Стилистические особенности образа врача в англоязычных сериалах (на материале сериала «House M.D.») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баронова, Е. В. Стилистические особенности образа врача в англоязычных сериалах (на материале сериала «House M.D.») / Е. В. Баронова, О. Е. Коратаева, М. В. Сенина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24344/ (дата обращения: 16.10.2024).



 

В статье анализируются стилистические особенности образа врача в популярном американском сериале HouseM.D. Авторы задались целью показать, как портретная характеристика персонажа, особенности его речи, специфика его морально-нравственных ориентиров складываются в итоге в единое целое, которое соответствует или не соответствует культурно-этическому архетипу.

Ключевые слова: доктор, образ, речь, портретная характеристика, архетип.

 

Искусство портрета достаточно тонко и многомерно. Оно требует от художника слова, чтобы наряду с сходством во внешности в облике человека отражались его нравственные запросы, социальный статус, типические черты его эпохи. К тому же автор или сценарист, режиссер, как правило, не безразличный свидетель того, что происходит во внутреннем мире портретируемого. Личное отношение писателя или создателей фильма к герою, собственное мировоззрение, творческая манера накладывают на творение зримый отпечаток. Характер портрета и, соответственно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер [6]. Наша задача – рассмотреть насколько созданный образ расходится или совпадает со сложившимся в сознании нации архетипом Целителя.

Несомненно, для людей, которые когда-либо смотрели сериал «Доктор Хаус», главный герой является гением. Гениальность делает его исключительным. К сожалению, гениям трудно найти место среди обычных людей. Грегори трудно адаптироваться к жизненным условиям, жестким рамкам в системе. Но в сериале показано, что друзья сами приспосабливаются к нему, ради сохранения отношений. С остальными окружающими отношения Хауса можно назвать провокацией. Провокация, как известно, совершается с целью вызвать реакцию в ответ на свои действия. Это дает возможность управлять поведением других людей, утверждать и сохранять свою власть над любой ситуацией. В своих поступках он считается только с собственным мнением, потому что всегда думает, что все люди лжецы, которые ничего не могут сделать правильно. Его любимая фраза «Everybodylies». Многим коллегам тяжело из-за сложного и противоречивого характера Хауса. С одной стороны, он ставит сложнейшие диагнозы, принимает очень трудные решения, каждый день встречается с человеческой болью и смертью. С другой – не носит даже пресловутый атрибут врачей – белый халат. Грегори делает это для того, чтобы его не узнали пациенты. Он постоянно прячется от главврача и затевает споры с коллегами. Однако если люди находятся в отношениях долгие годы, значит, они подходят друг другу. И когда он ведет себя как подросток, то другой вынужден занимать рядом с ним более взрослую позицию. Именно так и происходит в отношениях Грегори с его близкими. Они постоянно решают за него его проблемы. Хаус часто использует чувства других людей в своих целях. Но в собственных переживаниях предпочитает не признаваться никому, в том числе и себе. Все это приводит к разрушительным последствиям из-за выбора привычной для Хауса линии поведения, хотя он сам прекрасно понимает: «отчуждение, отстраненность всегда безопаснее и мудрее, но они не имеют ничего общего с идеей любви» [1, с. 26]. «GregoryHouseisasortofsuperman, butwaymoreNietzschethanClarkKent», – писала о его роли и мировоззрении Мэри МакНамара в Лос Анжелес Таймс [4, с. 42].

Хаус блестящий диагност со специализацией в двух основных областях, но из-за некоторых особенностей характера он не является любимцем пациентов и коллег: замкнут, резок и циничен, склонен к бунтарству. Он не обременяет себя соблюдением правил хорошего тона, и временами кажется, что он полностью лишён чувства сострадания, но это только на первый взгляд.По сериалу Хаус перенёсоперацию мышцыправого бедра, и теперь испытывает постоянные сильные боли в ноге, от которых спасается, принимая викодин. Ходит, опираясь на трость, принимает обезболивающее зачастую в присутствии пациентов, без наркотика он не в состоянии ни работать, ни просто жить; фактически он – наркозависимый, знающий о своем состоянии, но не желающий от него избавляться. Инвалидность и наркотики влияют на стиль поведения Хауса, он склонен часто оправдывать свою язвительность и бестактность болью. Врач активно интересуется теми из своих пациентов, кто, подобно ему, испытывают хронические сильные боли. Значительная часть сериала посвящена теме наркозависимости Хауса и попыткам немногочисленных друзей заставить его вылечиться от неё: «OnHouse, HughLauriescharacterdealswithpainandstressbypoppingVicodinpills» [4, с. 47].

Конечно, все могло бы быть по-другому. Из серии в серию Хаус мог бы постигать уроки жизни, смиряться с разочарованиями, набираться мудрости, личностно расти, духовно развиваться и стремиться к целостности. Например, вместо общения с проститутками он бы молился, вместо употребления викодина – медитировал, вместо просмотра порносайтов – читал духовную литературу. Нотогдананегобылобыневыносимоскучносмотреть [5].

Как, заметилаМакНамара, «self-deprecating remarks about his looks aside, Hugh was able to provide a certain kind of subtle eye-candy appeal that was not lost on the average viewer, but had at the same time to be kept in check. “The sexiness has been suitably acknowledged by various plot developments (none of which involve so much as a kiss — the kiss must be saved for ‘a very special House,’ possibly a holiday episode) ….but it can’t become the staple of the show or the seductive power of the non-romantic romantic lead will be lost”» [4, с. 43].

Описывая психологический портрет доктора Грегори Хауса, мы не могли не уделить внимание особенностям его речи.

Речь – это один из важных компонентов образа, способ описания действительности и выражения мыслей персонажа. На тему значимости речи было создано множество трудов: речь сделала человека человеком и во многом определила способы взаимодействия людей друг с другом. Создавая образ, автор передает его манеру общаться, степень использования жестов, особенности построения и содержания предложений. Все это необходимо для выделения черт характера, уровня образованности, взаимодействия с окружающей действительностью.

Существует большое количество составляющих речевого образа:

- темп речи, интонация, с которой произносятся фразы, громкость, расстановка акцентов, сложность, содержательность, объем, образность, эмоциональность,

- отступления от литературной нормы (жаргон, обсценная лексика, слова-паразиты, сленг, диалектные особенности), архаизмы, цитаты, затуманивание смысла, уместность, смысловые дефекты речи,

- экстралингвистическое оформление (жесты, мимика).

Речевая характеристика героя включает в себя монолог и диалог. Монолог – речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Диалог – речевое общение между действующими лицами, которое, в свою очередь, служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сюжета [3].

В сериале главную роль исполняет актер Хью Лори. Он играет неординарного врача. Среди многочисленных особенностей доктора Хауса есть и особенности речи: темп речи у главного героя средний, но сразу слышится ярко выраженный американский акцент: «LauriesauditionforthepartofaquirkyAmericandoctorcompletewithNewJerseyaccentendedupbeingawinner» [4, с. 39]. У доктора был акцент Нью Джерси, например он говорил: warder вместо water или tawk вместо talk.Также речь его по громкости типична для речи американцев, которые предпочитают говорить более громко. Также в речи встречаются специфичные слова, которые характерны только для людей, говорящих на американском варианте английского языка: nope. Междометия: yeah, gee, ouchy, um, hmm. «Um, she has lots and lots of palpable lymph nodes», «Gee, is this the remote from the doctor’s longue?», «Patient’s in cardiac arrest. Ouchy», «Yeah, if her daddy hadn’t been drunk».Интонация меняется в зависимости от типов предложения.

Так как мы анализируем речь врача, то, конечно, здесь использовано большое количество жаргонизмов и научных терминов таких, как anemia (анемия), bradycardia (брадикардия), abdominalpain (боли в животе), hallucination (галлюцинации), possiblememoryloss(возможная потеря памяти), hematoma (гематома), amphetamine (амфетамин), slightfever (повышение температуры), palpablelymphnodes (пальпируемые лимфатические узлы), anastomosis (шунтирующий кровеносный сосуд), lymphoma (лимфома), ganglioma (неврома), sigmoid (сигмовидная ободочная кишка), Peptostreptococcus (неподвижный гаммоположительный кокк), fetus (плод), huntingtonschorea (хорея Гентингтона), choriocarcinoma (хориокарцинома), rheumatoidarthritis (артрит ревматоидный), heartrate (частота пульса), calciumchloride (хлорид кальция), tropicaldesease (тропическая болезнь), shiver (дрожь), blinking (моргание), ultrasound (ультразвук).

«Anemya, bradycardia, and abdominal pain aren’t psychiatric symptoms». «Hallucinations, possible memory loss. Tests show anemia, slow heart rate and a stubborn refusal to shave her pits», «could be amphetamine abuse», «Is Wilson’s hallucinating ants crawling all over him too?», «severe B12 deficiency could cause all her symptoms», «she has an insulanoma in her pancreas», «I was tested for huntington’s, and my life span’s been cut in half», «Sorry, parient’s got a rectal bleed», «you did the endoscopy? And a colonoscopy», «the ultrasound shows no trace of a baby at all», «choriocarcinoma, would’ve triggered pregnancy hormones», «Yank the fetus», «Amp of calcium chloride», «I’d explain bradycardia and blinking», «Did you just shiver?», «You’re running a slight fever», «Peptostreptococcus could explain the blinking…» «On the anastomosis, that little bump. – it’s a hematoma», «You’re through the sigmoid», «It’s not a ganglioma».

Речь доктора очень эмоциональна и красочна, он использует вульгаризмы: ass, slut, penis, idiot. «You’re being an idiot», «metaphorically raped her by having a penis», «Yesterday’s sluts are today’s empowered women», «today’s sluts are celebrities».Онупотребляетразговорныеграмматическиеформы: gonna, gotta, wonna: «you’ve gotta what’s right for you», «what, are you gonna take another two months?».Ругательныепросторечныеслова: shut up!  Go to hell! Hell out «get the hell out of here». Сравнения: is a dog wearing a cape, when the eggs lands in the oven, we lost those training wheels, may be you have wings, tox screen’s cleaner then the windows she won’t do. Сарказм: « – Treating professional sports injuries now? – no, I’m not… – familiar with the concept of sarcasm» [5].

В результате исследования был составлен концептуальный образ врача на материале сериала «HouseM.D.». Он показал, что образ доктора Грегори Хауса необычен и во многом расходится с существующим ныне архетипом: это циничный, резкий и прямолинейный в своих суждениях диагност, мало считающийся с чувствами других. Отсюда – сарказм как основное стилистическое средство в речевой характеристике. Он прекрасно понимает человеческую натуру, но не склонен видеть в людях положительное начало. Благодаря глубокому знанию психологии он умело манипулирует людьми. Для него профессионализм – превыше всего, спасение жизни – постановка диагноза – увлекательный квест, решение задачи с применением технологий критического мышления. Его образ трагичен, поскольку из-за своего нигилизма он выгорает сам и в итоге теряет всех, кто его любил.

 

Литература:

  1.                Баронова Е.В. Мультикультурный аспект поэзии Дерека Уолкотта // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – №4-2. – С. 25-26.
  2.                Виноградова Ольга. Ролевые игры живого действия [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.rpg.ru/ (дата обращения: 27.07.2015).
  3.                Крутова А. UniversalChannel [Электронный ресурс]. – URL: http://www.universalchannel.ru/(дата обращения: 27.07.2015).
  4.                Challen, Paul. The House that Hugh Laurie built: an unauthorized biography and episode guide. – N.Y.: ECW Press, 2007. – 337p.
  5.                DoctorHaus.ru [Электронный ресурс]. – URL: http://doktorhaus.ru/(дата обращения: 27.07.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): Хаус, внутренний мир, главный герой, друг, речь, темп речи.


Ключевые слова

образ, речь, архетип, доктор, портретная характеристика

Похожие статьи

Социокультурные различия в вербальном поведении главных героев пьесы Pygmalion и романа Martin Eden

В статье авторы пытаются проанализировать вербальное поведение главных героев пьесы Pygmalion и романа Martin Eden через призму социокультурного аспекта. Проводится сопоставительный анализ, в результате которого выявляются социокультурные различия и ...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Проблема национальной идентификации героев романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой»

В статье рассматриваются особенности национальной идентификации героев романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой». Выводы, полученные в результате образного анализа, указывают на наличие в художественном мире анализируемого произведения персонажей, ...

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

Языковое воплощение портрета романтического героя в поэме Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда»

Данная статья посвящена рассмотрению образа главного героя в поэме Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». В статье раскрывается понятие «романтический герой». Излагаются результаты анализа текста произведения, проведенных с целью выявления глав...

«Осенняя образность» в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Статья посвящена исследованию осенних образов пейзажа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Была проведена попытка классифицировать осенние образы по времени, пространству и сущностным критериям. Значительное внимание уделяется анализу отдельных пейза...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»

В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...

Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского

В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...

Особенности английского быта как отражение национального характера англичан

В статье рассматриваются особенности английского быта с точки зрения их влияния на национальный менталитет англичан. Также большое внимание уделяется становлению данных особенностей частью неизменной английской традиции, сохранение которой, в свою оч...

Похожие статьи

Социокультурные различия в вербальном поведении главных героев пьесы Pygmalion и романа Martin Eden

В статье авторы пытаются проанализировать вербальное поведение главных героев пьесы Pygmalion и романа Martin Eden через призму социокультурного аспекта. Проводится сопоставительный анализ, в результате которого выявляются социокультурные различия и ...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Проблема национальной идентификации героев романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой»

В статье рассматриваются особенности национальной идентификации героев романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой». Выводы, полученные в результате образного анализа, указывают на наличие в художественном мире анализируемого произведения персонажей, ...

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

Языковое воплощение портрета романтического героя в поэме Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда»

Данная статья посвящена рассмотрению образа главного героя в поэме Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». В статье раскрывается понятие «романтический герой». Излагаются результаты анализа текста произведения, проведенных с целью выявления глав...

«Осенняя образность» в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Статья посвящена исследованию осенних образов пейзажа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Была проведена попытка классифицировать осенние образы по времени, пространству и сущностным критериям. Значительное внимание уделяется анализу отдельных пейза...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»

В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...

Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского

В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...

Особенности английского быта как отражение национального характера англичан

В статье рассматриваются особенности английского быта с точки зрения их влияния на национальный менталитет англичан. Также большое внимание уделяется становлению данных особенностей частью неизменной английской традиции, сохранение которой, в свою оч...

Задать вопрос