Гражданский брак: за и против (формирование семейных ценностей в рамках воспитательной работы в вузе) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гражданский брак: за и против (формирование семейных ценностей в рамках воспитательной работы в вузе) / И. Ю. Троицкая, Е. Н. Трухманова, Э. В. Тихонова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24337/ (дата обращения: 16.10.2024).



 

В статье анализируются результаты изучения представлений современной учащейся молодежи о традиционных семейных ценностях, отношение их к гражданскому браку. Рассматривается авторский опыт организации мероприятий, способствующих осознанию и выработке у молодых людей правильных жизненных позиций по отношению к семейным ценностям, браку.

Ключевые слова: студенты, семейные ценности, гражданский брак.

 

В российском обществе, начиная с конца ХХ века, происходят значительные изменения в сфере брачно-семейных отношений. Социологи фиксируют устойчивые глобальные демографические тенденции: снижение рождаемости, рост числа разводов, увеличение количества добрачных сожительств (с одновременным повышением возраста вступления в официальный брак), и др.

Что же является причиной подобных тенденций? Многие отечественные ученые (А.И. Антонов, Я.В. Беляева, С.И. Голод, Т.А. Гурко, Е.Ю. Егорова, А.А. Клецин, Н.Г. Марковская, В.М. Медков, З.Х. Саралиева, А.Г. Харчев, и др.) связывают данные явления с трансформацией системы социальных норм, ценностных ориентаций и установок в отношении семейной жизни, рождения детей. В частности, Я.В. Беляева указывает на серьезные изменения ролевых и статусных позиций женщины, «…обусловленные повышением уровняобразования, многообразием профессиональной занятости, материальнойнезависимостью и все большей индивидуализацией», а также изменения ролевых и статусных позиций мужчины, которые привели к утрате традиционной монополии на брачный выбор, расширению избирательности в брачно-семейном поведении, автономии от социальных общностей [1, с. 3].

В молодежной среде все большую популярность приобретает такая система отношений как «гражданский брак». На бытовом уровне «гражданским браком» называют незарегистрированные официально отношения, построенные на факте сожительства. Исследование проблемы отношения молодежи к альтернативным формам семейных отношений очень актуально, поскольку масштабное распространение незарегистрированного брака создает угрозу базовым семейным ценностям, размывает традиционные представления юношей и девушек об ответственности друг перед другом и в отношении ребенка, о психологической и материальной защищенности в семье. Кроме того, сформировавшиеся лояльные установки в отношении сожительства будут в дальнейшем транслироваться будущим поколениям и окажут негативное влияние на их социализацию. Очень важно создать для подрастающего поколения правильные приоритеты и ориентиры в сфере брачно-семейных отношений, иначе общество может прийти к демографическому краху.

Цель нашего исследования «Гражданский брак: за или против» – выявление отношения студентов к гражданскому браку, укрепление позиций традиционных семейных ценностей среди молодежи, содействие осознанию и выработке четких установокв отношении брака как наиболее адекватной формы совместной жизни мужчины и женщины.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить представления современной молодежи о традиционных семейных ценностях, выяснить отношение к гражданскому браку.

2.Реализовать ряд мероприятий (встреч, диспутов, психологических тренингов, семинаров и пр.), способствующих осознанию и выработке у молодых людей правильныхустановокв отношении семейных ценностей, брака.

3.Выявить динамику представлений студентов о семейных ценностях и отношения к гражданскому браку.

4. Разработать рекомендации по работе с молодежью в плане укрепления традиционных семейных ценностей.

Реализация исследования осуществлялась в рамках деятельности психологической службы нашего вуза под руководством педагогов и при активном участии студентов всех факультетов [4; 5]. Был проведен социологический опрос в виде анонимного анкетирования, в ходе которого выяснялось отношение студентов педагогического вуза к гражданскому браку. В исследовании приняло участие 66 респондентов, из них 26 юношей и 40 девушек, в возрасте 19-21 года.

Студентам старших курсов предлагалось ответить на вопросы анкеты:

1. В каком возрасте лучше всего создавать семью?

2. Как вы относитесь к гражданскому браку?

3. Назовите «+» и «-» гражданского брака.

4. Хотели бы лично вы жить в гражданском браке?

Оказалось, что вынесенная на обсуждение проблема очень волнует современную молодёжь. Были получены следующие результаты:

На вопрос: «Какой возраст лучше всего подходит для создания семьи?» ответы респондентов распределились следующим образом: юноши определили возраст 23-25 лет, девушки – 21-23 года. На вопрос: «Как вы относитесь к гражданскому браку?» положительный ответ дали 45% респондентов (из них 24%  – девушки, 21% – юноши); отрицательный ответ был отмечен в 55% случаев (36% – девушки, 19% – юноши).

Самыми популярными аргументами в пользу гражданского брака были обозначены:

  1. Гражданский брак является альтернативным способом перехода к созданию полноценных семейных отношений. Есть возможность узнать друг друга лучше, проверить чувства, изучить привычки партнера, совместимость в быту.
  2. Разрыв отношений с минимальными потерями для обеих сторон. Нет бумажной волокиты, судебных разборок.
  3. Сохранение личной свободы и независимости. Если человек «не нагулялся», возможность уйти от партнера в любой момент является несомненным преимуществом.
  4. Если любишь – штамп в паспорте не важен. Штамп в паспорте – не гарантия сохранения любви. Распространено мнение, что штамп в паспорте не дает никаких гарантий стабильности, ведь если любовь угасла, ее все равно не воскресишь, и не важно, женаты вы или нет.
  5. Нет материальных издержек и дополнительных расходов на оформление отношений: свадьба, кольца, платье, ресторан и  медовый месяц.

Однако, если посмотреть с другой точки зрения, эти плюсы легко превращаются в минусы. Так, аргументы против гражданского брака были названы следующие:

  1.                Отсутствие официального статуса. Очень часто гражданская жена/гражданский муж воспринимаются просто как любовница/любовник, что ассоциируется с несерьезностью отношений.
  2.                Религиозные убеждения. В своих анкетах студенты отмечали, что согласно православным традициям, жить в гражданском браке – большой грех.
  3.                Семья – это серьезные отношения, совместные быт, отношения на более высоком уровне, возможное появление потомства. В гражданском же браке у партнеров нет никаких обязательств друг перед другом.
  4.                Возможная беременность и, как следствие, аборт или рождение ребенка вне брака.
  5.                Недолговечность. Гражданские браки распадаются намного чаще, чем официальные.

На вопрос: «Хотели бы Вы лично жить в гражданском браке?» 20% респондентов дали положительный ответ (4% девушки, 16 % юноши), отрицательный ответ дали 80% респондентов (36% девушки, 16 % юноши).

Интересным, на наш взгляд, является сравнение ответов респондентов на 1-й и 4-й вопросы. Получается, что в декларативном порядке к гражданскому браку положительно относятся 45% опрошенных, а вот на практике испытать все «прелести» подобных отношений хотело бы только 20% опрошенных. Куда же подевались 25%? Вероятно, это как раз те студенты, которые внешне стараются «идти в ногу со временем», «следовать модным тенденциям», в том числе и в плане семейных отношений, но внутренне всё же тяготеют к традиционному, законному браку.

Обсуждение полученных результатов легло в основу проведения ряда мероприятий. Наиболее интересными и эффективными, на наш взгляд, стали заседания дискуссионного Психологического клуба (в рамках деятельности психологической службы нашего вуза), на которых были подняты проблемы любви, брака, семейных ценностей. Так, интересным получилось обсуждение вопросов любви во всех ее проявлениях на заседании на тему «Люди встречаются, люди влюбляются». Для дискуссии были предложены вопросы: Что происходит с отношениями влюблённых и чувством любви при длительных отношениях? Что такое любовь и влюблённость? Как отличить серьёзные отношения, основанные на глубоком чувстве от кратковременного увлечения? Существует ли любовь с первого взгляда? Несчастна ли безответная любовь? Особый интерес вызвало теоретическое сообщение ведущих заседания клуба о научных исследованиях в области психологии о любви как высшем чувстве человека. В процессе обсуждения студенты озвучили результаты социологического экспресс-опроса по теме заседания клуба, проведенного под руководством педагогов-психологов психологической службы вуза. Так, на вопрос «Верите ли вы в любовь с первого взгляда?» утвердительно ответили  57% опрашиваемых мужчин и женщин. 61 %  мужчин и  74 % женщин считают, что жизнь без любви невозможна; 39 % мужчин и  26% женщин допускают возможность полноценной жизни  без этого чувства. Как видим, романтическая позиция свойственна и мужчинам, и женщинам.61 % мужчин считают, что дружба между мужчиной и женщиной существует, лишь 48 % женщин допускают возможность дружеских отношений с мужчинами.43 % опрашиваемых мужчин и 52 % женщин, считают, что после 10 – 20 лет совместной жизни на смену любви приходит привычка; 35 % мужчин и 30 % женщин утверждают, что после стольких лет совместной жизни, как правило, чувство любви укрепляется; 22 % мужчин и 17 % женщин предполагают, что развитие чувства любви при длительных отношениях в паре зависит от разных обстоятельств и трудно что-то предсказывать.

Не меньший интерес вызвало у наших студентов заседание дискуссионного психологического клуба на тему «Студенческая семья: мечты и реальность». Обсуждались вопросы о мотивах создания семьи в студенческие годы, трудностях и радостях, проблемах и путях их решений в молодой семье. В качестве активных участников были приглашены 3 студенческие семейные пары нашего вуза, они отстаивали свою позицию «за», делились опытом, задавали «тон» дискуссии. Беседа была посвящена следующим темам: что необходимо для создания семьи, положительные и отрицательные стороны создания студенческой семьи, как может повлиять на жизнь студенческой семьи появление малыша и пр.

На одном из заседаний клуба была затронута тема: «Гражданский брак: «за» или «против»?». Были приглашены пары, имеющие опыт проживания без официальной регистрации отношений – в так называемом «гражданском браке»,  и зарегистрированные семейные пары.  Они высказали своё мнение по данной проблеме. Участники дискуссии пытались найти ответ на многие актуальные проблемные вопросы, связанные с современной семьёй: Почему происходит ослабление мотивов создания семьи, снижается ценность семейного образа жизни? Почему «гражданский брак» с каждым годом завоёвывает всё более прочные позиции и становится «параллельной нормой» наряду с семейным союзом? Какие меры необходимы для укрепления семьи и возвращения ценности  традиционных супружеских отношений?

Следует отметить, что поднятая на дискуссионном клубе проблема получила неожиданное продолжение: городская газета, заинтересовавшись темой, провела свой социологический опрос граждан города по поводу их отношения к «гражданскому браку». Более того, результаты исследования, проведенного среди наших студентов, легли в основу доклада ректора нашего института Титкова Е.П. на ежегодных Рождественских чтениях в г. Нижний Новгород.

После проведенных мероприятий, посвященных популяризации традиционных семейных ценностей, через 2 года, было проведено повторное анонимное анкетирование, которое выявило отношение студентов нашего вуза к «гражданскому браку». В исследовании приняло участие 66 респондентов (13 юношей и 53 девушки) в возрасте 17-21 года. Вопроса анкеты были сознательно не изменены.

Были получены разнообразные варианты ответов, которые иногда даже противоречили друг другу. Так, на первый вопрос: «В каком возрасте лучше всего создавать семью?» юноши ответили – 26 лет, девушки – 24 года. В сравнении с результатами предыдущего анкетирования, возраст вступления в брак повысился как у девушек, так и у юношей. В ответах на вопрос «Как Вы относитесь к гражданскому браку?» отметилась вроде бы положительная тенденция: снизился процент студентов, поддерживающих «гражданский брак» (с 45% опрошенных в 2012 году до 24% в 2014 году), однако в последнем анкетировании были отмечены ответы тех, кто «затрудняется ответить, колеблется», и их немало – 21%. Мы надеемся, что положительная динамика все же связана с проведенной работой, студенты так или иначе стали принимать традиционные семейные ценности.

Среди аргументов в пользу «гражданского брака» были высказаны следующие:

1. Гражданский брак – это хороший подготовительный этап к узаконенным отношениям. Гражданский брак позволяет проверить свои чувства, узнать друг друга лучше.

2. Минимум проблем при расставании. Респонденты отмечали в своих анкетах, что после расставания можно избежать ненужных формальностей официального брака (делёжку имущества, судебные волокиты и просто лишнюю трату сил, денег и времени).

3. Личная свобода и независимость. Такое утверждение было в анкетах людей, которые не хотят брать на себя излишнюю ответственность, создавать семью, заботиться о детях. Как правило, если такой гражданский брак и создаётся, то в нём оба партнёра придерживаются подобной точки зрения.

4. Отсутствие затрат на свадьбу. Действительно, на сегодняшний день у многих молодых людей, решивших связать себя узами брака, возникают и финансовые проблемы.

Аргументами против «гражданского брака» стали следующие высказывания:

1.Беременность и, как следствие, дети, рождённые вне официального брака. Отрадно, что наши студенты понимают ответственность перед ребенком, который может появиться при совместном проживании.

2. «Бытовуха» в отношениях. Такой аргумент привели 7 респондентов мужского пола. Видимо, этот аргумент для них будет значим и в официально оформленных отношениях, ведь устройство быта – одна из главных задач построения семьи.

3.Отсутствие уверенности, нестабильность отношений.  Большинство студентов отметили, что в гражданском браке нет никакой уверенности ни в будущей свадьбе, ни в верности  своего партнёра. А также, по мнению студентов, в таком браке отсутствуют семейные ценности и традиции, так нужные для семейной жизни.

В ответах на вопрос «Хотели бы Вы лично жить в гражданском браке?» также была отмечена тенденция к сомнению, снижение категоричности. Так, процент респондентов, высказывающих свое желание жить в гражданском браке, вырос с 20% до 34%, однако 14% студентов из их числа пояснили свой выбор, рассматривая гражданский брак как переходную ступень к браку официальному.

Проанализировав результаты опроса, можно сделать следующие выводы: более половины опрошенных (55%) не приветствует «гражданский брак», 62%студентов не хотели бы жить в «гражданском браке». Основными аргументами в пользу «гражданского брака» были названы: подготовительный этап к официальному узакониванию отношений и минимум проблем при возможном расставании. Самыми популярными минусами «гражданского брака» были названы: нестабильность, необязательность отношений и возможность появления незаконнорожденного ребенка. А вот возможное осуждение близкого окружения никого не смущает.

Результаты анкетирования так же показали, что мужчины снисходительнее относятся к гражданскому браку, чем женщины, аргументируя это тем, что «сначала нужно нагуляться, потом встать на ноги, а уж затем заключать официальный брак».

Сравнивая результаты опросов 2012 и 2014 гг., можно констатировать следующее:

  1. Возрастной критерий вступления в брак немного повысился как у юношей, так и у девушек.
  2. Отношение к «гражданскому браку» изменилось. С одной стороны, уменьшился процент опрашиваемых, относящихся к «гражданскому браку» положительно (45% до 24%), однако появились «сомневающиеся».
  3. Положительные аргументы в пользу «гражданского брака» сохраняются: «Гражданский брак – это хороший подготовительный этап к узаконенным отношениям», «Минимум проблем при расставании», «Личная свобода и независимость». А вот минусы гражданского брака в глазах студентов изменились.
  4. Как показал сравнительный анализ популярности «гражданского брака», желание жить в «гражданском браке» увеличилось. Так, если в 2012 году только 20% респондентов выразили такое желание, то в 2014 году их число увеличилось до 36%, причем и у юношей, и у девушек. Однако 14 % из числа последних рассматривают гражданский брак как переходную ступень к браку официальному.

Таким образом, результаты анонимного опроса среди студентов свидетельствуют об отсутствии четких жизненных позиций по отношению к официальному браку, более того, лояльность к гражданскому бракусреди молодежи увеличивается. Поэтому, как мы полагаем, работу, направленную на выработку осознанного отношения к семейным ценностям среди молодежи, популяризацию законного брака следует продолжать, причем на разных уровнях. Во-первых, должна быть продумана система популяризации семейных ценностей в СМИ (показ на ТВ фильмов, программ о семье и браке; создание социальной рекламы, посвященной семье и детству; создание цикла научно-популярных передач о материнстве, усыновлении, профилактике абортов и проч.). Во-вторых, должна поддерживаться пропаганда семейных ценностей в образовательных учреждениях разного уровня (воспитание детей, начиная с младшего школьного возраста, должно быть направлено на создание положительного образа семьи, материнства и детства;создание цикла мероприятий с семейным подтекстом, включающих выставки, фестивали, конкурсы, классные часы;введение специального курса, посвященного формированию нравственных ценностей, выработку поведения в семейной жизни, обучению домашнему труду;организация визитов обучающихся в сиротские приюты и детские дома;создание в высших учебных заведениях специализированных дискуссионных клубов;организация в высших учебных заведениях тренингов, касающихся института семьи. В-третьих, желательно активизировать работу в создании семейных консультаций; консультаций для собирающихся вступить в брак. Была бы позитивной, на наш взгляд, на уровне города организация семейного досуга и отдыха, помощь многодетным семьям в рамках волонтерского движения.

 

Литература:

  1.                Беляева Я.В. Состояние и динамика отношения молодежи к незарегистрированному браку. Автореф. дисс. …канд. социол.наук. – М., 2008. – 19 с.
  2.                Тихонова Э.В. Гражданский брак: «за» или «против» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Российская семья: историко-психологический аспект». – СПб., 2008. – С.43-48.
  3.                Тихонова Э.В. Психологическая служба в вузе: опыт обеспечения психологической безопасности субъектов образовательного процесса // Материалы Международного Форума «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма». – СПб.: РГГУ им. А.И. Герцена, 2006. – С.126-128.
  4.                Троицкая И.Ю. Опыт организации психолого-педагогической службы в современном вузе // Личность. Культура. Общество. – 2009. – Т. XI. – №2. – С. 404 – 408.
  5.                Троицкая И.Ю. Психологическая служба в системе воспитательной работы в высшей школе // Гуманитарии в ХХI веке: сб. материалов международной научно-практической конференции, Н.Новгород, 18 – 19 апреля 2013. / ННГУ им. Н.И. Лобачевского; под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. – В 2 т. Т. 2. – Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2013. – C. 37-40.
  6.                Трухманова Е.Н. Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-2 (39). – С. 186-190.
  7.                Трухманова Е.Н., Гузнищева М.В. Психологические аспекты формирования гендерных особенностей самосознания подростков в условиях сельской социокультурной среды // Культура и образование. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1979 (дата обращения: 05.06.2014).
Основные термины (генерируются автоматически): гражданский брак, отношение, официальный брак, ценность, брак, девушка, юноша, какой возраст, Личная свобода, студенческая семья.


Похожие статьи

Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи

В данной статье рассмотрены результаты социологического опроса, направленного на изучение семейных ценностей и установок молодёжи, приведены рекомендации к форме проведения мероприятий, посвящённых изучению брачных, семейных, сексуальных отношений.

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Правовая культура в студенческой среде

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Уровень сформированности гражданской идентичности обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ № 4 г. Дивногорска

Национальное и культурно-этническое своеобразие страны ставит перед образованием задачу формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности, способствующей устойчивому развитию общества. В статье анализируются результаты анкетирования сре...

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Похожие статьи

Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи

В данной статье рассмотрены результаты социологического опроса, направленного на изучение семейных ценностей и установок молодёжи, приведены рекомендации к форме проведения мероприятий, посвящённых изучению брачных, семейных, сексуальных отношений.

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Правовая культура в студенческой среде

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Уровень сформированности гражданской идентичности обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ № 4 г. Дивногорска

Национальное и культурно-этническое своеобразие страны ставит перед образованием задачу формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности, способствующей устойчивому развитию общества. В статье анализируются результаты анкетирования сре...

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Задать вопрос