Межэтнические связи в обрядах русского и татарского населения Арзамасского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 16.12.2015

Статья просмотрена: 1022 раза

Библиографическое описание:

Курдин, Ю. А. Межэтнические связи в обрядах русского и татарского населения Арзамасского края / Ю. А. Курдин, К. О. Васяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24340/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

В статье рассматриваются русско-татарские национальные связи населения Арзамасского края, проявляющиеся в особенностях обряда погребения, связь Арзамасских и Сергачских татар. Описаны три периода, из которых состоит погребальный обряд. В работе рассмотрены национальные черты татарского и русского народов, которые и определяют особенности обрядов. Выявлены основные сходства и различия в обряде погребения у татар и у русских, их связь. Работа направлена на то, чтобы каждый человек ценил свою национальную культуру, этнические черты народа, сохранял особенности и традиции, так как именно по традициям мы отличаем один народ от другого. Каждая из наций всегда будет иметь свои национальные черты, именно тогда она и будет существовать.

Ключевые слова: обычаи, традиции, русско-татарские национальные связи, национальные черты, нация, погребальный обряд, различия и сходства русского и татарского обрядов погребения.

 

В богатейшем историко-культурном наследии населения Арзамасского края особое место занимают вековые национальные обычаи, традиции, календарные обряды, праздники. Они, являясь яркими образцами духовных достижений и ценностей человечества, становятся важной частью традиционной культуры, они напрямую связаны с трудовой жизнью, с бытом людей. При этом, они отражают этническую, социальную, историко-культурную жизнь народов на разных этапах его развития. Обычаи и традиции, обряды и праздники как общественные явления касаются, по сути, всей жизни человека. Национальные традиции передавались от поколения к поколению и дошли до наших дней благодаря тому, что в народе еще живы песни, танцы, обычаи и обряды наших предков.

Поэтому, в последнее время встает вопрос о сохранении и возрождении прежнего опыта наших предков. Как уже было сказано, во всех формах фольклора отображалась бытовая и трудовая жизнь народа, а, следовательно, существовали и определенные обряды, которые соответствовали какому-либо событию. Каждый народ имеет свои обряды и не зависит от других, но территориальная близость обусловливает взаимовлияние одного народа на другой. Проживая по соседству, народы имели общие традиции даже не зависимо от веры.

Русско-татарские национальные связи населения региона особенно ярко прослеживаются в таких обычаях, как свадьба, рождение ребенка, похоронный обряд. Одна из наших работ, которая была опубликована в сборнике VIII Всероссийской научно-практической конференции «Наука молодых», была посвящена традициям свадебного обряда у русских и у татар. А в этой работе мы расскажем о различиях татарского и русского обрядов погребения в Арзамасском крае.

Особое место в семейно-бытовой обрядности занимает похоронная обрядность, включающая в себя обряды, сопровождающие подготовку покойного к погребению, обряды непосредственно погребальные и поминальные. Обряд, связанный с погребением умершего, занимает особое место в культуре каждого народа. Имеет свои особенности и традиции и не стоит забывать, что на уровне этнокультурной традиции татарские общины воспроизводили отдельные элементы исламского мировосприятия – сакральное отношение к семье, почитание предков и людей преклонного возраста, активное жизненное индивидуальное начало, особое уважение к труду и знаниям [2, с. 117-120].

Свое исследование мы проводили в Сергачском районе. Следует отметить, что раньше Сергачская земля входила в состав Арзамасского уезда и поэтому сергачских татар можно отнести к татарам арзамасским, а, следовательно, традиции и особенности сергачских и арзамасских татар совпадают. Исследование было проведено с помощью интервьюирования местных жителей. Нашими информантами стали Киотова Мария Михайловна, 1938 г.р, которая поведала о русском похоронном обряде и Зиганшина Гульнур Фатеховна,1938 г.р, которая рассказала о похоронном обряде у татар.

Сравнив данные, мы выделили основные различия и сходства погребального обряда.

Погребальный обряд можно разделить на три этапа: ритуалы до погребения умершего, погребение, помин.

Весть о смерти очень быстро распространяется, поэтому в дом к умершему приходят все знакомые, чтобы попрощаться с ним, поскорбеть вместе с родными. Поэтому, обычно в доме много людей. Все пришедшие некоторое время находятся в доме умершего, помогают родным. Затем они освобождают дом, оставляют умершего с родными. Важной особенностью является то, что у русских, как известно, умершего погребают на 3 день, у татар же, погребение происходит по-другому: если смерть приходит до 6 утра, то погребают в этот же день, а если смерть наступает после 6 утра, то хоронят на следующий день.

У русских после наступления смерти тело покойного омывают и помещают в гроб, обычно гроб находится посередине комнаты, около икон. У татар же принято это действие совершать только после того, как будет известно, что могила готова, почти перед самым выносом. Обычно это действие совершается родными и у русских, и у татар. У русских, как было отмечено выше, тело покойного помещается в гроб, а у татар умершего кладут на твердое место (специальную кровать из досок – тахет), глаза накрывают простыней.

Ночью, после того как народ разошёлся, родные читают молитвы: у русских Псалтирь, а у татар всю ночь они перебирают четки (тяспех) и читают молитву, а одна из женщин рассказывает или читает Коран.

У татар в доме умершего принято раздавать милостыню (саадака). Родственники раздают всем пришедшим полотенца, платки, чай и другие вещи.

Важной особенностью является то, что у русских и у татар перед выносом умершего отпевают. У татар этот ритуал совершает мулла, а у русских священник. После этого умершего выносят на улицу, где родные продолжают прощаться с умершим. Причем, если у русских обычно все стоят вокруг гроба, то у татар мужчинам ставят лавки, а женщины стоят рядом. После прочтения молитв, мужчины несут умершего на кладбище. У русских, соответственно, тело несут в гробу, а у татар на досках. По мусульманским канонам, человека нельзя хоронить в гробу. В настоящее время иногда покойника укладывают в гроб, но никогда не закрывают его крышку.

У русских похоронная процессия двигается не спеша, с остановками, а у татар это действие происходит очень быстро. Причем, следует заметить, что у татар на кладбище присутствуют только мужчины, женщин на кладбищах нет, в отличие от русских. Это связано с древней традицией роли женщины у мусульман. Хотя после погребения женщинам разрешается посещать кладбище.

Как известно, одной из характерных черт русской нации является эмоциональность. Обряд погребения не является исключением. Поэтому обычно этот обряд сопровождается плачем. Раньше были специальные песни, плач. У русских даже существовали специальные бабки, которые оплакивали умершего. Умершего оплакивали во время омовения тела, выноса его, а также в процессе прощания с покойным и погребения его. У татар же это запрещается, обычно на кладбище тихо, эмоции скрыты. Женщины могут позволить это лишь тогда, когда умершего выносят из дома.

Следующий этап в погребальном обряде захоронение тела.

Тело умершего и у татар, и у русских опускают в могилу длинными полотенцами. Эти полотенца достают обратно и отдают родственникам. У татар родственники должны повязать их на пояс и положить дома куда-нибудь на память или пользоваться в быту. У русских гроб тоже опускают с помощью полотенец, только после ритуала они находятся в доме умершего и в быту не используются. У татар тело погребают без гроба, сверху накрывают брёвнами и ковром, чтобы не было видно [1, с. 109-121]. После погребения на кладбище у русских раздают конфеты, сладости, а у татар родственники раздают всем, кто помогал саадака – платки, носки, деньги. Вся процессия оставляет могилу.

Следующим этапом является поминовение усопшего, или поминки, которые обычно проводились в доме умершего. У русских приглашались все желающие, раньше ходили в каждый дом и приглашали помянуть. У русских поминки проводились в день погребения, на 9 день после смерти, 40 и годовщину. У татар же этот этап погребального обряда проводится иначе. Первые поминки проводили на третий день после смерти, причем на третий день после смерти, а не погребения, на пятый, на седьмой, сороковой, пятьдесят первый и годовщину, как и у русских. Причем, если поминки выпадают на время поста, то проводятся они ночью, уже после захода солнца [3, с. 116-123].

После погребения у русских родственникам принято читать Псалтирь сорок дней, а у татар семь дней на кладбище ходят и читают молитву: в первый день – семь человек, во второй – шесть, а в седьмой, соответственно, приходит только один человек.

Обычно у русских в доме покойника закрывали зеркала плотной тканью. Существовало поверье, что можно в зеркале увидеть душу покойного. У татар тоже существовало такое поверье. Поэтому все предметы, имеющие свойство отражать закрывались плотной тканью. После выноса покойного татарки топили печь, мыли полы, стены, потолки, стирали занавески, покрывала, одежду и все остальное, что было около покойного. У русских же в доме просто прибирались, наводили порядок.

Следует остановиться на одежде, в которой погребают. Обычно у русских мужчин погребают в костюме, а женщин в платье и платке (саване), у татар же умершего облекают в белую ткань, в которой и хоронят. Следует отметить, что у татар не принято помещать на могилу венки, цветы, в отличие от русских.

Таким образом, рассмотрев традиции погребального обряда, мы пришли к выводу, что и у русских, и у татар погребальный обряд делится на три этапа: ритуалы до погребения умершего, погребение, помин, эти обряды отличаются лишь сроком проведения. Отличия мы находим и в погребальной одежде, процессе погребения. Но в целом, обряд похож, так как произошло взаимовлияние обрядов одного народа на обряд другого. Кроме этого, учитывается вера мусульман и православных в существование жизни после смерти, именно поэтому умершего отпевают, чтобы простились ему все земные грехи, родственники читают молитвы, раздают милостыню, чтобы умершему было легко пройти все испытания в жизни небесной. В этом случае стоит лишь говорить о различиях самой веры мусульман и православных, но не о различиях обрядов.

Все же, в погребальном обряде, в отличие от свадебного, у татар больше сохраняются этнические и национальные черты народа, особенности характера. В последнее время татарский народ все больше и больше обрусевает, ослабевают некоторые правила, хотя это происходит и у русских. Но каждая из наций всегда будет иметь свои национальные черты, именно тогда она и будет существовать. Так как именно по традициям мы отличаем один народ от другого. Поэтому, непременно, следует сохранять традиции и черты своей нации.

 

Литература:

  1. Катанов Н.Ф. О погребальных обычаях тюркских племен с древнейших времен до наших дней // Известия Общества археологии, истории и этнографии. – 1894. – Т. XII. – Вып. 2. – С. 109-121.
  2. Саттаров Ш. Татары-мусульмане. Смерть и похороны // Инородческое обозрение. – Казань, 1913. – Кн. 2. – С. 117-120.
  3. Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа. – Казань: Магариф, 1984. – С. 116-123.
Основные термины (генерируются автоматически): татарин, погребальный обряд, русский, обряд, дом умершего, погребение, традиция, умерший, Арзамасский край, особое место.


Ключевые слова

традиции, обычаи, нация, национальные черты, русско-татарские национальные связи, погребальный обряд, различия и сходства русского и татарского обрядов погребения

Похожие статьи

Особенности формирования и развития декоративно-прикладного искусства Золотой Орды

Исследование основных видов орнамента в Золотой Орды представляет актуальный вклад в изучение культурного наследия многих народов, в первую очередь татар. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития декоративно-прикладног...

Религиозные ценности как туристский ресурс в Республике Саха (Якутия)

В последнее время повышается роль религии как духовного наставника в обществе, и Якутия, имеющая многовековую историю православия, национальных традиционных верований и многонациональный состав населения, не может оставаться в стороне от этих процесс...

Этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «Чегичхаги» и таджикской игры «Лянга»

В данной работе рассматривается этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «чегичхаги» и таджикской игры «лянга». Этнокультурные игры, являясь частью народной культуры, оказывая влияние на развитие человека во всех сферах жизнед...

Этнокультурные традиции семьи как фактор трудового воспитания младшего школьника

В статье раскрывается сущность проблемы трудового воспитания посредством этнокультурных традиций. Этнокультурные традиции играют важную роль в формировании и сохранении культурного наследия семей различных народов и этнических групп. Эти традиции явл...

Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей

Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.

Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии

В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Трансформация советских художественных праздников

В статье рассмотрены вопросы, связанные с трансформацией художественных праздников Якутии, республика Саха. Представлены аспекты формирования и развития традиционной культуры в послереволюционное время, а также судьба традиционных праздников, таких к...

Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках

В статье рассматривается значение и сохранение народных традиций в современных календарных обрядах и праздниках. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение...

Особенности китайских похоронных традиций

В статье рассматриваются культурные традиции и обычаи, выявляются особенности проведения похорон в Китае и существующие обряды.

Приметы и суеверия народов мира

Нельзя пренебрегать влиянием суеверий и примет на развитие культуры народа, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства уверенности в будущем. В настоящее время, когда происходит технический прогресс, который охватывает все б...

Похожие статьи

Особенности формирования и развития декоративно-прикладного искусства Золотой Орды

Исследование основных видов орнамента в Золотой Орды представляет актуальный вклад в изучение культурного наследия многих народов, в первую очередь татар. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития декоративно-прикладног...

Религиозные ценности как туристский ресурс в Республике Саха (Якутия)

В последнее время повышается роль религии как духовного наставника в обществе, и Якутия, имеющая многовековую историю православия, национальных традиционных верований и многонациональный состав населения, не может оставаться в стороне от этих процесс...

Этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «Чегичхаги» и таджикской игры «Лянга»

В данной работе рассматривается этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «чегичхаги» и таджикской игры «лянга». Этнокультурные игры, являясь частью народной культуры, оказывая влияние на развитие человека во всех сферах жизнед...

Этнокультурные традиции семьи как фактор трудового воспитания младшего школьника

В статье раскрывается сущность проблемы трудового воспитания посредством этнокультурных традиций. Этнокультурные традиции играют важную роль в формировании и сохранении культурного наследия семей различных народов и этнических групп. Эти традиции явл...

Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей

Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.

Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии

В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Трансформация советских художественных праздников

В статье рассмотрены вопросы, связанные с трансформацией художественных праздников Якутии, республика Саха. Представлены аспекты формирования и развития традиционной культуры в послереволюционное время, а также судьба традиционных праздников, таких к...

Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках

В статье рассматривается значение и сохранение народных традиций в современных календарных обрядах и праздниках. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение...

Особенности китайских похоронных традиций

В статье рассматриваются культурные традиции и обычаи, выявляются особенности проведения похорон в Китае и существующие обряды.

Приметы и суеверия народов мира

Нельзя пренебрегать влиянием суеверий и примет на развитие культуры народа, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства уверенности в будущем. В настоящее время, когда происходит технический прогресс, который охватывает все б...

Задать вопрос