В данной статье был рассмотрен метод проектов, позволяющий построить обучение на активной деятельности ученика. Подробно описаны проект на тему «Графы вокруг нас» и организация работы над ним. Этот проект можно предложить учащимся 5-6 классов в рамках математического кружка «Элементы теории графов». Представлены возможные критерии оценки проекта.
Ключевые слова: деятельностный подход, метод проектов, формирование универсальных учебных действий, теория графов.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Реализовать данный подход как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности позволяет метод проектов.
Термин проектно-ориентированное обучение (project based learning) широко используется в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. В настоящее время под проектно-ориентированным понимается обучение в условиях организованной преподавателем совместной, самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся, завершающейся созданием творческого продукта [2].
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся и творческого мышления, умения самостоятельно планировать свою деятельность и отслеживать результаты своей работы, умения ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, используя метод проектов, учитель формирует у учащихся универсальные учебные действия, которые прописаны в ФГОС.
Метод проектов возник в начале XX века в США. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Уже тогда Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. А для того чтобы интерес появился, необходима проблема,взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, решая которую необходимо приложить не только полученные знания, но и новые знания, которые еще предстоит приобрести [1, с. 39].
Таким образом, работа над проектом включает в себя следующие этапы:
1) проблематизация (выявление проблемы);
2) целеполагание (цель - проектный продукт);
3) планирование (формулирование задач; определение способов, которыми эти задачи будут решаться; составление графика выполнения проекта, выбор исполнителей);
4) реализация проекта (сбор, систематизация и анализ полученных данных);
5) рефлексия (оценка работы, сравнение полученного результата с первоначальным замыслом);
6) презентация работы (оформление конечных результатов, защита продукта) [3, с. 10].
Необходимо заметить, что использование метода проекта на практике ведет и к изменению роли учителя в образовательном процессе. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. В целом при работе над проектом учитель
- помогает ученикам в выделении проблемы, в поиске источников информации, способных помочь им в работе над проектом,
- координирует весь процесс,
- поддерживает непрерывную обратную связь.
Также учителю необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Например, для учащихся 5-6 классов трудно дается выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком. Для учащихся 7-8 классов основной проблемой является сохранение интереса и мотива к деятельности на протяжении всей работы. Учащиеся 9-11 классов имеют уже достаточно знаний и опыта, чтобы самостоятельно справится с работой. Поэтому помощь, оказываемая учителем, на данном возрастном этапе становится минимальной [3, с. 16].
Для типологии проектов предлагаются следующие признаки:
1) Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная;
2) Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект;
3) Характер контактов: среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира;
4) Количество участников проекта: индивидуальные, групповые, коллективные проекты;
5) Продолжительность проекта: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные [1, с. 42].
Рассмотрим пример проекта на тему «Графы вокруг нас», который можно предложить учащимся 5-6 классов в рамках математического кружка «Элементы теории графов».
Теория графов в настоящее время является интенсивно развивающимся разделом математики. При этом учащиеся не знают, что графы применяются не только в математике, но и окружают нас в повседневной жизни. Интернет, телефонная сеть, схемы движения городского транспорта и авиалиний, карта звездного неба - все это является примерами графов, которые используются в современном мире. Поэтому работа над проектом «Графы вокруг нас» позволит учащимся ближе познакомиться с понятием графа и узнать его сферы применимости в разных областях науки и жизни.
Тип проекта - информационно-поисковый.
Продолжительность проекта - 4 недели.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
Нужны ли графы?
Проблемные вопросы:
Что такое граф?
Какова история происхождения теории графов?
Какие виды графов существуют?
В каких областях науки и сферах жизни используются графы?
Этапы проведения проекта
Подготовительный этап.
1. Представление ученикам краткой информации (в форме презентации) об учебных проектах.
2. Выбор темы, постановка задач.
3. Обсуждение основополагающего и проблемных вопросов с учащимися.
4. Формирование групп для работы над проектом.
5. Обсуждение плана работы в каждой из созданных групп.
6. Создание критериев оценивания проекта и ознакомление с ними учащихся.
Основной этап.
- Самостоятельная работа в группах, распределение обязанностей.
- Поиск информации в разных источниках, анализ найденной информации, выбор главного.
- Подготовка информации для использования в работе.
- Просмотр и обсуждение подготовленных материалов с учителем.
- Корректировка проектов с помощью обсуждения в группах.
- Создание презентации для выступления.
Заключительный этап.
- Защита проекта перед классом.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Среди критериев, по которым будет оцениваться проекты учащихся, наиболее важными можно считать следующие:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта (при групповом проекте);
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта [1, с. 46].
Таким образом, метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, который позволяет учащимся научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из разных областей, развивать свой творческий потенциал, а учителю - эффективнее организовать учебный процесс.
Литература:
- Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; вып. 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003. – 240 с.
- Сангалова М.Е. Проектно-ориентированное обучение математической логике // Тенденции и перспективы развития математического образования. Материалы XXXIII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, посвященного 100-летию ВятГГУ. Киров, 2014. – С. 248-250.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.