Роль руководителя в системе управления организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 16.12.2015

Статья просмотрена: 17490 раз

Библиографическое описание:

Аслаханова, С. А. Роль руководителя в системе управления организацией / С. А. Аслаханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 370-372. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24005/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

В данной статье рассматривается актуальная проблема на сегодняшний день — это роль руководителя в системе управления организацией. В связи с нестабильностью экономики России в последнее время, организации и предприятия находятся в крайне сложном положении, за счет чего роль руководителя, как ведущего звена любой организации возрастает. В статье дается определение понятию руководитель, определяется его место в организации, а также некоторые моменты совершаемых ими ошибок в своей деятельности.

Ключевые слова: руководитель, организация, функции, человеческий фактор.

 

Руководитель (менеджер) — ключевой элемент в системе оценки персонала. Руководитель успешно добивается поставленной задачи, так как приумножает свои физические и интеллектуальные способности за счет совместных сил подчиненных и сознательно использует их. Это задача руководителя любого административного уровня.

Суть работы менеджера это реализовать ряд функций. Среди этих функций должны быть выделены, в первую очередь, в качестве основной стратегической функции, которая заключается в том, чтобы поставить на основе ситуационного анализа и прогнозирования цели организации, координировать разработки стратегии и создания плана.

Одной из основных функций руководителя является административная, состоящая из следующих подфункций:

Во-первых, контрольной, заключающейся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации. На базе полученной информации проводится корректировка, если это необходимо.

Во-вторых, организационной, связанной с созданием необходимых условий деятельности организации: распределением полномочий среди исполнителей, задач, ресурсов, инструктированием.

В-третьих, направляющей, с помощью которой происходит координация работы подчинённых.

В-четвёртых, кадровой, заключающейся в организации подбора, расстановки, обучение и развитие персонала.

В-пятых, стимулирующей, направленной на поощрение за успешно выполненную работу или наказание за выполненную плохо.

Важную роль играет функция связи. Она включает в себя различные деловые встречи, осуществлению совещаний, заседаний, принятием посетителей, телефонные звонки, ответы на письма, осуществлению деловых переговоров, бизнес-истеблишмента.

Возрастающая роль человеческого фактора проводит на одно из первых мест по значимости социальную функцию, главной чертой которой является создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и объединении.

Первостепенное место в системе управления завладевают функции, реализованные руководителем: разработать общий план действий в рамках всей организации; координирование всех подкомплексов управления; влияние на единицы низшего уровня управления и их руководителей; набор персонала в разнообразных областях управления. [1]

В то же время все руководители подразделяются на три категории:

                    Операционные руководители — самый низкий элемент в управленческой структуре. Они назначены для роли выполнения функций управления процессом производства, с применением потребных ресурсов. Эта категория включает в себя заведующего лабораторией, мастер цеха и т. д.

                    Менеджеры среднего звена призваны контролировать работу операционных руководителей. Вся информация, полученная ими, передается наверх — в руки руководителям высшего звена. Это может быть менеджер отдела, декан, и.т.п. Пост руководителя среднего уровня уже определяет нешуточную ответственность.

                    Руководители высшего уровня. Эта группа является самой наименьшей. Она подотчетна за все операции происходящие в организации достижению результатов. Высшее руководство осуществляет или одобряет все остроактуальные значимые решения в любой организации или предприятии. Этот тип включает в себя лидеров — президента, председателя правления, министров. Работа высшего руководства подразумевает большущую ответственность, значительные объемы, интенсивный темп. [2]

Одним из повседневных вопросов, реализуемых, можно сказать, большинством компаний является кадровый, а именно, менеджеров нижнего уровня и менеджеров среднего уровня. Еще недавно новоназначенный руководитель был высококвалифицированным специалистом, экспертом, умельцем и компания, находясь в заблуждении, что заняв более высокую должность, он организует высокую работу подчиненных, присваивает ему лидирующие позиции. Но не факт, что новый руководитель имеет знания и навыки управления. Управлению, тоже необходимо учиться.

Одной из значимых оплошностей при работе с подчиненными у приступающих к новым обязанностям руководителей является то, что они определяют всех по себе, полагая, что подчиненные думают так же, как они думают. Вполне может быть, что в свое время менеджеры время показали чудеса геройства на работе, выполняли по собственной воле весьма непростые задачи. Может быть они были промотивированы вызовом, однако ошибочным является дело искать новых героев. Работник обязан осуществлять только поставленные перед ним цели. Работник должен быть активным и целенаправленным, чтобы реализовать задачу, и руководитель не должен забывать их поставить. Необходим дисциплинированный персонал готовый мыслить за себя, а не менеджера. Глава компании надзирает за деятельностью работников, а не забрасывает их задачами иногда не совсем понятными и внятными. Чем наиболее точно определяется цель, тем более вероятно, что она будет доходчива для работников, разработана и реализована. Люди противятся, когда не лицезрят пути к осуществлению целей и задач.

Фактически цель — это способ показать человеку его путь. Сформулировать цель — это задача руководителя. При этом он должен четко описать ожидаемый результат, определить ресурсы, обговорить действия с клиентами, обсудить вопросы использования продуктовой линейки и т. п. Понимание возможности достижения цели делает сотрудника в целом лояльнее. При назначении нескольких ответственных по достижению цели обязательно назначается «старший». Ошибочным является предубеждение руководителя, что остальные сотрудники, кроме назначенного старшим, обидятся. А если даже и обидятся, это не повод оставлять группу подчиненных в безвластии. Не могут быть сотрудники равно ответственными. Один должен быть старшим на период выполнения задач по достижению цели. Стандартная ошибка — это фраза руководителя: «Вы теперь вдвоем (втроем, вчетвером и т. п.) должны это сделать». А дальше начинается некоторое подобие волчьей стаи, в которой выигрывает не самый профессиональный, а самый наглый, возможно самый ленивый. Сами в стае не разберутся. Будут проблемы взаимодействия. За достижение цели отвечают все и никто. Цель вряд ли будет достигнута и это не раз доказывается практикой. Нужно планирование работы. Как известно, час планирования экономит четыре часа пустой работы — это закон тайм-менеджмента. Нельзя экономить время на организации выполнения задач по достижению целей.

Подчиненным выгодно иметь систему хаоса в выполнении поручения. В ней он всегда найдет причину не выполнения задач по достижению целей. Систему хаоса создает сам руководитель, своевременно не обозначивший систему приоритетов. Любому руководителю надо научиться работать рационально и производительно. Первое, что нужно сделать, это разработать режим рабочего дня. Необходимо определить правильную очерёдность различных видов работы. В первую очередь следует делать самую важную работу и использовать время наиболее продуктивно для решения действительно важных задач. Это и есть управление взаимосвязанными задачами.

Грамотное управление основывается на знаниях по управлению и практическом опыте руководителя. Практический опыт накапливается в ходе ежедневной деятельности, а вот приобретению знаний по управлению надо уделять достаточное внимание, особенно начинающим руководителям. [3]

Таким образом, роль руководителя очень высока, так как он направляет работу других и несёт персональную ответственность за её результаты, вносит порядок и последовательность в работу. Руководитель непременно должен обладать высоким профессионализмом, способностями, и умениями, он концентрирует в любых сферах деятельности и управления организацией для достижения поставленных целей.

Также в системе управления каждый руководитель должен соблюдать правила этикета труда и работать в согласии с каждым работником организации. Всё это приведёт к отличному морально-психологическому климату на работе и быстрому достижению поставленных целей.

 

Литература:

 

  1.                Вязгин А. В. Оценка персонала высшего и среднего звена. — М.: Вершина, 2010
  2.                Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». — М., 2009
  3.                Шапиро С. А. Основы управления персоналом в современной организации.- М.: Гросс-Медиа, 2012
  4.                http://www.rusnauka.com/36_PWMN_2010/Economics/76859.doc.ht
  5.                http://timesnet.ru/management/29/
Основные термины (генерируются автоматически): руководитель, достижение цели, роль руководителя, время, высшее руководство, достижение целей, задача, система управления, система хаоса, управление организацией.


Похожие статьи

Понятие и классификация рисков предприятия

Актуальность написания статьи заключается в том, что в современном мире, в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции вопросы экономической безопасности предприятия, как экономического субъекта, особенно актуальны. Предприятия подвержены так н...

Институт сельского старосты: история возникновения и перспективы развития

В настоящей статье раскрывается понятие института сельского старосты как института хозяйственной, экономической, политической, социальной жизни малочисленных населенных пунктов. Приводятся примеры из истории развития данной должности, а также раскрыв...

Организация рабочих мест и ее роль на предприятии

В данной статье рассматривается проблема организации рабочих мест на предприятии. Данная проблема приобретает все большую актуальность, так как персонал -это важнейшая часть компании, без которой фирма просто не может существовать. В свою очередь, пе...

Управление адаптацией нового сотрудника

В статье рассмотрены вопросы, связанные с управлением адаптации нового сотрудника в организации. Адаптация персонала внутри организации — необходимое звено в управлении персоналом. Фактически, будучи сотрудником конкретной организации, новичок сталки...

Современные действенные методы управления образовательной организацией

Авторы в данной статье делятся собственным опытом по анализу системы управления образовательной организации, а также действенными методами по направлениям развития учебного заведения. Эта тема становится особенно актуальной с переходом страны на рыно...

Взгляд на менеджмент как на двигатель предпринимательства в современных рыночных условиях

В статье рассмотрены вопросы роли менеджмента предпринимательства в современных условиях, поскольку предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы государства.

Развитие успешной командной работы в организациях

Статья посвящена теме развития команд в организациях. Это важная тема в нынешнем деловом климате, поскольку организации ищут командные структуры, которые будут стимулировать дальнейшее повышение их производительности, прибыльности и качества обслужив...

Роль некоммерческих организаций в спортивном менеджменте

Статья посвящена рассмотрению роли некоммерческих организаций в спортивном менеджменте. Спортивный менеджмент является сравнительно молодым направлением менеджмента в России. Руководители спортивных организаций не имеют достаточно опыта в эффективном...

Финансовый мониторинг предприятия как инструмент управления качеством

Мониторинг финансового положения предприятия имеет большое значение. Это подтверждается прошедшим, не так давно, финансовым кризисом. Данный вид мониторинга позволяет выявлять угрозы, и, таким образом, заставляет принимать действия, чтобы избежать по...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Пути повышения конкурентоспособности строительных организаций

В данной статье говорится о такой важной и актуальной в настоящее время проблеме как конкурентоспособность и пути ее повышения. Данная тема является актуальной для всех организаций, а том числе и для строительных. В статье даны различные трактовки оп...

Похожие статьи

Понятие и классификация рисков предприятия

Актуальность написания статьи заключается в том, что в современном мире, в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции вопросы экономической безопасности предприятия, как экономического субъекта, особенно актуальны. Предприятия подвержены так н...

Институт сельского старосты: история возникновения и перспективы развития

В настоящей статье раскрывается понятие института сельского старосты как института хозяйственной, экономической, политической, социальной жизни малочисленных населенных пунктов. Приводятся примеры из истории развития данной должности, а также раскрыв...

Организация рабочих мест и ее роль на предприятии

В данной статье рассматривается проблема организации рабочих мест на предприятии. Данная проблема приобретает все большую актуальность, так как персонал -это важнейшая часть компании, без которой фирма просто не может существовать. В свою очередь, пе...

Управление адаптацией нового сотрудника

В статье рассмотрены вопросы, связанные с управлением адаптации нового сотрудника в организации. Адаптация персонала внутри организации — необходимое звено в управлении персоналом. Фактически, будучи сотрудником конкретной организации, новичок сталки...

Современные действенные методы управления образовательной организацией

Авторы в данной статье делятся собственным опытом по анализу системы управления образовательной организации, а также действенными методами по направлениям развития учебного заведения. Эта тема становится особенно актуальной с переходом страны на рыно...

Взгляд на менеджмент как на двигатель предпринимательства в современных рыночных условиях

В статье рассмотрены вопросы роли менеджмента предпринимательства в современных условиях, поскольку предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы государства.

Развитие успешной командной работы в организациях

Статья посвящена теме развития команд в организациях. Это важная тема в нынешнем деловом климате, поскольку организации ищут командные структуры, которые будут стимулировать дальнейшее повышение их производительности, прибыльности и качества обслужив...

Роль некоммерческих организаций в спортивном менеджменте

Статья посвящена рассмотрению роли некоммерческих организаций в спортивном менеджменте. Спортивный менеджмент является сравнительно молодым направлением менеджмента в России. Руководители спортивных организаций не имеют достаточно опыта в эффективном...

Финансовый мониторинг предприятия как инструмент управления качеством

Мониторинг финансового положения предприятия имеет большое значение. Это подтверждается прошедшим, не так давно, финансовым кризисом. Данный вид мониторинга позволяет выявлять угрозы, и, таким образом, заставляет принимать действия, чтобы избежать по...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Пути повышения конкурентоспособности строительных организаций

В данной статье говорится о такой важной и актуальной в настоящее время проблеме как конкурентоспособность и пути ее повышения. Данная тема является актуальной для всех организаций, а том числе и для строительных. В статье даны различные трактовки оп...

Задать вопрос