Любовь — самая красивая легенда, любовь — самая приятная мелодия.
Aбдурахман Джами
Одним из факторов, прославляющих человека, обогащающих его духовный мир, делающих его достойным человеческой степени — это чувства любви и преданности. Где есть любовь, там нет места злодеянию, любящее сердце склонно только к благим делам. Поэтому в восточной литературе воспевалась божественная любовь к Аллаху. Одним из таких поэтов в восточной литературе, завоевавших славу своими произведениями на тему любви является Мавлана Абдурахман Джами.
Абдурахман Джами написал несколько произведений на любовную тему: «Юсуф и Зулейха», «Саламон и Абсол», «Лейли и Меджнун». Но дастан «Лейли и Меджнун» занимает в этом ряду отдельное положение. Обращая внимание на время создания этого дастана, мы понимаем, что Джами создавал его, будучи в преклонном возрасте. Поэтому вступление произведения начинается темой старчества. В период создания дастана поэт не скрывает своего возраста:
Keksalik g‘amidan qorayib kunim,
Keksalik g‘amidan qorayib kunim,
Oh, desam, samoni qoplar tutunim… [1, 8]
Первичное положение темы любви в произведении поэт выражает так:
Ishq tufayli odam odam bo‘lg‘usi,
Ishq tufayli do‘stlar hamdam bo‘lg‘usi. [1, 11]
Этими строками поэт утверждает, что если человек не горит в огне влюбленности – он не человек. Говоря о цели создания своего произведения, Джами отмечает, что ранее уже создал дастан «Юсуф и Зулейха», который в народ был принят очень хорошо. Но поэт говорит, что еще не утолил свою жажду в саду любви, а птица души его ищет замену и эта птица, в конце концов, выбирает Меджнуна. Здесь он также говорит, что до него на тему любви уже писали два наставника:
Ganjaning ganjidan u sochdi gavhar,
Va Hinddan to‘tidek bu sochdi shakar. [1, 11]
Автор пишет, что, отправившись в путь на иноходной кобыле за двумя наставниками-поэтами, просит у Аллаха подать ему вина бессмертия. После этого в традиционной форме просит вина у виночерпия. Затем идут воспоминания о Навои, о котором он говорит, что он умел мелодией лечить души. И далее следуют основные главы дастана.
Основная разница этого произведения от произведений других хамсаписцев восточной литературы в том, что в нем нет описания страданий предводителя омирийцев от отсутствия у него детей. Напротив, Кайс представлен как последний ребенок предводителя. В действительности, в каждом дастане «Лейли и Меджнун», созданном до этого дастана, персонаж Кайс представлен долгожданным ребенком предводителя.
Образ Кайса, созданный в произведении Джами, представлен очень поэтично: в свои четырнадцать лет он был красив как молодой месяц, его высокий светлый лоб, обрамленный черными прядями волос, густые брови очаровывали с одного взгляда на него.
Sevgidan yaralsa kimning tuproqg‘i,
Ko‘ngil lavhasiga bo‘lar ishq dog‘i. [1, 16]
Качества Меджнуна, переданные Кайсу в этом произведении, описываются в своеобразной манере – отмечено, что еще до встречи с Лейли Кайс обращал внимание на красивых девушек. Поэтому народ называет его Меджнуном. В произведении повествуется о том, как Кайс, пройдя много препятствий, встретил на своем пути женщину по имени Карима. Эта встреча очень сильно действует на Меджнуна. Но во время беседы Кайса с Каримой происходит неожиданное – к ним издалека приближается чужой парень и невольницы Каримы с криками бегут в его сторону. Кайс начинает понимать, что истинная верность направлена только к Аллаху и говорит самому себе:
Bavafo yorlardan kechib ey ko‘ngul,
Hijron burchagida yashashga ko‘ngil. [1, 20]
Этим эпизодом Джами еще раз показывает, что истинная любовь может быть обращена только к Аллаху. После этого Кайс-Меджнун начинает искать настоящую любовь и этот символ любви он слышит в описании Лейли. Чтобы удостовериться в этом и увидеть ее, он отправляется в ее племя и сразу в нее влюбляется. Лейли тоже в него влюбляется. Каждый вечер Меджнун жаждет встречи, стремится к ней, ночи разлуки проводит без сна. Однажды, устав от разлуки с Лейли, Кайс садится на верблюдицу и собирается в путь. Но у верблюдицы остается детеныш и она не желает даже двигаться со стойбища. Меджнун чувствует ее мучения, понимает ее горе:
Menideboldingayursau agar,
Bolasini qo‘msab joni uzular…
Yaxshisi men undan qilmasdan gina
Har kim o‘z yo‘lida ketsin jimgina… [1, 30]
Кайс отпускает своего верблюда и отправляется в путь к Лейли. Этим Джами хотел сказать, что печаль разлуки может понять только душа, сама пережившая мучение расставания.
В заключение хотелось бы сказать, что дастан «Лейли и Меджнун» Джами – это величественное произведение, воспевающее божественную любовь и которое непременно должно быть прочитано каждым. В отличие от своих предшественников-хамсаписцев Джами создал совершенно новые повороты сюжетной линии, обогатил систему образов и главное, он смог логически обосновать, что настоящая истинная любовь может быть лишь в Вере и направлена на единого Аллаха.
Литература:
- Abdurahmon Jomiy. Layli va Majnun (Olimjon Bo‘riyev tarjimasi). T.: G‘afur G‘ulom nomidagi Adabiyot va san’at nashriyoti, 1989.