Важнейшей отраслью народного хозяйства является торговля. Она играет огромную роль в деятельности всего мирового хозяйства и направлена на осуществление купли-продажи и обмена товаров, обслуживание покупателей, доставки, хранению и подготовки товаров к реализации. Существуют несколько видов торговли: оптовая и розничная. Научная значимость статьи заключается в постановке и решении научной проблемы на основе теоретико-методологического подхода влияния маркетинга на потребительское поведение, совершенствования методов исследования.
Задачи бухгалтерского учета в торговой деятельности состоят в следующем:
учет имущества организации в количественном и суммовом выражении, что позволяет обеспечить его сохранность;
учет источников формирования имущества и обязательств предприятия;
фиксирование всех хозяйственных операций, совершающихся в торговой организации, путем составления бухгалтерских проводок;
учет количества и качества расходов на оплату труда, которое ведется в часах, днях, месяцах и денежном выражении;
составление полной и достоверной информации о финансовых результатах хозяйственной деятельности, предназначенной для оперативного руководства и управления торговой организацией, пользователями являются инвесторы, банки, контролирующие органы, контрагенты и иные уполномоченные лица [7].
Система бухгалтерского учета состоит из элементов: первичного учета; регистров бухгалтерского учета; движения документов; инвентаризации; составление отчетности. Документальное оформление и учет движения товаров в организации ведется на основании первичной документации, составленной и оформленной с учетом правил законодательства. Товары в организации учитывают в стоимостном выражении и поступают на предприятие с сопроводительными документами: счет-фактура, товарная накладная, товарно-транспортная накладная, актов приема — передачи объектов.
Основной задачей экономического анализа торговой деятельности является выявление достоверного состояния предприятия, контролем за выполнением плана продаж, изучения конъюнктуры рынка, данных бухгалтерского учета и отчетности, первичной документации.
С учетом особенностей ведения торговой деятельности возникает необходимость обобщения требований законодательства, документов нормативного контроля бухгалтерского учета. Правовое регулирование отношений, возникающих в торговой деятельности, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации — Законом Российской Федерации № 2300–1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» (в редакции № ФЗ-233 от 13.072015г), и другими федеральными законами и нормативными актами [2]. Ранее сфера регулирования торговой деятельности долгое время оставалась без изменений, но в настоящее время ситуация кардинально изменилась. С развитием рыночных отношений и формированием новых видов хозяйственной деятельности возникла необходимость создания новых рычагов управления торговой деятельностью. С 2010 года регулирование торговой деятельности осуществляется на основании Федерального закона № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в редакции № 493-ФЗ от 31.12.2014 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 09.01.15г).Сущность и нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, анализа и аудита торговой деятельности заключается в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета, анализа и аудита присущих им функций в конкретной экономической среде.
Бухгалтерский учет торговых отношений построен на основе выражения объекта в двух измерениях, таких как — денежное и натуральное. Данный метод основан, прежде всего, из принципов независимости достоверной информации от динамики цен на материально-производственные запасы. Главной целью обобщения информации служит метод аналитического учета, выражающийся в систематизации первичной информации на синтетических счетах. Подробная информация раскрывается с помощью аналитического учета, построенного на использование натуральных измерений параллельно со стоимостными показателями.Основным видом активов любой торговой организации представляют собой товары, эффективность деятельности организации в большей степени зависит от качественного ведения бухгалтерского учета, данного вида имущества [6].
Бухгалтерский учет товаров ведется как с помощью аналитического учета, так с помощью синтетического учета. Каждый из перечисленных методов учета товаров имеет определенный порядок и последовательность учета движения товаров, использование различных регистров, различную взаимную сверку показателей. Методика бухгалтерского учета, анализа и аудита торговой деятельности является экономической базой для оценки резервов снижения затрат на основании системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов в торговой деятельности.Пользователи финансовой отчетности, принимая решения на основе информации полученной от аудиторов, должны быть уверены в качестве аудита и профессионализме суждений проверяющих о достоверности финансовой отчетности [4].
Проведение анализа деятельности торговой организации и изучение финансовых результатов, разработки путей эффективности работы, проведения внутреннего аудита и оценки результатов аудиторской проверки имеет огромное значение. Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия представляет собой экономическую науку, изучающую деятельность торговой организации с точки зрения оценки их имущественного и финансового состояния. Главной задачей анализа является выявление неиспользованных резервов в повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта [5].
Финансовый результат является завершением цикла товарооборота и от его результатов зависит динамика всего бизнеса. Основными показателями финансового состояния торговой фирмы служат следующие группы показателей: показатели рентабельности; показатели рыночной устойчивости; ликвидности торговой организации; платежеспособности. Экономическая сущность рентабельности заключается как отношение одного показателя к другому.
Помимо основных показателей рентабельности в торговой организации таких как: общая рентабельность активов, рентабельность продаж используются косвенные показатели. Косвенные показатели рентабельности торговой деятельности: балансовая стоимость на единицу оборота; чистая прибыль на единицу оборота; показатель капиталоотдачи; показатель оборачиваемости товарных запасов; показатель оборачиваемости дебиторской задолженности.
Наиболее важным показателем эффективности торговой деятельности является рентабельность. Являясь комплексным показателем, он позволяет оценить не только деятельность за период, но и позволяет выявлять перспективные резервы для повышения эффективности. По своей сути рентабельность — это величина, рассчитываемая как отношение полученного финансового результата к источнику средств, эффективность использования которых нужно определить, выражаемое в процентном соотношении. Это обобщенное определение рентабельности, но позволяет составить представление о применении показателей рентабельности для анализа эффективности деятельности предприятия. Финансовый результат торговой деятельности выражается различными показателями: выручки от реализации продукции; валовой прибыли — рассчитанной как разница между выручкой от реализации и переменных расходов; прибыли от продаж — рассчитанной как разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами; прибыли до налогообложения — рассчитанной как сумма прибыли от продаж и доходов, не связанных с основным видом деятельности за минусом прочих расходов, чистой прибыли и прочих показателей.Источники достижения финансовых результатов могут быть разными, такими как активы предприятия, основной капитал.
В торговой деятельности показатели рассчитываются по каждой группе товаров. Источником для расчета показателей рентабельности являются формы бухгалтерской отчетности и данные управленческого и бухгалтерского учета торговой организации [3].
Еще одним важным показателем рентабельности торговой деятельности является, соответственно, рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает результативность деятельности предприятия в отчетном периоде. Для среднего и долгосрочного планирования данный показатель не подходит. Все данные, необходимые для расчета данного показателя, берутся из отчета о прибылях и убытках [9].
Коэффициент рентабельности продаж — это отношение чистой прибыли компании к выручке всех видов продаж. Этот коэффициент отражает доход компании на каждый заработанный рубль и может быть полезен как для правильной интерпретации данных об обороте, так и для экономических прогнозов в условиях ограниченного объема рынка, сдерживающего рост продаж. Также, рентабельность продаж является важным показателем для сравнения эффективности организации бизнеса в компаниях, работающих в одной отрасли.
Эффективная деятельность торговой организации невозможна без ее платежеспособности, то есть, финансовой устойчивости и обеспеченности денежными средствами. Ликвидность предприятия может быть обеспечена только построением грамотного управления денежными потоками. В торговых организациях большая часть капитала выражена в денежных средствах, таких как дебиторская и кредиторская задолженность. Коэффициент текущей ликвидности отражает возможность торговой организации погашать свои обязательства только за счет собственных оборотных активов. Анализ показателя коэффициента текущей ликвидности предназначен для оценки потенциальной способности предприятия расплачиваться по текущим обязательствам за счет имеющихся оборотных активов.
Важным показателем деловой активности торговой организации является коэффициент оборачиваемости товарных запасов. Данный коэффициент показывает интенсивность, скорость оборота использования товарных запасов организации. Иными словами, коэффициент показывает сколько раз за рассматриваемый период, торговая организация закупает и продает товар [10].
В современных условиях трансформационной экономики торговые организации часто сталкиваются с финансовыми трудностями. В данной ситуации диагностика финансовых затруднений и пути их обхода, имеет большое значения для руководства любой коммерческой организации. Ввиду этого, следует обратить внимание на то, что помимо финансовых затруднений у торговой организации есть необходимость в инвестициях с целью расширения торговых зон.
С целью устранения финансовых затруднений и повышению финансовой привлекательности необходимо разработать эффективную систему управления. Система управления должна основываться на достоверной информации. В основе данной информации служит результаты общего анализа и прогнозирования финансового состояния торговой организации [11].
Бухгалтерский учет и аудит должен быть основан на непрерывной системе наблюдения за хозяйственной деятельностью организации, позволяющий разрабатывать новые методики по ведению бухгалтерского учета, в интересах внутренних и внешних пользователей. Бухгалтерский учет и аудит представляет собой формирование документированной информации об объектах.
Рентабельность использования активов характеризует отдачу всех имеющихся активов, способность предприятия приносить прибыль. Падение рентабельности связано со снижением следующих показателей: чистой прибыли предприятия, роста средней стоимости закупаемых товаров, услуг, энергоносителей и горюче-смазочных материалов, оборачиваемости активов [1].
Аудит является неотъемлемой частью системы управления, на основании которой, управляющее звено получает реальную информацию о действительном состоянии организации. Аудит обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение разработанных норм и правил. Аудиторский контроль — независимая проверка отчетности и подтверждающих источников информации хозяйствующего субъекта [1]. Осуществляется аудиторскими организациями и частными аудиторами на основании заключенных договоров. Задача аудиторской проверки заключается в предоставлении объективной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности торговой деятельности, ее законности и правильности отражения в бухгалтерском и управленческом учете.
Литература:
- Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности [Текст]: Федеральный закон № 307-ФЗ: принят ГД ФС РФ 30 декабря 2008г. (в редакции от 01.12.2014 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.08.2015г.)
- Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 2300–1: принят ГД ФС РФ 07 февраля 1992г (в редакции от 13.07.2015 г., дата обращения 20.10.2015г.)
- Российская Федерация. Приказ. Положение по бухгалтерскому учету. «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 [Текст]: № 44н: принят Минфином РФ 09 июня 2001 г. (в редакции от 25.10.2010 г. № 132н, дата обращения 30.10.2015г.)
- Арсенова, Е. В. Экономика фирмы: схемы, определения, показатели: Справочное пособие [Текст]: пособие/ Е. В. Арсенова, О. Г. Крючкова. — «ИНФРА-М», 2014. — 248 с.
- Васильчук, О.И., Гуськова Т. Н., Насакина Л. А., Юрина В. С. и др. Учебное пособие «Бухгалтерский учет и анализ» [Текст]: учебное пособие с грифом УМО № 14–08/1–153 от 06.10.2011г/ под.ред. О. И. Васильчук., Т. Н. Гуськова, Л. А. Насакина., В. С. Юрина,-М.: Форум, 2011.
- Касьянов, И. Б. Бухгалтерский учет в торговле [Текст]: пособие/ И. Б. Касьянов, Е. В. Вайзман. — «Best Buhshop», 2015. — 700 с.
- Максютов, А. А. Экономический анализ [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ А. А. Максютов.– «Юнити-Дана», 2012. — 543 с.
- Рогуленко, Т. М. Основы аудита [Текс]: учебник для вузов/ Т. М. Рогуленко, С. В. Помомарева.– «ФЛИНТА», 2011. — 508 с.
- Юрина, В. С. Проблемы организации управленческого учета и анализа на предприятии сферы услуг [Текст]/ В. С. Юрина // Наука — промышленности и сервису. 2012. № 7–223–226 с.
- Юрина, В. С. Управленческий учет и анализ управленческих проблем [Текст]/ В. С. Юрина, Данилова С. В. // Наука — промышленности и сервису. 2011. № 6–1.- 189–193 с.
- Юрина, В. С. Особенности применения традиционного подхода в финансовом анализе сферы услуг [Текст]/ В. С. Юрина // Наука — промышленности и сервису. 2010. № 1. — 446–452с.