Молочное скотоводство юга Тюменской области: экономическая эффективность итенденции развития
Каюгина Светлана Михайловна, преподаватель
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
В статье рассматриваются показатели эффективности развития молочного скотоводства юга Тюменской области, а также направления государственной поддержки отрасли.
Ключевые слова: молочное скотоводство, эффективность, Тюменская область, господдержка, отраслевая государственная программа
Обеспечение продовольственного рынка высококачественными и доступными по цене продуктами питания является одной из главных задач, как на уровне государства, так и отдельного региона.
Молоко и молочные продукты среди продуктов питания, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, занимают особое место. По мнению диетологов, они должны составлять 1/3 калорийности суточного рациона. По научно обоснованным нормам на человека в год в среднем требуется молока и молочных продуктов 392 кг.
Сырьевые ресурсы молока в регионе формируются за счет сельскохозяйственных организаций, личных хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Рис. 1. Динамика показателей отрасли молочного скотоводства юга Тюменской области (по всем категориям хозяйств)
Молочное скотоводство для сельскохозяйственных организаций является источником круглогодичного получения доходов, а для хозяйств населения — возможностью дополнительного заработка и самообеспечения важным продуктом питания.
Динамика поголовья коров в регионе на протяжении последних пяти лет имеет тенденцию снижения (см. рис.). Несмотря на устойчивую тенденцию роста молочной продуктивности, объем производства молока с 2010 по 2014 годы сократился на 39 тыс. тонн. Регион почти полностью обеспечивает себя молочными продуктами: производство молока в 2014 году составило 375 кг на человека в год, однако это ниже показателя 2010 года на 52 кг [2]. Надо отметить, что фактическое потребление молочных продуктов существенно ниже.
Основными производителями молока в регионе являются с.-х. предприятия (49,1 %) и личные подсобные хозяйства населения (47,3 %), а на долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится всего 3,6 %.
Как показывает мировой опыт, а также итоги проведенной в нашей стране в начале 90-х годов аграрной реформы, рыночный механизм не способен решать проблемы сельского хозяйства без активной роли государства. Поэтому государственная политика страны и региона в отношении агропродовольственного комплекса должна быть адекватной сложившейся ситуации и направленной на решение проблем, имеющих стратегическое значение для повышения конкурентоспособности входящих в состав АПК отраслей [3].
Одним из главных направлений инвестирования в АПК региона является строительство современных молочных комплексов, благодаря которому значительно повысился технический и технологический уровень животноводства. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» с 2006 года в области введено в эксплуатацию 18 современных молочных комплексов на 19,3 тыс. скотомест, в которых используется оборудование нового поколения, автоматизация и компьютеризация производственных процессов. Наряду с крупными объектами построены современные мини-фермы на 25 и более голов в личных подсобных хозяйствах граждан, введены в эксплуатацию 48 ферм с поголовьем 1300 голов. Наращивается генетический потенциал в молочном животноводстве. Вновь вводимые мощности на комплексах укомплектовываются скотом зарубежной селекции. С 2006 года хозяйствами области приобретено 37,1 тысяч голов зарубежного высокопродуктивного племенного скота молочных пород [1]. В результате наметилась тенденция увеличения продуктивности коров в с.-х. организациях (см. табл.).
Таблица 1
Экономическая эффективность производства молока вс.-х. организациях юга Тюменской области
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2014г. в% к 2010г. |
Поголовье коров на конец года, тыс. гол. |
57,3 |
57,3 |
56,2 |
53,0 |
51,6 |
90,1 |
Производство молока, тыс. тонн |
273,6 |
277,4 |
274,4 |
262,7 |
261,2 |
95,5 |
Продуктивность, кг |
5640 |
5639 |
5572 |
5576 |
5902 |
104,6 |
Рентабельность (с учетом субсидий из бюджета), % |
59,5 |
48,9 |
37,7 |
28,3 |
38,7 |
-20,8 |
В 2014 году рентабельность молока (с учетом субсидий из бюджета) составила 38,7 %, что на 20,8 % ниже уровня 2010 года. Темпы роста закупочных цен на сырое молоко отстают от повышения тарифов на энергоресурсы. К тому же при определении доходности отрасли в расчет берутся только затраты, непосредственно связанные с производством молока, без учета расходов на выращивание молодняка, убытков от реализации мяса КРС по ценам ниже себестоимости. Без государственной поддержки вкладывать средства в развитие молочного животноводства невыгодно, о чем свидетельствует тенденция сокращения поголовья скота в с.-х. организациях области.
Важнейшим звеном в развитии молочного скотоводства остается вопрос воспроизводства дойного стада. Технология производства молока предполагает выбраковки 30–35 % животных в год. Но ремонтного молодняка не хватает. В анализируемом периоде в с.-х. организациях региона выход приплода на 100 коров не превышает 73 головы. Для самообеспечения ремонтным молодняком выход телят должен быть не менее 80. Для формирования новых животноводческих комплексов приходится закупать КРС за рубежом. Но покупка племенного молодняка — удовольствие дорогое, не каждому хозяйству под силу. Осознавая важность мероприятия, правительство области компенсирует 50 % стоимости животных за счет средств местного бюджета [5].
Для того чтобы молочное скотоводство юга Тюменской области было конкурентоспособным необходимо принять меры по повышению эффективности отрасли:
увеличить долю производства молока на промышленных комплексах за счет реализации новых инвестиционных проектов и реконструкции действующих ферм;
оптимизировать себестоимость производства молока за счёт повышения эффективности кормового поля: увеличения производства белковых кормов, внедрения прогрессивных технологий кормопроизводства;
повысить показатели воспроизводства маточного стада до 80–85 телят на 100 коров;
увеличить объемы производства товарного молока в личных подсобных хозяйствах в рамках реализации программы самозанятости населения, в результате строительства семейных мини-ферм.
На решение поставленных перед отраслью молочного скотоводства задач направлена отраслевая государственная программа Тюменской области, которая сформирована в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы [1].
В рамках государственной программы в 2016–2018 годах 13 млрд. рублей направят из бюджета Тюменской области на поддержку агропромышленного комплекса [7]. Без учета средств федерального бюджета в 2016 году на поддержку сельского хозяйства выделят 4 млрд. 739 млн. рублей. Это несколько выше уровня 2015 года. По-прежнему в качестве приоритетного направления господдержки определяется животноводство. За три года на его развитие планируется направить 4 млрд. рублей. Из них 1 млрд. 350 млн. выделят в 2016 году. Сохранятся существующие виды субсидирования, преимущественно субсидии на молоко.
С целью комплектования животноводческих комплексов, построенных при государственной поддержке, 227 млн. рублей планируется направить на субсидирование расходов на приобретение племенных животных. На техническое перевооружение животноводства и развитие материальной базы планируется направить 736 млн. рублей, из них в 2016–245 млн. рублей.
1 млрд. 800 млн. в предстоящем трехлетнем цикле планируется направить на субсидирование процентных ставок по банковским кредитам. Для более активного вовлечения личных подворий в процесс производства с 2016 года планируется вести дополнительные меры поддержки. Предлагается увеличить до 122 млн. руб. ежегодный объем субсидий для возмещения кооперативам затрат на заготовку картофеля и овощей от населения, закуп молока и мяса.
С 2016 года 15,5 млн. рублей будут выделять ежегодно на укрепление материально-технической базы потребительских кооперативов. Для стимулирования граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, предусматриваются дополнительные меры поддержки тех хозяйств, в которых содержится более пяти голов крупного рогатого скота молочных пород. В течение 2016 года эти меры будут опробованы в пяти пилотных муниципальных районах Тюменской области [7].
Таким образом, государственная поддержка молочного скотоводства — важный фактор повышения эффективности отрасли. Она стимулирует инвестиционную привлекательность региона, ускоряет срок окупаемости инвестиционных проектов, который при сегодняшних ценовых соотношениях на молоко и закупаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями материальные ресурсы в среднем превышает 10 лет. Поэтому, если бюджетные ресурсы позволяют, нужно инвестировать и инвестировать в тех людей, которые готовы заниматься молочным животноводством [3].
Литература:
- Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013–2020 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/programs/program.htm?id=1152@egTargetGrant (дата обращения 5.11.2015)
- Животноводство в Тюменской области (2010–2014): Стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Т., 2015. — 300с.
- Зверева Г. П. Государственная поддержка молочного скотоводства в Орловской области [Текст] / Г. П. Зверева, И. И. Захарова // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 31–33.
- Каюгина С. М. Государственная поддержка АПК юга Тюменской области [Текст] / С. М. Каюгина // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 412–415.
- Поддубная Е. Коровы с хорошими генами спасут тюменское животноводство [Текст] / Е. Поддубная // Нивы Зауралья. — 2014. — № 5(116). — С.32–33.
- Статистический ежегодник: Стат. сб. Тюменская область (Т. II) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Т., 2015. — 316с.: ил.
- Тюменский агропром получит серьезную бюджетную поддержку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vsluh.ru/news/politics/299765 (дата обращения 13.11.2015)