В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.
Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация, самооценка.
В процессе обучения в вузе студенты сталкиваются со множеством проблем и трудностей, которые вызывают у них чувство тревоги. Чувство тревоги сопровождает учебную деятельность человека, активная познавательная деятельность студентов часто сопровождается тревогой, так как ситуация зачета или экзамена всегда содержит в себе определенную степень неопределённости. Влияние тревоги на результативность деятельности зависит и от свойств личности, в первую очередь от типологических и характерологических особенностей человека [1]. Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Вопросами, связанными с изучением уровней тревожности занимались как отечественные так и зарубежные психологи (А. Прихожан, З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Тейлор и др.). Именно тревожность, как было замечено многими психологами [2; 3], лежит в основе целого ряда различных трудностей.
Тревожность понимается какиндивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Данное понятие рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.
В стрессовых ситуациях, к которым без сомнения относится ситуация сдачи экзаменов (в особенности в период первой сессии), негативные психологические состояния у студентов наблюдаются задолго до начала самих экзаменов и постепенно прогрессируют, достигая максимума к моменту получения экзаменационного билета [1].
По мнению исследователей, тревожности соответствуют такие личностные проявления, как беспокойство, напряженность, чувство страха перед предстоящими экзаменами, мнительность, преувеличение значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности [4].
Многие исследователи сходятся во мнении, что тревожность является необходимым условием развития личности. Однако, психологов (В.М. Астапов, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан и др.) беспокоит высокий уровень тревожности, который отрицательно влияет на адаптацию личности (в частности студента-первокурсника), ведет к негативным личностным изменениям, вызывает различные психосоматические нарушения [5], и как следствие дезадаптацию в образовательном пространстве вуза. Ситуацию усугубляет тот факт, что динамические тенденции развития современного общества наряду с позитивными эффектами актуализировали и ряд проблем, связанных с адаптивными возможностями субъекта. Дополнительные сложности к процессу адаптации студентов добавляют информационная плотность современного образования, повышенный ритм жизни, насыщенность коммуникативных взаимодействий.Именно этим определяется актуальность исследований тревожности студентов.
Для разграничения ситуаций проявления тревожности были введены понятия личностной (ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ). Если личностная тревожность трактуется как повышенная склонность к переживаниям, тревоге и беспокойству без достаточных оснований, то о реактивной или ситуативной тревожности говорят при описании состояния человека в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности, динамичным во времени [6].
В настоящем исследовании мы предприняли попытку проанализировать тревожность у студентов, обучающихся на педагогической специальности, на разных этапах обучения, сравнить уровень ситуативной и личностной тревожности между студентами первого и третьего курса.
Цель исследования: выявить уровень тревожности студентов на разных этапах обучения в вузе
Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза
Объект: тревожность как психологическая категория.
Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше, чем тревожность у студентов 3 курса. СТ и ЛТ студентов гуманитарных специальностей зависит от курса во время сессии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение психологической литературы по проблеме тревожности.
2. Выявление уровня тревожности у студентов на разных ступенях обучения.
3. Выполнение количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных
4. Формулировка выводов по теме исследования.
База исследования: исследование проводилось среди студентов I и III курсов историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Объем выборки составил 80 человек (40 студентов первого курса и 40 студентов третьего курса). Возраст от 17 до 20 лет.
В своем исследовании мы использовали тест, разработанный Ч.Д. Спилбергером и адаптированный Ю.Л. Ханиным [6; 7]. Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). По результатам диагностики уровня тревожности с помощью методики мы получили следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1
Выявление тревожности у студентов 1 курса
Студенты I курса |
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
|
14 (низкая) |
37 (умеренная) |
|
50 (высокая) |
36 (умеренная) |
|
36 (умеренная) |
63(высокая) |
|
34 (умеренная) |
34 (умеренная) |
|
45 (высокая) |
35 (умеренная) |
|
10 (низкая) |
30 (низкая) |
|
39 (умеренная) |
35(умеренная) |
|
46 (высокая) |
29 (низкая) |
|
31 (умеренная) |
33 (умеренная) |
|
26 (низкая) |
33 (умеренная) |
|
52 (высокая) |
35 (умеренная) |
|
35 (умеренная) |
45(высокая) |
|
23 (низкая) |
32 (умеренная) |
|
32 (умеренная) |
43 (умеренная) |
|
61 (высокая) |
40 (умеренная) |
|
48 (высокая) |
40 (умеренная) |
|
40 (умеренная) |
27(низкая) |
|
52 (высокая) |
45 (высокая) |
|
30 (низкая) |
31(низкая) |
|
43 (умеренная) |
39 (умеренная) |
|
24 (низкая) |
20(низкая) |
|
61 (высокая) |
40 (умеренная) |
|
51 (высокая) |
31 (умеренная) |
|
35 (умеренная) |
25(низкая) |
|
39 (умеренная) |
24(низкая) |
|
33 (умеренная) |
33 (умеренная) |
|
33 (умеренная) |
28(низкая) |
|
42 (умеренная) |
36 (умеренная) |
|
38 (умеренная) |
34 (умеренная) |
|
34 (умеренная) |
36 (умеренная) |
|
42 (умеренная) |
37 (умеренная) |
|
40 (умеренная) |
37 (умеренная) |
|
33 (умеренная) |
35 (умеренная) |
|
38 (умеренная) |
19(низкая) |
|
22 (низкая) |
19(низкая) |
|
65 (высокая) |
60 (высокая) |
|
66 (высокая) |
50(высокая) |
|
46 (высокая) |
25(низкая) |
|
50 (высокая) |
29(низкая) |
|
54 (высокая) |
46(высокая) |
Среднее |
39,825 |
35,15 |
Согласно результатам (таблица 2) у 17,5% (7 человек) студентов I курса наблюдается низкий уровень ситуативной тревожности, у 47,5% опрошенных (19 человек) наблюдается средний уровень ситуативной тревожности. У 35% (14 человек) респондентов отмечается высокий уровень ситуативной тревожности. Если говорить о личностной тревожности, то низкий уровень ЛТ представлен у 30% (12 человек) студентов I курса, умеренный уровень – у 55% (22 человека), высокий – у 15% (6 человек).
Таблица 2
Процент студентов I курса с различным уровнем тревожности
Тревожность |
СТ (%) |
ЛТ (%) |
Низкая |
17,5 |
30 |
Умеренная |
47,5 |
55 |
Высокая |
35 |
15 |
На первом курсе в предсессионный период у 35% опрошенных студентов выявлен высокий уровень ситуативной тревожности. Сравнив уровень СТ с уровнем ЛТ у данной группы студентов (рис. 1), мы выяснили, что лишь у 2 студентов с высоким уровнем СТ отмечается и высокая ЛТ, у 8 студентов – умеренная ЛТ и у 2 студентов – низкая ЛТ. Таким образом, можно сделать вывод, что высокие показатели СТ у данных студентов с большой долей вероятности обусловлены ситуативным фактором – сдачей экзаменов.
Рис. 1. Сопоставление СТ и ЛТ у студентов I курса с высокой СТ
В результате диагностики студентов III курса нами были получены следующие результаты (таблица 3).
Таблица 3
Выявление тревожности у студентов 3 курса
Студенты III курса |
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
|
12 (низкая) |
34 (умеренная) |
|
17 (низкая) |
32 (умеренная) |
|
36 (умеренная) |
63 (высокая) |
|
28 (низкая) |
50 (высокая) |
|
17 (низкая) |
24 (низкая) |
|
24 (низкая) |
55 (высокая) |
|
32 (умеренная) |
56 (высокая) |
|
41 (умеренная) |
55 (высокая) |
|
45 (высокая) |
45 (высокая) |
|
47 (высокая) |
32 (умеренная) |
|
16 (низкая) |
45 (высокая) |
|
28 (низкая) |
30 (низкая) |
|
14 (низкая) |
27 (низкая) |
|
12 (низкая) |
23 (низкая) |
|
29 (низкая) |
29 (низкая) |
|
30 (низкая) |
40 (умеренная) |
|
32 (умеренная) |
37 (умеренная) |
|
40 (умеренная) |
55 (высокая) |
|
34 (умеренная) |
50 (высокая) |
|
28 (низкая) |
21 (низкая) |
|
12 (низкая) |
33 (умеренная) |
|
12 (низкая) |
38 (умеренная) |
|
14 (низкая) |
24 (низкая) |
|
40 (умеренная) |
43 (умеренная) |
|
33 (умеренная) |
49 (высокая) |
|
17 (низкая) |
18 (низкая) |
|
12 (низкая) |
37 (умеренная) |
|
39 (умеренная) |
38 (умеренная) |
|
12 (низкая) |
12 (низкая) |
|
50 (высокая) |
52 (высокая) |
|
15 (низкая) |
30 (низкая) |
|
19 (низкая) |
57 (высокая) |
|
15 (низкая) |
37 (умеренная) |
|
19 (низкая) |
29 (низкая) |
|
20 (низкая) |
39 (умеренная) |
|
17 (низкая) |
50 (высокая) |
|
16 (низкая) |
48 (высокая) |
|
14 (низкая) |
43 (умеренная) |
|
32 (умеренная) |
35 (умеренная) |
|
12 (низкая) |
34 (умеренная) |
Среднее |
24,55 |
38,725 |
У большинства опрошенных студентов (таблица 4) III курса (27 человек) низкая СТ – 67,5%; умеренная СТ – у 25% (10 человек); высокий уровень отмечен у 7,5% студентов (3 человека). Высокая личностная тревожность отмечается у 35% респондентов (14 человек), умеренная ЛТ – у 37,5% (15 человек), низкая ЛТ – 27,5% (11 человек).
Таблица 4
Процент студентов III курса с различным уровнем тревожности
Уровень тревожности |
СТ(%) |
ЛТ(%) |
Низкая |
67,5 |
27,5 |
Умеренная |
25 |
37,5 |
Высокая |
7,5 |
35 |
При сопоставлении результатов уровня тревожности студентов I и III курсов (рис. 2,3) видно, что на первом курсе значительно выше процент студентов с высоким уровнем ситуативной тревожности, в то время как на III курсе число студентов с высокой СТ минимально, при этом у данных студентов отмечается и высокая ЛТ.
Рис. 2.Количественный анализ уровня СТ среди студентов I и III курсов
Рис. 3. Количественный анализ уровня ЛТ среди студентов I и III курсов
Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение. В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Проанализировав результаты теста, мы пришли к выводу, что уровень ситуативной тревожности выше у студентов первого курса, чем у студентов третьего. Эти отрицательные переживания студентов первокурсников связаны с адаптацией, неуверенностью в своих знаниях, недостаточной психологической подготовкой к профессии. Среди факторов, способствующих появлению тревожности можно назвать: неумение студентов правильно распределять свое время и силы, неготовность работать с большой информацией, выполнять просьбы преподавателей, неготовность к обучению, основанному на самостоятельности.
2. Высокий уровень ситуативной тревожности отмечен у 35% первокурсников. Между показателями уровня тревожности существует сильная связь. Личности, с высоким уровнем тревожности, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизненной деятельности, они реагируют весьма выраженным состоянием тревожности, чем личности с низким уровнем.
3. Согласно результатам диагностики уровня тревожности, количество студентов с низкой ситуативной тревожность на III курсе больше на 50% чем на I курсе; студентов с высокой тревожностью меньше на 27%. Это говорит об успешной адаптации студентов III курса за время их обучения в вузе и существенном влиянии процесса адаптации на эмоционально-волевую сферу личности студента.
Литература:
- Смирнов Ю.А. Стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной тревожности. Автореф. дис. … канд псих. наук. – М., 2007. – 34 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
- Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998. – №2. – С. 21-29.
- Мойкин Ю.В. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения / Ю.В. Мойкин, А.И. Киколов, В.И. Тхоревский, Л.Е. Милков. – М.: Медицина, 1987. – 256 с.
- Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса. Автореф. ... дис. д-ра биол. наук. – СПб, 2001. – 32 с.
- Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. – Ленинград: ЛНИИФК, 1976. – 18 с.