Евразийский экономический союз: социально-экономический потенциал ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.12.2015

Статья просмотрена: 4147 раз

Библиографическое описание:

Столбовская, А. Г. Евразийский экономический союз: социально-экономический потенциал ЕАЭС / А. Г. Столбовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 587-592. — URL: https://moluch.ru/archive/104/22338/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Цель научной работы — рассмотреть Евразийский экономический союз и оценить социально-экономический потенциал государств-членов ЕАЭС. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. рассмотреть состав участников ЕАЭС;

        организационную структуру ЕАЭС;

        функции и цели союза.

  1. проанализировать социально-экономические показатели государств-членов ЕАЭС:

        численность и миграцию населения;

        уровень безработицы;

        Валовой внутренний продукт;

        Экспортно-импортные операции;

        сальдо внешнеторгового оборота.

Политическая обстановка в мире, связанная с событиями на Украине, привела к изменению международных экономических отношений между Россией и странами Запада, что способствовало усилению региональной экономической интеграции на Востоке. В мае 2014 года Россия, Казахстан и Белоруссия подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 года.

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденнаяДоговором о Евразийском экономическом союзе.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Органы управления:

Высший Евразийский экономический совет — высший орган Союза, в состав которого входят Президенты государств-членов Союза.

Евразийский межправительственный экономический совет — орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.

Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Союз осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

        уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств — членов и их территориальной целостности;

        уважение особенностей политического устройства государств — членов;

        обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;

        соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

        функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Основными целями Союза являются:

        создание условий для стабильного развития экономик государств — членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

        стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

        всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза.

Государства — члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза.

В иных сферах экономики государства — члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза [1].

Для достижения поставленных целей необходимо иметь социальные и экономические ресурсы.

Каков же социально — экономический потенциал ЕАЭС? Территория ЕАЭС составляет более 20 млн. кв. км, 15 % мировой суши. Численность населения на 1 января 2015 года — 182,1 млн. человек, на 2014–181,7 млн. человек. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел.

Страна

2010

2011

2012

2013

2014

Россия

142849,5

142960,9

143201,8

143507,0

146090,6

Беларусь

9490,6

9473,2

9464,5

9466,0

9474,6

Казахстан

16321,6

16556,6

16791,5

17035,3

17289,3

Кыргызстан

5448,0

5514,8

5607,5

5719,9

5835,9

Армения

3256,1

3268,5

3024,1

3022,1

3013,8

 

Источник: Статкомитет СНГ

По данным таблицы можно сделать вывод, что численность населения во всех странах с каждым годов увеличивается, кроме Белоруссии — в период с 2010 по 2012 год наблюдается сокращение населения, связанное с низким уровнем рождаемости и большим количеством пенсионеров. Для улучшения демографической ситуации Правительство Белоруссии назначило единовременное пособие за рождение ребенка: за первого — 7068800 рублей (около 900$), за второго и последующего ребёнка — 9896320 рублей (около 1300$), что привело к росту численности населения в 2013 году.

Миграция населения на сегодняшний день является проблемой для многих стран, особенно для стран Европейского союза. Рассмотрим какова ситуация с миграцией в государствах-членов ЕАЭС.

На основе данных таблицы 2 можно сделать вывод, что постоянно увеличивается число как выбывших, так и прибывших в России и Белоруссии. В период с 2011 по 2014 год число прибывших в Россию увеличилось на 1 209,8 тыс. чел. (при этом из стран СНГ число мигрантов возросло на 206,9 тыс. чел.). В Белоруссии в этот же период времени число мигрантов увеличилось на 34,4 тыс. чел.. В Кыргызстане, наоборот, постоянно уменьшается количество мигрантов. Прежде всего, это связано с тем, что в республике высокий общий уровень безработицы — 8,4 %, и население покидает страну в поисках лучшей жизни. Графически миграция населения в Казахстане показана на рисунке 1.

Таблица 2

Миграция населения (число лиц, зарегистрированных в органах внутренних дел при перемене постоянного места жительства; тысяч человек)

Страна

год

Число прибывших

Число выбывших

Всего

из страны СНГ

всего

в страны СНГ

Россия

2011

3415,1

310,6

3095,3

22,6

2012

4196,1

364,0

3901,2

95,6

2013

4496,9

422,8

4201,0

147,9

2014

4624,9

517,5

4354,8

257,3

Беларусь

2011

213,4

14,7

203,5

5,8

2012

212,3

13,4

203,0

6,5

2013

225,4

14,7

213,8

5,4

2014

247,8

19,8

232,1

5,9

Казахстан

2011

402,9

31,0

397,8

31,3

2012

366,1

23,9

367,5

28,3

2013

361,4

20,3

316,7

22,6

2014

422,4

14,8

434,6

26,1

Кыргызстан

2011

41,8

6,2

82,9

45,5

2012

49,3

5,4

56,8

12,8

2013

35,8

4,1

44,2

11,4

2014

26,1

3,7

34,2

11,5

Армения

2010

7,9

0,7

18,2

7,5

2012

2013

2014

 

Источник: Статкомитет СНГ.

Рис. 1. Миграция населения в Кыргызстане, тысяч человек

 

Официальный уровень безработицы в России 1,2 %, в Белоруссии — 0,5 %, в Казахстане — 0,4 %, в Кыргызстане — 2,3 % и самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Армении — 5,9 %. Данные представлены в таблице 3. В целом по региону ЕАЭС уровень безработицы на 1 января 2015 года составил 5,3 % (ЕС — 10,2 %, США — 6,2 %, мир — 8,4 %) (рисунок 2) [1].

Таблица 3

Численность безработных, зарегистрированных в государственных службах занятости (на конец года)

 

В среднем за год, тыс. чел.

В % к экономически активному населению.

2013

2014

2013

2014

Россия

918

883

1,2

1,2

Беларусь

21

24

0,5

0,5

Казахстан

30

33

0,3

0,4

Кыргызстан

58

58

2,3

2,3

Армения

56

66

6,8

5,9

 

Источник: Статкомитет СНГ

Рис. 2: Уровень безработицы в мире, ЕАЭС, США и ЕС на 1 января 2015 г., в %

 

Перейдем к основным макроэкономическим показателям государств-членов ЕАЭС. В трех странах союза произошел рост ВВП: В Казахстане — 7,7 %, в Кыргызстане — 7,3 % и в Армении 5,1 %. В России наблюдается спад данного показателя на 3,4 %. Причиной снижения является введение санкций со стороны стран Запада (таблица 4, рисунок 3.).

Таблица 4

ВВП государств-членов ЕАЭС (январь-июнь 2015в % к январю-июню 2014)

 

ВВП

(в постоянных ценах)

Россия

96,6

Беларусь

96,7

Казахстан

107,7

Кыргызстан

107,3

Армения

105,1

 

Источник: Статкомитет СНГ

Рис. 3: Рост ВВП государств-членов ЕАЭС в постоянных ценах (январь-июнь 2015в % к январю-июню 2014)

 

Также стоит проанализировать экспортно-импортные операции государств-членов ЕАЭС. По данным таблицы 5 можно сделать вывод, что в 2014 году в России, Белоруссии, Казахстане и Кыргызстане количество как экспортных, так и импортных операций уменьшилось. Однако в России и Казахстане сальдо внешнеторгового оборота осталось положительным: Россия — 210,9 млн. долл США, Казахстан — 37025 млн. долл. США. (рисунок 4).

Таблица 5

Экспортно-импортные операции государств-членов ЕАЭС

 

Экспорт, млн. долл. США

Импорт, млн. долл США

Внешнеторговый оборот, млн. долл США

Сальдо внешне-торгового оборота, млн. долл. США

2013

2014

2013

2014

2013

2014

2013

2014

Россия

527,3

496,9

315,0

286,0

842,3

782,9

212,3

210,9

Беларусь

37203

36392

43023

40788

80226

77180

-5820

-4396

Казахстан

84700

78238

48806

41213

133506

119451

35894

37025

Кыргызстан

2007

1880

5987

5732

7994

7612

-3980

-3852

Армения

1479

1519

4386

4402

5865

5921

-2907

-2883

ЕАЭС

127929,3

120539,9

104530

94435

230446,3

212960,9

127929,3

120539,9

 

Источник: Статкомитет СНГ

Рис. 4: Сальдо внешнеторгового оборота государств-членов ЕАЭС в 2014г., млн. долл. США

 

Итак, ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государст-членов. Проанализировав основные социально-экономические показатели государств-членов ЕАЭС, можно сделать вывод, что регион обладает всеми необходимыми ресурсы для достижения поставленных целей: территория, высокая численность населения, мобильность рабочей силы, налаженная внешняя торговля. Конечно, наблюдается и спад некоторых показателей: отрицательное сальдо внешнеторгового оборота у Белоруссии, Кыргызстана и Армении. Данным странам необходимо увеличить объемы экспортных операций. Для этого государствами-членами ЕАЭС уже приняты соответствующие программы: «Развитие производств новой конкурентоспособной продукции, ориентированной на экспорт»

Государства-члены взаимодействуют по созданию механизма совместного выхода на рынки третьих стран с целью продвижения совместно произведенной организациями-производителями государств-членов продукции, предусматривающего возможность таких инструментов, как:

        совместные дилерские и сервисные сети;

        совместные торговые дома, центры сертификации машинно-технической продукции и технической поддержки, специальных объединенных сбытовых компаний;

        развитие информационно-консультационной поддержки экспортеров государств–членов ЕАЭС;

        организация совместных (объединенных экспозиций на выставочно-ярмарочных мероприятиях);

        использование новых финансовых продуктов по сопровождению экспорта, например лизинга;

        взаимодействие торговых представительств государств–членов ЕАЭС;

        проектное (инвестиционное), предэкспортное и экспортное финансирование совместно произведенной продукции.

В целях повышения конкурентоспособности промышленной продукции и обеспечения ее выхода на рынки третьих стран Стороны проводят работу по совершенствованию системы технического регулирования (сертификации, стандартизации), а также (при необходимости) разрабатывают механизмы содействия производителям в получении иностранных сертификатов при экспорте [1].

 

Литература:

 

  1. http://eaeunion.org/#resources — Официальный сайт Евразийского экономического союза.
  2. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики РФ.
  3. http://www.cisstat.com — Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств.
  4. http://belstat.gov.by — Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
  5. http://rusrand.ru/response/eaes-rasshiril-granitsu-vlijanija-novym-uchastnikom-sojuza-stala-kirgizija — ЕАЭС расширил границу влияния: новым участником Союза стала Киргизия, 12.08.2015
  6. www.worldbank.org/data/wdi
  7. «Мировая экономика» / под. ред. Булатова А. С., — М.: 2005. — 734с.
  8. Липатова, В. А. Международная экономическая интеграция: учебное пособие / В. А. Липатова. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. — 207с.
  9. Никитина, Ю. А. Международные отношения и мировая политика: Введение в специальность: учебное пособие для студентов вызов / Ю. А. Никитина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 151 с.
  10. Понамарева, Е. К. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям (Серия «Практический курс») / Е. К. Пономарева, Л. А. Кривенцова, П. С. Томилов — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2010. — 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): россия, казахстан, Кыргызстан, Армения, Белоруссия, беларусь, США, Евразийский экономический союз, миграция населения, рамка Союза.


Задать вопрос