Предпринята попытка обратить внимание на необходимость усовершенствования современной нормативной правовой базы, устанавливающей требования промышленной безопасности к объектам сетей газораспределения и газопотребления. Предложено ввести принцип обязательности исполнения требований отобранных стандартов и сводов правил с целью повышения уровня безопасности указанных объектов.
Ключевые слова: сети газораспределения и газопотребления, аварийность, промышленная безопасность, экспертиза, надзор.
Бурное развитие газораспределительной системы началось со второй половины 50-х годов прошлого века и сопровождалось масштабными темпами строительства газовых сетей по территориям массового расположения потребителей жилищно-коммунальной сферы и промышленности на фоне общего роста экономики страны [1]. Следствием процессов перехода к рыночной экономике и приватизации начала 90-х годов прошлого столетия стала раздробленность газораспределительной системы, низкое качество технического обслуживания и ремонтов объектов системы, связанных с некомпетентностью и тяжелым финансовым положением эксплуатирующих организаций. Исходя из этого, очевидно, что современная консолидированная газораспределительная система, в большинстве своем, представлена совокупностью объектов находящихся в эксплуатации более 20 лет, требующих определения соответствия современным требованиям безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [2] сети газораспределения и сети газопотребления относятся к категории опасных производственных объектов (ОПО), что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа и подразделяются на II и III классы опасности.
Согласно закону [2], промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
По данным статистики, опубликованной Межгосударственным советом по промышленной безопасности [3], за последние 6 лет аварийность ОПО газораспределения и газопотребления составляет в среднем 1/5 часть всех зарегистрированных аварий в стране. На рис. 1 представлена диаграмма, наглядно отражающая долю аварий происшедших на объектах газораспределения и газопотребления в общем количестве зарегистрированных аварий на ОПО.
Рис. 1. Доля аварий, происшедших на объектах газораспределения и газопотребления, в общем количестве зарегистрированных аварий на ОПО
Основными причинами возникновения аварий и инцидентов на ОПО газораспределения и газопотребления являются [4, 5]: воздействия внешних факторов, влияющих на безопасность технологических процессов; техническое состояние ОПО; недостаточная проработка планов производства работ; несвоевременное и некачественное обслуживание; неисправность или отсутствие средств обеспечения безопасности; низкая квалификация персонала и др.
В целях предупреждения указанных причин, законодательством [2] предусмотрены: проведение экспертиз и осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности. При этом, эффективность данных методов, зависит от совершенства нормативно-правовой базы, устанавливающей требования к безопасности опасных производственных объектов и их составляющих.
Современные организационные и правовые основы промышленной безопасности заключаются в соблюдении условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, содержащихся в Федеральном зоне № 116-ФЗ [2], других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Существующий подход обеспечения безопасности предполагает обязательное комплексное использование Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» [6] (далее — ФНП) и Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления» [7] (далее — технический регламент) при эксплуатации, техническом перевооружении, ремонте, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.
При этом отличительной чертой ФНП и технического регламента является содержание минимального количества конкретных требований к объектам сетей газораспределения и газопотребления.
Основы технического регулирования, определенные Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [8], вызвали необходимость пересмотра требований нормативных документов, несоответствующих современному уровню научно-технического развития, а также впервые установили принцип добровольного применения документов национальной системы стандартизации в целях обеспечения требований технических регламентов. Также законом [8] предусматривается формирование органом по стандартизации (Росстандартом) перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
В настоящее время, в отношении сетей газораспределения и газопотребления, наряду с СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42–01–2002», разработана целая группа национальных стандартов с общим названием «Системы газораспределительные» (ГОСТ Р 54983–2012, ГОСТ Р 54961–2012, ГОСТ Р 54960–2012, ГОСТ Р 55472–2013, ГОСТ Р 56019–2014 и др.), часть из которых включена в сформированный и утвержденный Росстандартом перечень [9]. Статус неучтенных в перечне стандартов в соответствии с пунктом 4 статьи 16.1 Федерального закона № 184-ФЗ [8] определяется также принципом добровольного применения в целях обеспечения требований технического регламента.
В условиях дефицита специалистов необходимой квалификации, что следует из данных анализа причин аварий и инцидентов [4, 5], переход от обязательного, но привычного исполнения правил к добровольному принятию решений в рамках технического регулирования вызывает большие сомнения в реализации показателей безопасности при эксплуатации ОПО газораспределения и газопотребления. При этом добровольное применение документов системы стандартизации нормативными правовыми актами не определено и, как следствие, не может служить основой при проведении экспертиз и осуществлении надзора в области промышленной безопасности, что снижает эффективность обеспечения безопасности опасных производственных объектов.
Минимизации количества аварий на объектах сетей газораспределения и газопотребления, вероятнее всего, удастся добиться дополнительным введением принципа обязательности исполнения требований отобранных стандартов и сводов правил. При этом реализацию данного принципа, предлагается осуществить последовательно в два этапа:
Этап 1: придание правовой основы принципу обязательности исполнения требований отобранных стандартов и сводов правил или их отдельных частей с целью повышения уровня безопасности объектов сетей газораспределения и газопотребления.
Этап 2: внесение изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» [6], например, раздел I дополнить пунктом 4.1 следующего содержания: «В целях приведения сетей газораспределения и газопотребления в соответствие с требованиями настоящих Правил и других нормативных правовых актов в области промышленной безопасности эксплуатирующая организация проводит комплексное обследование фактического состояния объекта, разрабатывает комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, включая обоснование их безопасности. Для реализации компенсационных мер вносятся изменения в проектную документацию (документацию)».
Таким образом, принятие предложенных мер по совершенствованию требований промышленной безопасности объектов сетей газораспределения и газопотребления сможет служить правовой основой, повышающей эффективность экспертиз и государственного надзора в области промышленной безопасности, что, по нашему мнению, позволит значительно снизить количество аварий и инцидентов в данной области.
Литература:
- Митюрин Д. В. 200 лет использования газа в России / Д. В. Митюрин // Газ России. — 2011. — № 2. — С. 6–8.
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (с изм. от 13 июля 2015 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июня 1997 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
- Информационные ресурсы: [Электронный ресурс] // Межгосударственный совет по промышленной безопасности. — URL: http://www.mspbsng.org/stat_accident/ (Дата обращения: 07.10.2015).
- Волохина А. Т. Анализ аварийности и травматизма на объектах систем газораспределения / А. Т. Волохина и др. // Безопасность труда в промышленности. — 2006. — № 6. — С. 18–23.
- Ребров С. А. Определение основных причин возникновения аварий на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления / С. А. Ребров и др. // Безопасность труда в промышленности. — 2015. — № 9. — С. 62–64.
- Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления: федер. нормы и правила в обл. пром. безопасности: утв. приказом Ростехнадзора от 15 нояб. 2013 г. № 542 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполнит. власти. — 2014. — № 4.
- Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (с изм. от 23 июня 2011 г.): утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 29 окт. 2010 № 870 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 45. — Ст. 5853.
- О техническом регулировании: федер. закон от 27 дек. 2002 г. № 184-ФЗ (с изм. от 13 июля 2015 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 15 дек. 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 18 дек. 2002 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации.–2002. –№ 52. — Ст. 5140.
- Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870: утв. приказом Росстандарта от 03 нояб. 2011 г. № 5214 (с изм. от 22 авг. 2013 г.) // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. — 2011. — № 10.