Ключевые слова: линейный диспетчер, нарушение расписания, наполняемость салона.
Система управления пассажирским транспортом должна обеспечивать доступное и эффективное транспортное обслуживание населения. Местные органы власти всегда регулировали и в большинстве населенных пунктов продолжают контролировать пассажирские перевозки. Процесс приватизации, протекавший в 90-х годах, привёл к тому, что была ликвидирована монополия государства на управление транспортной отраслью. В результате проводимых реформ автотранспортные предприятия были переданы в собственность муниципалитетов, либо в частные руки. Эта передача была зачастую выполнена без контроля финансирования. И без учета совмещения интересов перевозчиков, муниципалитета и пассажиров. Маршрутные такси, появившиеся в 2000-х годах, были призваны обеспечивать перевозки с небольшими, но устойчивыми пассажиропотоками в городах и сельской местности. Но на сегодняшний день существует множество проблем организацией перевозочного процесса. Качество транспортного обслуживания населения находится на невысоком уровне. Под качеством транспортного обслуживания понимается количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств транспортной услуги, составляющих ее качество в соответствии с установленными требованиями и стандартами. Показатели качества транспортного обслуживания пассажиров: своевременность перевозок, комфортабельность поездки, безопасность движения, удобство расписания движения автобусов, информативность пассажиров, обслуживание пассажиров в пунктах отправления и прибытия.
Во многих городах бесконтрольная работа частных перевозчиков сводится к «гонкам за пассажиром». Кроме того, частные перевозчики предпочитают работать на выгодных маршрутах, при этом нарушая расписание движения с целью большей наполняемости.
Рассмотрим ситуацию с организацией пассажирских перевозок, которая складывается в малых городах при обеспечение пригородных перевозок на примере маршрутов по направлению Дубовка-Волгоград.
С 2014 года все сельские и пригородные маршруты Дубовского района обслуживает частный перевозчик — ИП «Молоканов С. В.» [1]. За 2014 год показатели предприятия были намного лучше и перевозки по всем пригородным и сельским маршрутам осуществлялись с соблюдением расписания. Но в сложившейся экономической ситуации пассажиропотоки и доходы предприятия стали снижаться. С 1 января 2015 года было сокращено количество рейсов на маршрутах № 124Б и № 100. По маршруту № 100 «г. Дубовка (АС) — г. Волгоград (АВ)» из 26 рейсов в день теперь функционирует всего 16. По маршруту 124Б «Дубовка (АС) — г. Волгоград (ВГТЗ)» рейсы были сокращены с 136 до 92 .
Регулярность выполнения перевозок позволяет четко выполнять заданное расписание движения ПС на обслуживаемых маршрутах. Если в 2014 году маршрутные такси отправлялись строго по расписанию не зависимо от наполнения салона (см рис. 1) то в этом году ситуация сильно изменилась (см рис. 2).
Рис. 1. Время отправления и наполняемость салона автобуса в 2014 г. наблюдение за один день
Рис. 2. Время отправления и наполняемость салона автобуса в 2015 г. наблюдение за один день
Из рисунка 2 видно, что водители нарушают время отправления во время спада пассажиропотока с целью увеличения наполняемости салона. Так же из-за небольшого пассажиропотока вечером многие микроавтобусы сходят на последнем рейсе, чаще всего это случается в середине недели. Результаты, представленные на рисунке 2 были собраны в среду на маршруте № 124Б отправление из г. Дубовка. Во время наблюдения 7 автобусов отправились на линию с нарушением времени отправления и два рейса совсем не были осуществлены.
Одной из важных задач системы диспетчерского управления являются обеспечение регулярности движения подвижного состава на маршрутах.
Движение является регулярным, если транспортное средство своевременно отправляется, и вовремя прибывает, а также интервалы на всех остановочных пунктах соблюдается в соответствие с расписанием.
В отсутствие линейных диспетчерских центров все выполненные рейсы считаются регулярными, невыполнение рейса фиксируется только в случае схода автобуса с маршрута по технической неисправности или из-за ДТП. Невыполнение рейсов из-за злоупотреблений водителей зафиксировать трудно. При наличии линейных диспетчерских центров можно контролировать выполнение и регулярность рейсов.
При обслуживании пассажиров необходимо соблюдать точность и регулярность движения автобусов. Регулярность и точность движения обеспечивается: организацией диспетчерского управления и систематического контроля за движением каждого транспортного средства на маршруте; введением контроля и учета за каждым рейсом, на конечных и промежуточных остановочных пунктах; использованием для управления движения технических средств связи; реализацией графиков движения для каждого транспортного средства, в котором водителю задается не только отправление и прибытие, но и время прохождения промежуточных остановок.
Функциями линейной диспетчеризации являются:
контроль над соответствием фактического времени движения каждого транспортного средства, согласно расписанию;
регулирование движения, если фактическое движение ТС откланяется от времени установленного в расписании, при изменениях условий движения, условий перевозок и распределения пассажиропотоков на маршрутах в различные периоды суток;
восстановление нарушенного движения на линии или выбытие ТС по техническим или другим причинам;
подготовка ежедневных отчетов по выполнению дневного плана перевозок.
Диспетчерское руководство на предприятии частично возложено на механика. Он выполняет внутрипарковую диспетчеризацию. Линейного диспетчера на предприятии нет. Контроль за соблюдением фактического времени движения микроавтобусов дополнительно осуществляют сами водители, контролируя, что впереди идущие ТС не отстает от графика (не собирает "лишних" пассажиров) и предупреждая друг друга по телефону в случае появления заторов или возникновения внештатных ситуаций.
Мониторинг транспорта на сегодняшний день является самым эффективным способом осуществлять контроль за транспортным парком предприятия любого масштаба. Круглосуточный мониторинг транспорта в режиме онлайн позволяет: получать информацию о перемещении транспорта на интерактивной карте; получать оперативные данные о скорости, пробеге, простое, расходу топлива; автоматически прокладывать маршруты движения транспорта; контролировать время работы транспорта и многое другое.
Основной особенностью эксплуатации автотранспортных средств (АТС) является их работа в отрыве от производственной базы — места планирования и управления перевозочным процессом. Таким образом, для эффективного управления перевозочным процессом необходимо получать достоверные данные о ходе его выполнения, которые формируются вне предприятия, выполняющего данные перевозки [2, с. 41].
По требованию российского законодательства на всех транспортных средствах предприятия ИП «Молоканов С.В.» установлены современные электронные тахографы, но стоит отметить, что они не используются.
Контроль работы автобусов является ключевым этапом, от которого зависит качество обслуживания пассажиров.
Для передачи данных в основном используется либо технология Bluetooth, либо GPRS. Технология Bluetooth используется для передачи данных на короткие расстояния на конечных или остановочных пунктах с последующей передачей по проводным или беспроводным сетям в диспетчерский пункт. Технология GPRS позволяет передавать данные, используя системы сотовых операторов связи, непосредственно в диспетчерский пункт [2, с. 47].
Навигационные системы делятся на две группы: навигационные системы водителя и диспетчерские навигационные системы. Диспетчерские навигационные системы (ДНС) предназначены для передачи данных о местонахождении ТС на диспетчерский пункт автотранспортного предприятия. В этом случае, как это показано на рисунке 3, в ДНС дополнительно появляются блоки передачи координат ТС в АТП и соответствующее программное обеспечение диспетчерского пункта [2, с. 56].
Организация пассажирских перевозок в малых городах зачастую вызывает недовольство со стороны населения. Услуги, предоставляемые частными перевозчиками отличаются малой информативностью, существующее расписание нарушается, а частые сходы водителей с линии из-за малой наполняемости салона доставляют массу неудобств. Пригородные автобусные маршруты ряда городов и населенных пунктов имеют регулярные транспортные связи с аэропортами, железнодорожными и речными вокзалами, морскими портами. Внутриобластные и сельские автобусные пассажирские перевозки обеспечивают связи глубинных населенных пунктов с магистральными видами транспорта дальних сообщений.
Рис. 3. Схема доставки данных о местоположении автомобиля
Линейный диспетчер необходим для контроля над всеми регулярными перевозками пассажиров. Что значительно повысит качество предоставляемых услуг. Диспетчер будет контролировать весь перевозочный процесс и оперативно реагировать на внештатные ситуации.
Учитывая проблемы существующей нормативно-правовой базы в области пассажирских перевозок, а точнее её отсутствие на муниципальном уровне, становятся понятными все те трудности, которые испытывают малые города (районные центры) в организации и управлении пассажирскими перевозками.
Литература:
1. Состояние организации перевозок пассажиров общественным транспортом в малых городах, на примере городов Ахтубинска и Дубовки / А.В. Куликов, С.Ю. Фирсова, А.Н. Карагодина, Р.Я. Кашманов // Сборник научных трудов SWorld. — 2015. — Вып. 1, том 1. — C. 27-31.
2. Горев, А. Э. Информационные технологии на транспорте. Электронная идентификация автотранспортных средств и транспортного оборудования: учеб. пособие для студентов / / А. Э. Горев; СПбГАСУ. — СПб., 2010. — 96 с.