Компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и рынком труда, определяемым экономической конъюнктурой и конкретными интересамиработодателей.
Компетенции — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей.
Осуществление и совершенствование профессионального обучения на компетентностной основе способствует качественной подготовке медицинских сестер.
Ключевые слова: компетенция, ключевые компетенции, компетентность, компетентностный подход, реформирование системы образования, профессиональные компетенции медсестер, подготовка медицинских сестер на компетентностной основе, профессиональная деятельность медицинских сестер.
Compensative approach reeves as the most important link rink unit between educational process and practice, which defines economic requirement and concrete interest of work markers.
Competcuceis an expercfed and measurable acliemeuts of graduates which dewousfrates their leno ledge, ekills and abilities.
Realization and perfection of professional educatiouon the base of competence promotes qualitative degree of medical nurses training.
Key words Competence, key competence, competent, competent approach, educational system reform, professional competence, nurses training, on the competes base, professional activity of medical nurses.
Коренные социально-экономические преобразования во всех сферах жизни: в политике, экономике, финансовой системе и других, которые произошли в конце ХХ — начале ХХI вв. в Кыргызской Республике, выдвинули на первый план проблему реформирования системы образования Кыргызстана на компетентностной основе.
В настоящее время в системе образования Кыргызстана идет переход от квалификационной модели специалиста к компетентностной, т. е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности. Проблема подготовки компетентных кадров отмечена в Стратегии развития образования Кыргызской Республики на 2011–2020 гг.
Реформирование системы образования на компетентностной основе направлено на подготовку компетентных кадров.
В Докладе ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» (1997) так определяется компетенция: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая, с их точки зрения, слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетенция, которая рассматривается как своего рода набор навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова..., социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» [4. 40].
Компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней профессионального образования. Язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования. Ориентация стандартов, образовательных программ на результаты образования делают квалификации сравнимыми и прозрачными. Результаты образования, выраженные на языке компетенций — это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций [3]. Другими словами, результаты образования — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении всей или части образовательной программы.
Компетенция как категория призвана обеспечить системную интеграцию образования, выразить собой рост системно-социального (системно-профессионального) качества выпускника вуза и спуза.
Компетенции включают в себе овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по программе среднего образования, сотрудничество в этом вопросе с коллегами и профессиональной средой.
Компетентность — обобщенные способность личности к решению жизненных и профессиональных задач, это качество владения профессией, способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения.
«Компетентность — это знания, умения, навыки и приемы их реализации в сфере деятельности» (Л. Митина) или «способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям» (В. Веснин) [1].
В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией [2].
Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода — создание жизненно важных для индивида ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции, так как сегодня, в условиях демократического общества и рыночных отношений, обществу нужен специалист с высоким уровнем профессионального самоопределения, обладающий системой профессионально значимых ценностных ориентаций, высокой мотивацией своей деятельности, умеющий принимать нестандартные решения в сложнейших жизненных и производственных ситуациях.
Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания того, что студент будет знать и уметь «на выходе».
Подготовку кадров среднего звена медицинского профиля в Кыргызской Республике осуществляют 11 организаций среднего профессионального образования, 4 из которых являются структурными подразделениями высших учебных заведений.
Особую актуальность приобретает проблема качественной подготовки будущих медицинских сестер на основе компетентностного подхода, где будущие медсестры получают специальную медицинскую подготовку, необходимую для работы в условиях технического развития медицины, с учетом современных требований подготовки специалистов среднего уровня.
В профессиональную деятельность медсестер входит участие в лечебно-диагностических, реабилитационных (восстановление) мероприятиях совместно с врачом при работе в больницах, клиниках, госпиталях, поликлиниках, диспансерах, профилакториях, центрах реабилитации, МЧС, осуществление и организация сестринского ухода в стационаре и на дому, оказание неотложной доврачебной медицинской помощи пациентам при острых заболеваниях и несчастных случаях, оказание помощи населению в экстремальных условиях, деятельность, направленная на облегчение страданий пациента.
Деятельность медицинской сестры направлена на оказание помощи отдельным лицам, семьям и группам населения и включает:
сохранение и укрепление здоровья;
профилактику заболеваний;
обеспечение ухода, облегчение страданий больного,
реабилитацию.
Профессиональная деятельность медсестер отличается полифункциональностью (участие в лечебно-диагностических, реабилитационных (восстановление) мероприятиях совместно с врачом при работе в больницах, клиниках, госпиталях, поликлиниках, диспансерах, профилакториях, центрах реабилитации), многоаспектностью выполняемых функций (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваний, обеспечение ухода, облегчение страданий больного, реабилитация), поэтому в профессиональной подготовке медсестер важным является личностное развитие, особенно стимулирование профессиональной мотивации.
Сегодня медицинская сестра должна обладать следующими профессиональными и личностными качествами: обладание навыками и умениями, необходимыми для профессиональной деятельности, развитие профессионального мышления, коммуникативные умения, потребность к самообразованию и самовоспитанию, развитие организационных навыков.
Профессиональные компетенции медицинских сестер включают:
- личностные компетенции специалиста, т. е. его личностные качества:
милосердие,
терпимость к пациенту,
гуманность,
аккуратность,
точность,
ответственность,
дисциплинированность,
сострадание,
отсутствие страха и др.
Развитие образования на компетентностной основе предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на его личность, на его познавательные и созидательные способности, на профессиональное самоопределение. Поэтому современные условия профессиональной подготовки специалистов требуют от студентов именно в годы обучения в спузе осознать свое положение, определить свое будущее как профессионал и личность, и соответственно своей жизненной цели, организовывать свое развитие и самоактуализацию как личность.
Формирование будущих медицинских сестер — это процесс становления (развития) личности под воздействием различных факторов (социальная среда, обучение и воспитание и др.). Следовательно, профессионально-личностное формирование будущих медицинских сестер — это процесс становления (развития) профессиональных и личностных качеств, совокупность которых определяет готовность к профессиональной деятельности. В соответствии с новыми общественными потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития личности медицинских сестер.
Личность — это активная фигура, которая способна выступить со своими идеями, целями, затем умением их реализовать, принося тем самым пользу и себе, и окружающим людям. Например, к личности медицинской сестры предъявляются высокие профессиональные требования, в том числе к ее поведению:быть опрятно одетой,расположить пациента к себе, успокоить, объяснить ход предстоящей процедуры, приободрить, похвалить пациента за выдержку и терпение во время процедуры,уверенно проводить все манипуляции, точно соблюдать назначенное время для проведения процедур и др.
Спузовское образование требует от студента целенаправленной, систематической, планомерной, последовательной работы на всех этапах обучения.
Качественная подготовка специалистов в спузе начинается с первых же дней поступления студента в спуз. На первых же занятиях знакомя студентов со спецификой их будущей профессии, преподаватели начинают психологически готовить их к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, вырабатывают установки на самообразование и самосовершенствование. В учебно-воспитательном процессе необходимо формировать у студентов положительную мотивацию к будущей профессии (интерес, склонности к ней), стремление совершенствовать свою квалификацию.
В учебно-воспитательном процессе в медицинском колледже необходимо формировать у студентов положительное отношение к будущей профессии (интерес, склонности к ней), стремление совершенствовать свою квалификацию и удовлетворять духовные потребности (занимаясь умственным трудом в сфере избранной профессии), развивать идеалы, взгляды, убеждения, представления о престиже профессии.
Положительное отношение к профессии начинается с возникновения профессиональных интересов. Оно достигается путем разъяснения целей и значимости избранной профессии, с помощью различных способов воздействия на сознание студентов. Знакомя студентов со спецификой их будущей профессии, преподаватели начинают психологически готовить их к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, вырабатывают установки на самообразование и самосовершенствование.
Мотивационно-ценностная сфера личности (потребности, установки, ценности и др.) лежит в основе учебной деятельности студентов. Это положение относится ко всем этапам системы обучения, но особую значимость оно приобретает именно по отношению к обучению студентов. Объясняется это тем, что студент, как самостоятельный субъект деятельности, сам должен определить цели своего учения, выбрать его формы, способы, методы, средства и оценить успешность своих достижений.
Формирование у будущих медсестер положительного отношения к будущей профессии способствует стремлению совершенствовать свою квалификацию, повышать представления о престиже профессии, способствовать формированию у них общих и профессиональных компетенции.
Усвоение студентом профессиональных знаний, умений, навыков и учений — процесс приобретения и закрепления им способов учебной деятельности — протекает при постоянном самоконтроле.
В. Д. Шадриков в психологическую схему деятельности включает мотивы, цели, программы, информационную основу, принятие решений, подсистему профессионально важных качеств [5, 97–112].
В исследованиях И. С. Якиманской особое значение приобретает формирование учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением [6, 134].
Студент, осознающий предстоящие перед ним цели и задачи, становится субъектом собственной деятельности. Для того чтобы достичь желаемой цели, индивид выбирает наиболее значимые условия, соответствующие предстоящей задаче,
Процесс обучения в спузе предполагает включение студентов в систему общественных отношений и усвоение ими социальных ценностей. Специфические особенности обучения в спузе помогают формированию у студентов собственной жизненной позиции, расширению контактов с другими людьми.
Современные условия требуют от студентов именно в годы обучения в СПУЗЕ осознать свое положение, определить свое будущее как профессионал и личность, и, соответственно своей жизненной цели организовывать свое развитие и самоактуализацию как личность.Ведь именно от жизненных позиций и общественной активности студентов начинается свой отсчет эпохи качественных преобразований в нашем обществе. Ценность специалиста складывается не из того, какой объем информации он выучил и запомнил, а из его личностного развития. В условиях глоболизации и информационных технологий активная позиция студента по отношению к своей личности, к своей будущей профессиональной деятельности является важнейшим моблизирующим фактором для саморазвития.
Выводы
- В подготовке медицинских сестер особое место занимает формирование профессиональных умений и навыков, от которых зависит практическая работа медсестер.
- Осуществление и совершенствование профессионального обучения на компетентностной основе способствуют качественной подготовке медицинских сестер к практической деятельности.
- Формирование навыков и умений, личностных профессиональных качеств является главным в компетентностном подходе образования.
- При компетентностном подходе к подготовке медсестер для формирования у них профессиональных компетенций занятия должны иметь четко выраженную практическую направленность и отражать особенности сестринского процесса.
Литература:
- Митина Л. М. Психология профессионального развития. — М., 1998.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М., 2002.
- Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 3–13.
- Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. [Текст] / В. Д. Шадриков — М.: Наука, 1982. — 185 с.
- Якиманская И. С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления. / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1989. — 224 с.