Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности
В. А. Сухомлинский
Об обучающихся возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре раскрываются порой неожиданно способности ребенка.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
Учитель очень часто использует игровой метод обучения на уроках иностранного языка. Конечно, работать только с использованием игрового метода невозможно, потому что обучение потеряет свой основной смысл. На своих уроках я сочетаю игровой метод с другими методами обучения.
Обучение младших школьников иностранному языку носит подготовительный характер для последующего этапа обучения и строится на практической, развивающей и воспитательной целях. Для реализации этих целей необходимо использовать разные приёмы, методы, направленные на активизацию деятельности ребёнка.
В современной методике существует несколько классификаций педагогических игр.
Самыми известными из них являются следующие:
1) по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные;
2) по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические;
3) по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации;
4) по игровой среде: с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО.
В своей работе в начальных классах, я использую много игр и игровых ситуаций, которые, в зависимости от поставленных задач, можно разделить на несколько видов:
1) игры на автоматизацию грамматических навыков;
2) игры на усвоение изученной лексики;
3) игры для развития навыков говорения и аудирования.
Необходимо подбирать такие задания, которые создают определенную языковую среду и нравятся детям. Необходимо создать атмосферу творчества в классе, помочь преодолеть языковую неуверенность, создать мотивацию. Продуктивность использования игровых ситуаций на уроках иностранного языка очевидна. Используя определенные наглядные материалы необходимо превратить обычную ситуацию в игровую путем постановки коммуникативно- игровой задачи. Например, волшебный островок, на котором можно очутиться, давая правильные ответы. Можно нарисовать такой островок мелом на полу класса. Каждый ребёнок постарается дать правильный ответ, чтобы попасть на волшебный островок.
Работая по УМК «FORWARD» во втором классе и наблюдая результаты обучения детей английскому языку, я столкнулась и с трудностями в запоминании детьми английского алфавита.
Использование на уроках иностранного языка приёмов социо-игровой методики способствует реализации трёх целей: погружает детей в игровую атмосферу, делает урок более интересным и развивает у детей внимание, память и мышление.
- Развитию фантазии и памяти способствует игра «Угадай букву».
Учитель, повернувшись спиной к классу, пишет буквы рукой в воздухе.
Дети угадывают букву и записывают её в тетрадь. Проверяем написанное.
- Использование игры «Найди букву», развивает абстрактное мышление. Перед началом урока учитель прячет букву в классе. Дети отыскивают знакомую букву, называют её и записывают.
- Игра «Узнай букву» развивает воображение и абстрактное мышление.На доске находятся изученные буквы. Какая-то часть буквы закрыта. Дети должны узнать букву.
- «Я знаю 5 английских букв».
Первый играющий выходит на середину класса с мячом и произносит: «Iknow 5 Englishletters: Aa-one, Dd-two, Ee-three,Jj-four, Nn-five». Нельзя называть буквы в алфавитном порядке.
- Игра «Назови букву».
Все дети встают в круг и бросают друг другу мяч, называя букву. Нельзя повторять буквы. Тот, кто не назвал букву выбывает из игры.
- Игра «Короткий алфавит».
Играют поочередно. Учитель называет букву,а ученик продолжает проговаривать алфавит, начиная с буквы, которую назвал учитель.
- Игра «Расскажи алфавит, не называя гласные».
Дети рассказывают алфавит, не называя гласные буквы. Они заменяют гласную хлопком в ладоши.
- Игра «Отгадай букву».
На столе учителя стоит коробка с пластмассовыми буквами. Ученик подходит к столу учителя, закрывает глаза, берёт букву и на ощупь угадывает её.
- Игра «Запомни буквы». На доске -10–12 карточек с буквами. Ученики в течение 1 минуты смотрят на буквы и запоминают их. Учитель закрывает буквы на доске, ученики пишут те буквы, которые запомнили.
- Игра «Кто больше?»
Дети в течение одной минуты пишут буквы.
Победит тот, кто напишет правильно большее количество букв.
- Игра «Допиши букву».
Учитель пишет на доске элемент буквы, ученики записывают в тетрадях все буквы, в которых этот элемент может быть.
- Игра «Назови букву».
Учащимся предлагается быстро просмотреть список слов (слова должны быть знакомы), а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.
- Игра «Вставь букву».
Образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
- Игра «Удачная рыбалка».
Карточки с буквами лежат на столе учителя, ученики подходят и по очереди берут любую карточку. Их задача — назвать букву правильно и слово, которое начинается с этой буквы.
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15–20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3–5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.
Одну и ту же игру можно использовать на разных этапах урока.
Все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей, но необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность общения учителя с учащимися, возникающая благодаря общей игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций, так как урок иностранного языка — это не только игра. Использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе нравственное начало, ибо делает труд радостным, творческим и коллективным.
Цель игрового метода обучения — способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения — могут быть проявлены во время проведения игр.
Зная природу игры и учитывая ее роль в развитии младших школьников, учитель понимает, какие богатые обучающие возможности имеет игровая деятельность. Педагог использует игры для решения серьезных учебных задач, а для детей игра — это увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий — всё это даёт возможность учащимся преодолеть боязнь сделать ошибку. Возникает чувство удовлетворения — оказывается, у каждого получается говорить на иностранном языке.
В заключение мне бы хотелось сказать, игры оживляют уроки иностранного языка, вызывают огромный интерес у учащихся. Они способствуют овладению языком в увлекательной форме, развивают память, воображение, внимание, быстроту реакции и доставляют детям радость. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, способствуют формированию положительных личных качеств учащихся, обеспечивает сохранение на высоком уровне мотивации к учению.
Литература:
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранного языка. Пособие для учителя.- М. АРКТИ, 2000
- Н.А Кулясова «Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка»- Москва «Вако»,2010.
- Л. В. Калинина «Предметная неделя английского языка в школе»- Ростов на Дону: «Феникс»,2005.
- Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова — М.: Просвещение, 2005.
- В. Г. Миронова «Открытые уроки и праздники на английском языке»- Ростов на Дону: «Феникс»,2006.
- В. Г. Миронова «Английский язык для начальной школы»- Ростов на Дону: «Феникс»,2009.
- М Ф. Стронин «Обучающие игры на уроке английского языка» М, 1981 г