Здоровьесберегающие технологии: здоровье учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 07.12.2015

Статья просмотрена: 569 раз

Библиографическое описание:

Ахраменко, Е. В. Здоровьесберегающие технологии: здоровье учащихся / Е. В. Ахраменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 910-912. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24103/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка. Планирование и правильная организация учебно-воспитательного процесса, использование различных средств здоровьесберегающих технологий, таких как физкультминутки, песни, игры, элементов аутогенной тренировки помогает предупредить нарушения в здоровье обучаемых.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, физкультминутки, дыхательные упражнения, релаксация, аутогенная тренировка.

 

Здоровье является показателем физического, душевного благополучия человека. Актуальной является проблема сохранения здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Cреди факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся, можно выделить следующие:

                    наследственность, особенности развития обучаемого, воспитание в дошкольном возрасте и т. п.;

                    образ жизни учащихся, воспитание и образование в период школьного обучения;

                    обстоятельства жизни учащегося (доход, жилищные условия, наличие стрессовых ситуаций);

                    своевременное обращение за медицинской помощью, соблюдение правил гигиены и т. п.) [1].

К школьным факторам, негативно влияющим на здоровье учеников, можно отнести следующие:

  1.                нерациональный режим жизнедеятельности;
  2.                дефицит свободы движений;
  3.                недостаточная компетентность учителей в вопросах здоровьесбережения;
  4.                неправильное питание обучаемых;
  5.                интеллектуальные и физические перегрузки;
  6.                неправильная организация сна и отдыха детей;
  7.                проблемы взаимоотношений со сверстниками [2].

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья человека на всех этапах его развития.

Цель здоровьесберегающих технологий — помочь учащимся сохранить здоровье на протяжении всего периода обучения в школе, сформировать у них необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в жизни.

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

                    принцип ненанесения вреда;

                    принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов;

                    принцип непрерывности и преемственности;

                    принцип субъект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися;

                    принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся;

                    принцип приоритета позитивных воздействий над негативными;

                    принцип приоритета активных методов обучения;

                    принцип отсроченного результата.

Для сохранения здоровья учащихся большое значение имеет организация учебного процесса.

Выдвигаются следующие требования к уроку в условиях здоровьесберегающих технологий:

                    учет закономерностей учебно-воспитательного процесса при построении урока;

                    использование правил здорового образа жизни с учетом конкретных условий проведения урока;

                    использование различных средств здоровьесберегающих технологий, таких как физкультминутки, игры, песни и т. д.;

                    планирование и контроль урока с учетом особенностей развития учеников.

Для снятия усталости учащихся на уроке английского языка могут быть использованы следующие физкультминутки:

1. Look left, right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose

Close your eyes

Open, wink and smile.

Your eyes are happy again.

2. Clap, clap, clap your hands.

Clap your hands together.

Nod, nod, nod your head.

Nod your head together.

Stand up! Stand straight! Hands up! Hands down!

Hands to the sides! Hands forward! Hands backward!

Turn to the left! Bend right!

Stretch yourselves! Move your fingers!

Для снятия мышечного напряжения обучаемых целесообразно использовать следующие дыхательные упражнения.

Упражнение «Шарик». Ученики представляют, что они воздушные шарики. На счет «1, 2, 3, 4» ребята делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. На счет «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8» медленно выдыхают.

Упражнение «Обдуваем плечи». Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо. Делаем вдох, поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот. Продолжать выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо — «вдох», голова повернута направо — «выдох», голова прямо — «вдох», голову опускаем к подбородку — «выдох», голова прямо — «вдох», голову поднимаем вверх — «выдох». Выполняется упражнение 4–6 раз.

Хорошим видом релаксации на уроке признается игра. Можно использовать следующие игровые задания.

  1.                Ученики двигаются по кругу, изображая движения какого-либо животного или сказочного героя. Когда учитель говорит «Стоп», учащиеся застывают в позе воображаемого героя, чувствуя напряжение всех мышц. Затем учитель говорит слово «солнце», обучаемые начинают «таять», расслабляя свои мышцы.
  2.                Учащиеся встают в круг, выбирают партнера, бросают ему мяч и произносят одно из усвоенных ранее слов по любой теме [3].
  3.                Рассказ по рисунку. Каждая пара получает рисунок с изображением комнаты, в которой находятся разные вещи, характеризующие ее хозяина. Нужно составить рассказ о том, чем занимается хозяин комнаты. Выигрывает пара, составившая самый интересный рассказ.

Чтобы помочь учащимся средних и старших классов снять напряжение и усталость, рекомендуется использовать элементы аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка — это приемы саморегуляции функций организма. Она позволяет управлять высшими психическими функциями, улучшает внимание, нормализует дыхательный ритм, в результате чего повышается работоспособность.

Перед аутогенной тренировкой рекомендуется включить спокойную музыку. Учащимся следует психологически настроить себя, расслабиться.

Sit comfortably. Close your eyes slowly. Breathe in. Breathe out. You haven’t problems. Your brain relaxes. Your troubles are flying away. You are happy. You are full of energy. Youre ready to work.

Забавные истории, лимерики также помогают преодолеть переутомление школьников. Например,

A fly and a flea

Flew into a flue,

Said the fly to the flea

“What shall we do?”

“Let us fly” said the flea. Said the fly “shall we flee?”

So they flew through a flaw in the flue.

Еще одним видом релаксации на уроке является песня. Песня воздействует на чувства и эмоции учащихся. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, повышается эмоциональный тонус, активизируется познавательная деятельность. Ниже предлагается текст песни “Yellow submarine”, которая может помочь учащимся снять напряжение и восстановить работоспособность.

Yellow submarine

(by Paul McCartney)

In the town where I was born lived a man

who sailed the sea,

And he told us of his life in the land of submarines

So we sailed up to the sun till we found the sea of green

And we lived beneath the waves in our yellow submarine

We all live in a yellow submarine, yellow submarine,

yellow submarine.

We all live in a yellow submarine, yellow submarine,

yellow submarine.

And our friends are all on board,

Many more of them live next door,

And the band begins to play

We all live in a yellow submarine, yellow submarine,

yellow submarine.

We all live in a yellow submarine, yellow submarine,

yellow submarine.

And we live a life of ease,

Everyone of us has all we need

Sky of blue the sea of green in our yellow submarine

We all live in a yellow submarine, yellow submarine,

yellow submarine.

We all live in a yellow submarine, yellow submarine,

yellow submarine.

Таким образом, организация урока с учетом здоровьесберегающих технологий помогает обучаемым снимать эмоциональное напряжение и предупреждать нарушения в их здоровье.

 

Литература:

 

  1.                Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю. В. Науменко // Педагогика. ‒ 2005. ‒ № 6. ‒ С. 37–44.
  2.                Способы преодоления психоэмоционального напряжения педагога / Е. А. Земцова. ‒ Мн. ‒ 2012.
  3.                Поповицкая, Н. В. Тренировка голоса и дыхания на уроке иностранного языка / Н. В. Поповицкая // Иностр. яз. в шк. ‒ 2010. ‒ № 2. ‒ С. 66–70.
Основные термины (генерируются автоматически): аутогенная тренировка, голова, принцип приоритета, учебно-воспитательный процесс, английский язык, здоровье, упражнение, урок, учащийся.


Похожие статьи

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Данная статья посвящена проблемам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Технологии, описанные в статье, ориентированы на сохранение здоровье учащихся, повышение мотивационную готовность детей, поддержании положитель...

Валеологический компонент на уроке английского языка

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка. Релаксация играет важную роль на уроке. Физические упражнения, игры, песни помогают снять напряжение учащихся.

Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников

В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...

Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников

В статье рассматривается проблема ухудшения здоровья и снижения адаптационных возможностей организма младших школьников. Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших школьников, главным образом за счет применения на уро...

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как условие повышения уровня физической подготовленности младших школьников

В статье рассматривается понятие физической подготовленности как основного фактора физического здоровья. Показано, что включение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников способствует повышению уровня их физической п...

Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...

Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями речи как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма

В статье рассматриваются вопросы подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу обучения чтению и письму. Описываются традиционные и инновационные приемы работы по активации познавательных процессов у детей с нарушениями речи. ...

Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи

В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...

Стретчинг для дошкольников

В данной статье рассматривается один из видов здоровьесберегающей технологии — стретчинг. Для гармоничного развития детей очень важна физическая активность. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания деятел...

Похожие статьи

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Данная статья посвящена проблемам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Технологии, описанные в статье, ориентированы на сохранение здоровье учащихся, повышение мотивационную готовность детей, поддержании положитель...

Валеологический компонент на уроке английского языка

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка. Релаксация играет важную роль на уроке. Физические упражнения, игры, песни помогают снять напряжение учащихся.

Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников

В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...

Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников

В статье рассматривается проблема ухудшения здоровья и снижения адаптационных возможностей организма младших школьников. Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших школьников, главным образом за счет применения на уро...

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как условие повышения уровня физической подготовленности младших школьников

В статье рассматривается понятие физической подготовленности как основного фактора физического здоровья. Показано, что включение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников способствует повышению уровня их физической п...

Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...

Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями речи как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма

В статье рассматриваются вопросы подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу обучения чтению и письму. Описываются традиционные и инновационные приемы работы по активации познавательных процессов у детей с нарушениями речи. ...

Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи

В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...

Стретчинг для дошкольников

В данной статье рассматривается один из видов здоровьесберегающей технологии — стретчинг. Для гармоничного развития детей очень важна физическая активность. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания деятел...

Задать вопрос