В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.
Ключевые слова: гендерные особенности, подростковый возраст, учебная мотивация.
Обществу всегда необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Эта потребность может быть реализована только в том случае, если школьник мотивирован на изучении различных дисциплин. Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования учебной мотивации учащихся.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека [2].
В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости и так далее. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося. Данной проблематикой занимались и занимаются многие ученые, в частности, такие как Л. И. Божович, изучал развитие личности и ее формирование в детском возрасте; Е. П. Ильин, считает, что невозможно достичь взаимопонимания в том случае, если учитель не учитывает свои психологические и гендерные особенности оценки учащихся. М.В. Матюхин, А.К. Маркова, В.Г. Асеев особое внимание уделяли изучению мотивационной сферы учащихся. Все они искали и продолжают искать способ повышения учебно-познавательной заинтересованности учащихся в получении новых знаний.
В настоящее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. И это не случайно, ведь приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают различными, специфическими качествами, формируется определенный стиль поведения, предпочтения, отношения к окружающему миру. Поэтому изучение данной темы является актуальным, так как учет гендерных особенностей при анализе учебной мотивации подростков представляется важнейшим принципом для совершенствования учебного процесса [1].
В этой связи, нами было проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей учебной мотивации у подростков.
Цель работы: изучение гендерных особенностей учебной мотивации у подростков.
Объект исследования: учебная мотивация.
Предмет исследования: гендерные особенности учебной мотивации подростков.
В исследовании применялись следующие методы:
- Методика диагностики отношения учащихся к учебным предметам;
- Методика диагностики мотивации учебной деятельности.
В исследовании приняли участие учащиеся 9-го класса МБОУ СОШ №3 им. В.П. Чкалова г. Арзамаса, в количестве 22 человек, из них 14 мальчиков и 8 девочек.
Для изучения отношения учащихся к учебным предметам нами была предложена «Методика диагностики отношения учащихся к учебным предметам», анкета с записью самого любимого и нелюбимого предметов, и выбором из списка причины (не более трех), с чем он был связан. По обобщению диагностического материала были выявлены явные различия между мальчиками и девочками (рис. 1).
Рис.1. Выбор любимых предметов учащимися
Из рисунка 1 видно, что мальчики предпочитают предметы естественнонаучного цикла. Девочки ориентированы, в равной степени, как на естественные, так и на гуманитарные дисциплины. Из этого можно сделать вывод, что девочки разноплановы, уделяют внимание в равной степени ко всем предметам и заинтересованы в получении знаний по каждому из них.
Рис.2. Причина выбора любимых предметов учащимися
Рисунок 2 наглядно показывает, что выбор любимого предмета обусловлен тем, что он одновременно позволяет подготовиться к будущей профессии, и формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
Рис.3. Причина выбора нелюбимых предметов учащимися
В ходе опроса по категории нелюбимого предмета (рис.3) было выявлено, что выбор у мальчиков, так и у девочек определяется тем, что он не пригодится в будущем. На втором месте, по рейтингу, негативное отношение мальчиков к предмету вызвано, в большей степени, недоступностью в понимании объяснений учителя. В то же время, девочки в меньшей степени разделили данную точку зрения, и поставили ее на 4 место.
Далее, с целью выяснения причины мотивации к учению, нами была проведено исследование по методике «Мотивы учебной деятельности». Учащимся была предложена анкета, из которой они должны были выбрать пункты, соответствующие их стремлениям и желаниям учиться [3]. В результате диагностики материала, были выявлены гендерные особенности учебной мотивации подростков (рис.4).
Рис.4. Мотивы учебной деятельности
По итогам теста было установлено, что у девочек, и у мальчиков существенно отличаются мотивационные идеи обучения в школе. Мужская половина класса отдают свои предпочтения мотивации подготовиться к будущей профессии, желания понравиться учителю. Девочки свой приоритет отдают стремлению узнать новое, пополнить свои знания, в связи с тем, что им нравиться мыслить, думать, соображать (данный пункт у мальчиков стоит на предпоследнем месте).
Проанализировав полученные данные, мы пришли к заключению, что в области учебной мотивации подростков мужского и женского пола действительно есть различия по типам и по степени их выраженности. Девочкам более свойственно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности. Они нацелены на познание нового и неизвестного, на творческое саморазвитие по изучаемому предмету. В то время, как мальчики воспринимают учение, скорее, как вынужденный долг, привычное функционирование. Данный выбор ответов учащимися можно объяснить тем, что, хотя каждая сторона стремится подготовиться к будущей профессии, девочки в большой степени заинтересованы в получение новых знаний и умений, нежели чем мальчики.
Таким образом, гендерные особенности учебно-познавательной мотивации старших подростков отличается внутренней направленностью и доминированием познавательной активности. Педагогу важно помнить об особенностях формирования мотивации учения на протяжении всего подросткового возраста, так как к концу его у учащихся сформируются устойчивое доминирование какого-либо мотива, который может повлиять на дальнейшую жизнь ребенка.
Литература:
- Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 240 с.
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Наука, 2004. – 176 с.
- Горшков Е.А. Интеракционистский подход Ч.Х. Кули к определению предмета и метода социальной психологии // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-2 (39). – С. 80-86.
- Трухманова Е.Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор их дезадаптации (на материалах сельских детских домов). Дисс. … канд. псих. наук. – М., 2004. – 288 с.
- Трухманова Е.Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор их дезадаптации. Автореф. дисс. … канд. псих. наук. – М., 2004. – 26 с.
- Трухманова Е.Н. Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-2 (39). – С. 186-190.
- Трухманова Е.Н., Гузнищева М.В. Психологические аспекты формирования гендерных особенностей самосознания подростков в условиях сельской социокультурной среды // Культура и образование. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1979 (дата обращения: 05.06.2014).
- Трухманова Е.Н., Яшина К.О. Психологические аспекты формирования профессиональных интересов современных старшеклассников в условиях городской социокультурной среды // Культура и образование. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1981 (дата обращения: 04.06.2014).