Осуществленные государством в последние годы реформы создали условия для глубоких структурных преобразований энергетики, в результате которых произошло разделение естественно-монопольных и потенциально конкурентных секторов. В 2008 г. прекратило свое существование РАО «ЕЭС России» — крупнейшая монополия нашего государства в сфере электроэнергетики.
Таким образом, государство вышло из капитала генерирующих и энергосбытовых компаний, что создало предпосылки для развития конкуренции в секторе генерации и сбыта. Создана коммерческая инфраструктура оптового рынка, и разработаны новые правила функционирования оптового и розничных рынков. Принятые меры свели к минимуму имевшие ранее место факты веерных отключений электроэнергии.
При этом современное общество сегодня продолжает находиться в полной зависимости от стабильности поставок электроэнергии, которая стала важнейшей составляющей жизнеобеспечения и среды обитания людей в целом. Крупные аварии в данной области по масштабам ущерба могут быть причислены к наиболее разрушительным видам бедствий, наносящим удар по национальной экономике, безопасности людей и экологии. Это связано с тем, что электроэнергетическая отрасль России характеризуется высокой степенью износа основного оборудования.
Значительная часть этого оборудования выработала свой установленный ресурс и должна быть выведена из эксплуатации и заменена в ближайшие 20 лет. 74 % теплоэлектростанций введены более 30 лет назад, из них более 50 лет назад — 22 %, и более половины электросетевого оборудования — старше 30 лет [9]. Только в 2013 г. выявлено более 580 тыс. нарушений организации безопасной эксплуатации и технического состояния оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, электрических и тепловых установок потребителей.
В связи с этим одной из неотъемлемых предпосылок охраны общественных отношений в сфере электроэнергетики является возможность привлечения правонарушителей к ответственности.
В связи с этим одной из важнейших задач современного этапа административной реформы в Российской Федерации является формирование отвечающей политико-правовым параметрам правового социального государства системы административной юрисдикции, способной эффективно поддерживать режим законности в указанной сфере. Необходимым условием решения этой задачи является формирование института административной ответственности за правонарушения в сфере электроэнергетики, обеспечивающего последовательную реализацию правовых принципов неотвратимости административной ответственности и защиты, гарантированных Конституцией России [1] прав и свобод личности, взаимодействие которых определяется парадигмой обеспечения баланса публичных и частных интересов.
Кодекс РФ об административных правонарушениях понятие «состав административного правонарушения» использует в двух случаях: в ч. 2 ст. 4.4 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 [2]. Последняя норма представляет особый интерес. Согласно ей, при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе не достижении физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие), исключается производство по делу об административном правонарушении. Тем самым составу административного правонарушения была придана значимость одной из основных составляющих механизма материально-правового регулирования административной ответственности.
Возникает вопрос о том, каким образом составу административного правонарушения удается решать свои задачи. Уяснение данного контекста состава административного правонарушения актуально потому, что приближает к пониманию его сущности. Однако на практике в сфере электроэнергетики часто неопределенность в применении и толковании теоретической конструкции состава административного правонарушения порождает множество вопросов, от решения которых зависит квалификация, а иногда и само решение вопроса о возможности привлечения лица к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере электроэнергетике.
При этом проблемам административной ответственности в сфере электроэнергетики, в научной и специальной литературе уделялось и продолжает уделяться в настоящее время значительное внимание. Так, непосредственно вопросы правового регулирования ТЭК, в том числе и электроэнергетики, освещали в своих исследованиях В. В. Витрянский, А. И. Грищенко, Е. П. Губин, Ю. Ю. Захаров, М. И. Клеандров, С. М. Корнеев, Н. И. Михайлов, О. М. Олейник, Р. Н. Салиева, О. Н. Садиков, В. И. Семчик, Ю. С. Шемшученко и др. Однако исследования перечисленных авторов рассматривают данный институт преимущественно через призму гражданского и предпринимательского права.
Что касается исследований, посвященных вопросам правового регулирования общественных отношений в сфере электроэнергетике, носящих комплексный характер, то в последнее время были посвящены работы Е. В. Кудряшова, Е. А. Короховой, И. В. Ряхиной, А. С. Чуясова, А. П. Шафранова и др.
У истоков формирования учения об административной ответственности за правонарушения в сфере электроэнергетики стояли: А. Б. Агапов, А. Ю. Якимов и др., которые внесли существенный вклад определение основных направлений исследуемого института.
Кроме того, в последние годы были проведены ряд исследований и монографического уровня, посвященные анализу теоретических административно-правовых аспектов и правоприменительной практики не только регулирования отношений в сфере электроэнергетики, надзору и контролю за ними, но и особенностей привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в указанной сфере [3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11].
При этом проведенные исследования, несмотря на безусловно высокий их научный уровень, носят специфический характер, раскрывая порой только отдельные аспекты административной ответственности за правонарушения в сфере электроэнергетики. В связи с чем, следует отметить, что многие проблемы в этой области решены не полностью. Все это неизбежно оставляет за своими рамками значительную часть вопросов, связанных с применением тех или иных положений исследуемого учения на современном этапе.
Вышеизложенные обстоятельства с достаточной убедительностью свидетельствуют об актуальности теоретического и практического исследования вопросов института административной ответственности за правонарушения в сфере электроэнергетике.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.): по сост. на 21 июля 2014 г. // Российская газета.– 1993. — 25 декабря. — № 237.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: по сост. на 22 октября 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 1..
- Акимов Л. Ю. Деятельность прокуратуры по обеспечению законности в сфере электроэнергетики: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.11 / Л. Ю. Акимов. — М., 2010. — 30 c.
- Вишняков А. С. Административно-правовое регулирование оптового рынка электрической энергии и мощности: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / А. С. Вишнякова. — М., 2012. — 25 c.
- Коврижкин С. А. Административно-правовые методы обеспечения энергетической безопасности: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / С. А. Коврижкин. — Хабаровск, 2006. — 23 с.
- Кокорин А. А. Административно правовые отношения в сфере электроэнергетики: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / А. А. Кокорин. — М., 2013. — 31 с.
- Кудряшов Е. В. Административно-правовое регулирование в сфере электроэнергетики Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Е. В. Кудряшов. — М., 2004. — 20 c.
- Леухина Е. Е. Правовое регулирование надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности в электроэнергетике: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Е. Е. Леухина. — Челябинск, 2014. — С. 3.
- Леухина Е. Е. Правовое регулирование надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности в электроэнергетике: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Е. Е. Леухина. — Челябинск, 2014. — 25 с.
- Чуясов С. В. Административно-правовая организация совершенствования механизма управления электроэнергетикой: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / С. В. Чуясов. — Хабаровск, 2006. — 23 c.
- Шафранов А. П. Административный надзор в сфере электроэнергетики в Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / А. П. Шафранов. — М., 2006. — 164 с.