В данной статье обосновывается актуальность и эффективность применения веб-страницы учителя на уроках в начальной школе как платформы для организации смешанного обучения. Раскрываются такие вопросы как: Как организовать образовательный процесс в мире электронной информации? Какие методы и формы организации деятельности обучающихся можно применить при использовании веб-страницы в образовательном процессе? Что может содержать веб-страница?
Ключевые слова: веб-страница учителя, смешанное обучение, образовательный процесс.
В настоящее время практически каждый ученик, в том числе, ученик начальных классов, обладает навыками обращения с Интернет-ресурсами, другими электронными пособиями и технологиями. Поэтому школа активно включается в процесс компьютеризации и широкого использования электронного обучения в образовании и развитии детей.
Системный подход в организации образовательного процесса, выражающийся в сочетании очного и электронного обучения, называется смешанным обучением. Данная технология совмещает в себе лучшие аспекты и преимущества преподавания в школе в очном режиме и представляет собой смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. [2]
Как организовать образовательный процесс в мире электронной информации?
Один из ее вариантов — веб-страница учителя.
Веб-страница — это информационно-компьютерный проект, виртуальная площадка учебных практик по предмету, средство организации образовательного процесса, это инновационный образовательный продукт, который позволяет учителю организовать виртуальное учебно-воспитательное пространство, управлять им. Создав веб-страницу, учитель получает собственное информационное поле, на котором начинает выстраивать свою образовательную стратегию. Преимущество использования веб-страницы в образовательном процессе заключается в том, что ее можно использовать без подключения к сети Интернет. [1]
Актуальность веб-страницыопределяется необходимостью создания современной образовательной среды с широкими возможностями, организации управления системы смешанного обучения в школе. Появление у учителя собственного веб-ресурса уже само по себе является хорошим стимулом для повышения мотивации учащихся и повышения авторитета учителя в отношении к нему родителей, что имеет в настоящее время немаловажное значение. Эффективность и практическая значимостьданной платформы заключаются в систематизации и рациональной подаче всего учебного материала, перспективной наглядности, доступности ресурсов, что помогает оптимально регулировать учебный процесс. Целевое назначение площадки — обеспечение обучающихся электронными образовательными материалами для самостоятельной работы в любое время. Таким образом, при правильном развитии данный ресурс может помочь учителю наладить контакт со своими подопечными. [5]
Использование веб-страницы может заключаться в улучшении образовательного процесса путем использования его отдельных элементов (интерактивных учебных пособий, в том числе очень популярных в последнее время электронных тестовых заданий). На основе авторской веб-страницы учитель сам может создать виртуальное учебное пособие. Систематизированное облако информации на веб-странице учителя выступает как средство организации обучения. Регулируя данный процесс и определяя поле деятельности каждого ученика, учитель персонифицирует процесс обучения, выстраивает индивидуальную траекторию развития ученика. Веб-страница становится средством достижения поставленных целей и задач. Если страница будет интерактивной, то можно говорить о возможности управления образовательным процессом, а интерактивности можно добиться, установив форму обратной связи.
Какие методы и формы организации деятельности обучающихся можно применить при использовании веб-страницы в образовательном процессе? Это:
фронтальная или индивидуальная аудиторная работа под руководством преподавателя;
самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа (групповая, индивидуальная);
контрольные мероприятия (опрос, тестирование). [4]
Персональную веб-страницу педагога также можно эффективно использовать при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам. Размещение для учеников оригинальных и занимательных задач, логических головоломок, тренажеров способствует повышению интереса к учебе. Любознательность и интерес влекут прочное усвоение и запоминание новых знаний.
Что может содержать веб-страница?
Данный сетевой ресурсможет содержать:
Однако надо помнить, что все вышесказанное является только частью многогранного и многоликого процесса обучения детей и должно проходить в рамках здоровьесбережения.
Если создать сайт с учётом сложившейся системы работы учителя и эффективно использовать его возможности в образовательном процессе, то можно добиться:
эффективной организации труда учителя и учащихся, т. к. он помогает организовать работу учащихся как на уроке в школе, так и при выполнении домашнего задания;
интеграции педагогических и компьютерных технологий;
повышения интереса к предмету и к обучению в целом;
формирования ИКТ-компетенции, т. к. ученик учится ориентироваться в разных видах программного обеспечения, в сервисах, которые довольно быстро обновляются и улучшаются;
экономии времени. [3]
Наполняя веб-страницу учебным материалом, учитель познаёт новые программы и технологии для работы с текстом (MsWord), таблицами (MsExcel), презентациями (PowerPoint), анимацией (AdobeFlash).
Управляя систематизированной информацией на личной веб-странице, легко реализовывать разные модели смешанного обучения, эффективно организовывая образовательный процесс.
Таким образом, веб-страница учителя начальных классов является хорошей методической копилкой, которая позволяет грамотно организовывать учебный процесс, а также формировать компьютерную грамотность младших школьников.
Рассмотрим разработку веб-страницы на конкретном примере.
Урок: Информатика
Тема: Кодирование и шифрование данных.
Этапы создания веб-страницы по данной теме:
1-й этап — сначала следует подобрать и разработать материалы, которые учитель сможет использовать на уроке. Для этого следует:
подобрать и проанализировать педагогическую литературу по теме, рассмотреть учебники, рекомендованные ФГОС;
разработать конспект урока по теме и презентацию;
подобрать и разработать ребусы и загадки;
разработать контрольные вопросы, кроссворд, электронные тесты для оценки знаний и умений учащихся по теме.
2-й этап — далее, для удобства организации учебного пространства, все материалы следует разместить в одну папку.
3-й этап — теперь в программе Microsoft Word нужно оформить веб-страницу и с помощью гиперссылок сделать ссылки на разработанные материалы.
4-й этап — сохранить документ Microsoft Word как веб-страницу.
Веб-страница готова к использованию!
В качестве общего вывода отметим, что веб-страница учителя является отражением современной реальности, для которой характерна поистине глобальная компьютеризация. Современным детям нужны современно образованные педагоги. Поэтому личная веб-страница учителя — отличная возможность оптимально реализовать задачи смешанного обучения, соответствует требованиям ФГОС по целевым установкам к новому образованию и ИКТ-компетентности участников учебного процесса.
Литература:
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие/ сост. Г. С. Итпекова, Р. А. Козлитин, А. Н. Таскин — Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катонова», 2010. — 112 с.
- Теория и методика обучения информатике: учебник / [М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М. И. Рагулина и др.]; под ред. М. П. Лапчик — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 592 с.
- Калашникова Н. И. Создание персонального сайта учителя физики с учетом сложившейся системы работы и исследование возможностей для совершенствования организации образовательного процесса посредством его использования // [Электронный ресурс: http://nika-fizika.narod.ru/31_12.htm]
- Что такое образовательный сайт? // [Электронный ресурс: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=2217&showentry=18691]
- Пурикова М. Н. Личный сайт учителя как платформа // [Электронный ресурс: http://www.ug.ru/method_article/877]