Формирование у учащегося навыка самостоятельного приобретения знаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 05.12.2015

Статья просмотрена: 1368 раз

Библиографическое описание:

Костина, О. В. Формирование у учащегося навыка самостоятельного приобретения знаний / О. В. Костина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 977-979. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24169/ (дата обращения: 05.12.2024).

 

Сегодня государство определило путь, который позволит России стать конкурентным обществом в современном мире и обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь — модернизация и инновационное развитие. Очевидно, для успешного преодоления этого пути важна инициативная личность. А что значит быть инициативным? Это значит: способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, уметь планировать свои действия для правильного выбора профессионального пути, быть готовым к обучению в течение всей жизни.Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи. Именно школа фактически является важным элементом в этом процессе, так как здесь создается среда для развития личности ребенка, с его укладом и установкой на будущее.

Действия государства очевидны и имеют свое отражение в главном стратегическом документе развития образования — национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». А достижения такого качественно нового результата есть внедрение ФГОС второго поколения.

Но разработать документ это одно, а вот реализация и планирования действий для достижения поставленной цели — задача не из легких. И каждый учитель понимает, что всё это «новшество» ложится на его плечи.

Переходя на новое образование, учитель утопает в информации о том, что он «должен», о том какие у него новые права и обязанности, о новых формах проведения уроков и о новых технологиях, которые необходимо применять сегодня. «Современный учитель должен не учить, а помогать учиться ребенку, направлять его. Учитель «новой школы» — это наставник, консультант и руководитель проектов. Учитель должен создать на уроках такую учебную среду и атмосферу, которая обеспечит достижение новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом от ученика требуется не столько внимательно слушать учителя, сколько осваивать знания и умения в деятельности». [2, с.5]

Среди многообразия требований, к результатам освоения программы, задач, которые заложены в стандарте, хочется остановиться на учебно-познавательной задаче, направленной на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний. [6, с.7]

В определениях «навык», «самостоятельность», «интеграция знаний» несложно разобраться, достаточно открыть словари, но как совместить эти разносторонние понятия, внедрить их в учебный процесс и прийти к наилучшему результату?

Все зависит от главного действующего лица — учителя. Как он построит свою деятельность на уроках? Какие технологии применит? Какими личностными качествами он обладает? И, наконец, насколько он, учитель, заинтересован в результате?

Формирование навыка самостоятельного приобретения знаний, применение приобретённых знаний, а также их интеграция с другими дисциплинами находит свое отражение в ситуационной задаче.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание, а зачастую знание нескольких учебных предметов. Кроме того эта задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, которые формируется таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ. [4, с 4]

Пример ситуационной задачи:

 

Величайшее здание мира

Высочайшее здание мира — небоскреб Burj Khalifa в Дубае (829,8 м) - в декабре предлагает туристам получить новые впечатления, встречая рассвет на высоте птичьего полета. Теперь по выходным дням на смотровую площадку At the Top, расположенную на 124-м уровне здания, можно попасть с 5:30 до 8:00.

Всего предусмотрены три утренние сессии с интервалом в 30 минут.

Площадка AttheTop находится на высоте 452 метра, с нее открывается вид на 360 градусов.

Недавно в Burj Khalifa открылась еще одна смотровая площадка, ставшая самой высокой в мире, — At the Top Sky. Она находится на 148 уровне небоскреба, на высоте 555 метров. (Туристический портал travel 365.ru, от 3.12.14.)

Задания:

Как известно, с увеличением высоты, давление воздуха понижается.

  1.                Рассчитайте на основании данных, на какой из двух смотровых площадок будут лучше чувствовать себя туристы.
  2.                Объясните причину того, что давление уменьшается с увеличением высоты подъема.
  3.                Оцените значимость изменения давление для организма человека?
  4.                Какой группе туристов посчастливится увидеть восход? Предложите в виде таблицы критерии «восхода», «рассвета».

Для решения данной задачи, необходимо интегрировать знание по таким дисциплинам, как география, биология, медицина, астрономия. Более того, необходим самостоятельный поиск информации между такими понятиями «рассвет», «восход», иметь представление об их различии. Необходимо уметь «объяснять», «оценивать», «рассчитывать», «выдвигать гипотезы» — всё это ведет к поиску новых знаний, новых методов и путей решения данной проблемы.

Алгоритм по приобретению навыка самостоятельности учащихся с помощью ситуационных задач.

  1.                Внимательно познакомиться с текстом задачи;
  2.                Определить (практическую, теоретическую) значимость информации из текста: мотив ее решения;
  3.                Смоделировать (абстрагировать) ситуацию из текста;
  4.                Определить основные понятия и их содержание (слова — ключи) в тексте;
  5.                Выяснить, из каких областей необходимы знания для решения данной задачи;
  6.                Определиться с источниками информации;
  7.                Сопоставить действительное с содержанием текста и выдвинуть гипотезу;
  8.                Записать свои выводы с пояснениями.

Таким образом, используя ситуационные задачи, учитель мотивирует ученика на поэтапное овладения новых знаний, которые ученик сам «добывает» в результате ее решения.

Решение ситуационных задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности ученика, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровню функциональной грамотности, что приведет его к способности мыслить шире, ориентироваться в проблемах современной жизни и, соответственно, находить оптимальные пути решения: инновационно.

 

Литература:

 

  1.                Крысанова О. А. Инновационные аспекты научно-методической деятельности учителя физики: монография. Самара: «Самарский университет», 2010. 120 с.
  2.                Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед.ВУЗов. М.: АРКТИ, 2005. 5 с.
  3.                Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения/ авт.-сост. А. В. Виневская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 16–17 с.
  4.                Сборник ситуационных задач: практикум/ отв. Ред. О. А. Крысанова.- Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. 4–5 с.
  5.                Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2013. 26 с.
  6.                Физика. Планируемые результаты. Система заданий: пособие для учителей общеобразовательных организаций; под ред. С. Г. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2014. 7 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, ситуационная задача, знание, решение, смотровая площадка, ученик, учитель.


Задать вопрос