В статье раскрываются особенности развития и совершенствования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника на основе физкультурной деятельности. Констатируется, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья возможно в случае, если педагогическая работа не будет противоречить динамике и специфике индивидуального развития старшеклассника. Отмечается, что постепенное осознание обучающимися своих возможностей позволит создать необходимые предпосылки для осмысления необходимости физического и нравственно-волевого самовоспитания как важнейшего условия развития здоровьеориентированной направленности индивида, дальнейшего личностного совершенствования.
Ключевые слова: здоровьеориентированная направленность, старшеклассники, физкультурная деятельность, воспитание, самовоспитание, педагогическая стратегия.
Эффективное развитие здоровьеориентированной направленности подрастающей личности — одна из наиболее значимых проблем, стоящих перед современным отечественным образованием и обществом. Важнейшим аспектом этой проблемы является создание необходимых обоснованных условий для надлежащей реализации данного процесса. Планируемые условия должны позволить старшеклассникам ощутить себя субъектами собственной образовательной деятельности, своего саморазвития и самосовершенствования. При этом для подростка нити педагогического воздействия должны быть незримы и неощутимы. Являясь объектом педагогического руководства, обучающийся уже по-настоящему живет, хотя для педагога сама жизнь воспитанника является средством подготовки его к «большой» жизни, протекающей за стенами образовательного учреждения [1, с. 34].
Следует отметить, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья будет возможным, если педагогическая работа не будет противоречить динамике и специфике индивидуального развития старшеклассника, это залог будущих нравственно-волевых и спортивных достижений. Гармоничное сочетание теоретических занятий в классах с занятиями физической культурой позволит старшеклассникам сформировать уважительное, осознанное отношение к ценностям и традициям здоровьесбережения, культуре здоровья, создаст весомые предпосылки для личностного становления и саморазвития, самосовершенствования. Грамотная организация занятий по физической культуре призвана обеспечить гармоничное развитие старшеклассника, заложить основу, детерминирующую последующее самовоспитание личности, опирающееся на высшие человеческие ценности.
Особую значимость приобретают подвижные спортивные игры, учитывающие потребность обучающихся в двигательной активности, насыщающие занятие, придавая ему непринужденный, естественный характер. Спортивная игра определенным образом стимулирует развитие здоровьеориентированной направленности личности, поскольку у обучающегося повышается динамика процессов нравственно-волевой сферы, появляется интерес к игровой активности, пробуждается желание победы.
Целенаправленно не анализируя своих действий, обучающийся принимает активное участие в игровом процессе, преодолевая усталость, предпринимает попытки достичь желаемого результата, тем самым прибегая к самопринуждению. В последствии способность к преодолению своего нежелания будет проявляться в других видах деятельности, постепенно укрепляясь и развиваясь, при должном педагогическом контроле [2]. Последовательное выполнение контрольных заданий позволит уточнить степень подготовленности старшеклассников к различным двигательным элементам, непринужденные беседы с ребятами позволят определить текущий настрой, готовность к предстоящим нагрузкам, уточнить степень усталости.
Важно иметь в виду, что постепенное осознание обучающимися своих возможностей позволит создать необходимые предпосылки для осмысления необходимости физического и нравственно-волевого самовоспитания как важнейшего условия развития здоровьеориентированной направленности индивида, дальнейшего личностного совершенствования. Теоретическим базисом этой работы выступает концепция адептов целостного подхода физического и нравственного воспитания, к которым можно отнести Тайчинова М.С., Соловых М.В., Станкина М.И. [6, 4, 5] В их представлении нравственное воспитание является целостным процессом формирования и развития нравственной личности. Среди основных компонентов этого процесса авторами выделяются: нравственное просвещение, формирование нравственных убеждений, соответствующего мировоззрения.
Важнейшее значение имеет проведение разъяснительной работы со старшеклассниками о традициях физической культуры, нравственно-волевых ориентирах и ценностях, значимости и актуальности личностного самосовершенствования в современном мире. Особое значение следует придавать стимулированию стремления к самовоспитанию обучающихся. Образцом самовоспитания может выступать собирательный образ мастера единоборств, обладающего развитыми навыками физического и нравственно-волевого самовоспитания.
Весомую роль в данной связи играет сопровождение разъяснений убеждением и примерами, доступными для понимания и одобрения старшеклассниками с учетом особенностей возраста. Важно принимать во внимание, что для подростков старшего школьного возраста характерным является стремление к развитию, самосовершенствованию, самовыражению, что часто связано со скрытым или явным протестом к воспитательным воздействиям, проявляемым в открытой форме (нравоучениям, «душеспасительным» беседам, «полезным» советам и др.). Вот почему формальный подход в данной связи не просто неэффективен — он деструктивен.
Эмоциональное воздействие на старшеклассников можно усиливать путем использования реальных примеров из жизни знаменитых спортсменов, разбирая с обучающимися их поведение в бытовых ситуациях, в которых может оказаться каждый из них. Примером высокого уровня развития физических и нравственно-волевых качеств также могут послужить личности выдающихся спортсменов прошлого и современного времени (И.М. Поддубный, И.И. Чуфистов, И.В. Шемякин). Весьма наглядными и эффективными стали примеры выдающихся представителей нашей страны, которым активное увлечение физкультурной деятельностью помогли сформировать твердый характер и несгибаемую волю, что позволило реализоваться в политике, экономико-социальной и других сферах.
В процессе учебных занятий следует обязательно делать акцент на то, что обладание внушительной физической силой не является аргументом в разрешении конфликта. Подлинная физическая и нравственно-волевая воспитанность раскрывается в умении найти конструктивный, разумный выход из непростой ситуации и способности игнорировать провокации оппонентов к силовому решению проблемы. Важно, используя нравственно-волевые ресурсы, убедить оппонента в бесперспективности и деструктивности физической силы как инструмента решения конфликта.
Избежать физического контакта с противодействующей стороной, имея перед противником физическое преимущество, может только личность, обладающая высокими нравственно-волевыми качествами. Приведение примеров из жизни позволит донести до старшеклассников идею о том, что вступление в физический контакт — это свидетельство неспособности личности повлиять на человека силой своей воли и слов. Истинный мастер может одним взглядом прекратить развитие конфликта. Именно к этому и должны стремиться обучающиеся. Использование имеющихся навыков допустимо только при непосредственной вероятности физической агрессии в отношении себя или окружающих в целях обороны [7, с.22-26].
Немалое значение имеет выбор стратегии педагогического взаимодействия со старшеклассниками: монологический и диалогический стиль общения. Монологический стиль предполагает установление цели воздействия не учитывая интересы обучающегося. Диалогическая стратегия основывается на признании субъективной полноценности и принципиального равенства взаимодействующих сторон. Следует отметить, что особенности старшего подросткового возраста накладывают определенные ограничения на использование типа воздействия. Результаты многократного анкетирования обучающихся старшего подросткового возраста говорят о том, что использование монологической стратегии следует необходимо в тех случаях, когда это действительно оправдано.
Опрос обучающихся позволяет заключить, что диалогический стиль общения с преподавателем позволяет поддерживать в течение всего занятия высокие уровни работоспособности и учебной мотивации. Диалогический стиль общения является отличительной чертой личностно ориентированного образования. Для этого типа отношений между педагогом и обучающимся характерно действительное (а не мнимое) признание всей полноты субъектных свойств и готовность корректировать свои цели под влиянием партнера. Этот стиль будет способствовать перерастанию педагогического взаимодействия в сотрудничество партнеров, пусть различающихся по опытности, но объединенных общими ценностями и интересами и обладающих равными правами и ответственностью. Диалогический стиль обучения может оказать наиболее действенную помощь в самоопределении личности, помочь в самораскрытии и самореализации личности не только обучающегося, но и педагога [3].
Таким образом, изложенное позволяет констатировать, что учет и использование отмеченных особенностей педагогической работы со старшеклассниками будет способствовать формированию надлежащей здоровьеориентированной направленности подрастающей личности, стимулировать развитие готовности обучающихся к восприятию воспитывающих воздействий в процессе осуществления физкультурной деятельности.
Литература:
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. — Самара: СГПИ, 1994. — 165 с.
- Межевикина Е.А. Применение траектории индивидуального обучения в старших классах вечерней школе http://festival.1september.ru/articles/514526/
- Нужнова С.В. Педагогическое содействие формированию готовности студентов вуза к профессиональной мобильности. Методическое пособие. Троицк, 2010. 116 с.
- Соловых М.В. Самовоспитание подростков в процессе спортивной деятельности: Автореф. дис... канд. пед. наук.-М., 1989.-23 с.
- Станкин М.И. Спорт и воспитание подростков. — М.: Физическая культура и спорт, 1983. — 104 с.
- Тайчинов М,С, Педагогические основы самовоспитания старших подростков: Автореф. дис....канд. пед. наук, — М., 1968. — 19 с.
- Филин В.П., Бабаков А.И., Степанов Г.И. и др. Теория и практика самовоспитания школьников-спортсменов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1997. — № 3. — С.22-26.