с.
  9.                Сухорукова Л.Н. Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2011. – 97 с.
  10.            Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.studmed.ru/standarty/standarty-rossii/ (дата обращения: 12.10. 2015).
  11.            Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук,Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. –79 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Нижегородская область, наблюдение, общая биология, растение, биология, жизнь растений, информация, работа, фенологическая работа, явление.


Похожие статьи

Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования

В данной статье описывается пропедевтический курс физики в рамках дополни-тельного образования, реализованный на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Лобчаевского. Раскрывается способ повышения интереса учащихся 5 класса к физике, основываясь на возрас...

Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...

Современные средства обучения как условие формирования функциональной грамотности учащихся в рамках реализации федеральных образовательных программ и обновленных ФГОС

Для достижения целей естественнонаучного образования в основной школе важную роль играет связь между предметами «Физика» и «Химия». Практическая реализация межпредметных связей осуществляется через овладение обучающимися общих понятий, законов, теори...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Проблемы преподавания анестезиологии и реаниматологии в профильной субординатуре в медицинском университете

В данной статье представлены особенности преподавания анестезиологии и реаниматологии в медицинской университете, особенно на 6 курсе (в субординатуре), проанализирован опыт преподавания и особенности симуляционного обучения. Авторами исследования пр...

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования

Авторы статьи дают методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» учебного предмета химия в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования. Используются задания различных технологий, основанн...

К вопросу повышения интереса к изучению предмета «Физика» у учащихся 5–6-х классов за счет разработки инновационных средств обучения

Статья посвящена проблеме, связанной с формированием интереса к школьному предмету «Физика» у учащихся 5–6 классов; представлены результаты: анализа причин снижения интереса у учащихся к изучению физики и социологических исследований по вопросу налич...

Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...

Похожие статьи

Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования

В данной статье описывается пропедевтический курс физики в рамках дополни-тельного образования, реализованный на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Лобчаевского. Раскрывается способ повышения интереса учащихся 5 класса к физике, основываясь на возрас...

Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...

Современные средства обучения как условие формирования функциональной грамотности учащихся в рамках реализации федеральных образовательных программ и обновленных ФГОС

Для достижения целей естественнонаучного образования в основной школе важную роль играет связь между предметами «Физика» и «Химия». Практическая реализация межпредметных связей осуществляется через овладение обучающимися общих понятий, законов, теори...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Проблемы преподавания анестезиологии и реаниматологии в профильной субординатуре в медицинском университете

В данной статье представлены особенности преподавания анестезиологии и реаниматологии в медицинской университете, особенно на 6 курсе (в субординатуре), проанализирован опыт преподавания и особенности симуляционного обучения. Авторами исследования пр...

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования

Авторы статьи дают методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» учебного предмета химия в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования. Используются задания различных технологий, основанн...

К вопросу повышения интереса к изучению предмета «Физика» у учащихся 5–6-х классов за счет разработки инновационных средств обучения

Статья посвящена проблеме, связанной с формированием интереса к школьному предмету «Физика» у учащихся 5–6 классов; представлены результаты: анализа причин снижения интереса у учащихся к изучению физики и социологических исследований по вопросу налич...

Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...

Задать вопрос