Особенности создания современного тематического периодического издания на примере кулинарного журнала
В данной статье описаны особенности создания тематического периодического издания, на примере кулинарного журнала.Авторами проведено исследование специфики дизайна кулинарных журналов. Предоставлено решение проблемы путем разработки нового издания, которое бы удовлетворяло потребности широкой фокус-группы, состоящей как из мужчин, так и из женщин.
Ключевые слова: графический дизайн, верстка, дизайн, графическое оформление журнала, особенности верстки периодических журналов.
На современном рынке существует масса различных периодических изданий. Все они имеют различную направленность. Одни помогают повысить уровень знаний, другие — скрасить серые будни. Такой широкий ассортимент может утолить потребности в получении информации у детей и взрослых. Например, сейчас с легкостью можно купить кулинарный журнал, в котором хозяйка любого возраста может найти для себя массу полезных идей и необычных рецептов.
Исследования в данной статье не только предоставляют подробный анализ аналогового рынка, выявляя проблемы и предоставляя пути решения. Проанализированную информацию можно использовать в педагогических целях для подготовки будущих графических дизайнеров. Данный материал позволит ознакомиться с особенностями современных тематических периодических изданий, а также с основными понятиями верстки и графического оформления.
Часто современные кулинарные журналы пестрят качественными, яркими фотографиями блюд, продуктов, полезной утвари. Женщины-покупатели склонны остановиться, разглядеть мелкие подробности, полистать и в итоге купить его из-за огромного количества информации, которая путает мысли и сбивает с цели. Казалось бы, обилие информации — огромный плюс в современных периодических изданиях, ведь это привлекает, иногда даже заставляет их приобрести. Однако основной проблемой является именно то, что они могут привлечь по большей части женщин, и редкий мужчина заинтересуется этими пестрыми картинками. Ведь, как известно, мужчины склонны совершать покупки, не думая о цене или какой-то яркой индивидуальности товара. Простота и доступность — вот что в первую очередь привлечёт внимание мужчины-покупателя.
Практически для всех кулинарных журналов, которые мы исследовали, не предусматривается их приобретение мужчиной-покупателем. Возможно, это происходит потому, что существует некий стереотип о том, что приготовление пищи, в основном, женское занятие. Ритм жизни существенно изменился, различия деятельности по гендерному признаку утратили свою актуальность. Следует отметить, что пренебрежение мужской аудиторией — это не единственный минус современных кулинарных изданий. Эти журналы переполнены нетематической рекламой, которая зачастую мешает восприятию читателем их содержания.
Проанализировав некоторые примеры с конкретной направленностью, можно с уверенностью сделать вывод о том, что в наше время редакторы уделяют гораздо больше внимания внешнему виду издания, здесь имеет значение бумага, формат, дизайн. В первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы издание было приятно взять в руки, ведь восприятие читателем любого издания начинается с оценки его внешнего облика — прежде чем читатель станет вчитываться в текст, его внимание будет привлечено оформлением [4]. Прилавки с периодическими изданиями пестрят красками, как раз для того чтобы привлечь внимание, но их такое огромное количество, что все они сливаются в одно яркое пятно, из которого вычленить что-либо становится просто невозможно. Например, часто кулинарные журналы, которые мы рассматривали выше, для оформления своей обложки предпочитают выбирать «вкусное» фото какого-либо блюда. Раньше это было бы достаточно удачным ходом, но не сейчас, когда каждое второе такое издание избирает для себя идентичную концепцию стилистического решения. И хотя редакторы понимают необходимость хорошего дизайна, единого мнения по данному вопросу пока не существует. Одни считают, что хороший дизайн подразумевает обилие графики и активного использования цвета, другие — что хороший дизайн должен быть максимально функционален и обращаться с иллюстрациями и цветом следует осторожно.Так, анализ нынешнего рынка периодических изданий в области кулинарии привел к выводу, что современному ассортименту не хватает некоего универсального продукта. Который не позиционировал бы себя как «женский журнал кулинарии», был бы легок в использовании за счет своего формата и рубрикации, предоставлял доступные рецепты изысканных блюд и отличался бы от других за счет необычного дизайна.
Итак, новое разрабатываемое издание будет называться «Кулинарные зарисовки» — журнал, который с легкостью научит любого приготовлению самых разных блюд. Фокус-группа будет довольно широкой, в нее будут входить как мужчины, так и женщины от 30 до 50 лет. Это значительно усложнит задачу дизайнерского оформления, но позволит привлечь большее количество читателей. Ведь нужно учитывать, что в современном мире покупают кулинарные журналы не только женщины, но и мужчины.Мужчины стали гораздо больше ходить по магазинам. Эта тенденция будет наблюдаться и дальше. Поскольку они все дольше остаются холостыми, им приходится учиться покупать те вещи, о которых их отцы никогда не заботились. Учитывая также то, что мужчины женятся на женщинах, которые много и упорно работают, они будут вынуждены брать на свои плечи все большую часть забот [2].
Буквы логотипа вписываются в вертикальный прямоугольник, не имеют засечек. Шрифты этого семейства являются акцидентными, именно поэтому начертание логотипа соответствует канонам гротескных шрифтов. Логотип довольно прост, чтобы соответствовать общему слогану журнала: «Все самое лучшее просто». Облегченное начертание букв украшает и обогащает небольшой нарисованный элемент (рис.1).
Рис. 1.Логотип разрабатываемого издания
Главными графическими элементами первого выпуска были выбраны нарисованные фрукты, овощи и другие продукты. Это было сделано для того, чтобы закрепить связь образа и названия в сознание потребителя. Сами графические элементы не навязчивы и довольно лаконичны. Плюс к нарисованным элементам добавятся геометричные плашки и отбивки. Это позволит приобрести данному изданию некую жесткость и мужественность, но при этом не потерять мягкость и уют, за счет нарисованных элементов (рис.2).
Рис. 2.Графические элементы
Внутренне графическое содержание не будет пестрить излишним цветом и информацией, простая рубрикация значительно облегчит процесс эксплуатации (рис.3).
Рис. 3. Пример разворота с содержанием
Далее речь пойдет о подборе цветового решения. Так как цвет воздействует на чувства, а не на разум человека, нужно быть очень внимательным при выборе цветового решения любой полиграфической продукции [8]. Цвета, использующиеся в данном выпуске, будут как теплые, так и холодные. Например, темно-коричневый и бежевый цвета. Коричневый — цвет земли и древесных стволов будит воспоминания о камине и доме, а потому связан с представлениями о комфорте. Коричневый цвет облегчает выбор, так как считается вневременным, а такжесвидетельствуют об экологической чистоте [3]. А вот бежевый цвет — это всегда актуальная классика. Способен успокаивать, обладает теплой, тихой и спокойной энергетикой. За счет этих цветов можно создать приятную «домашнюю» атмосферу, которая привлечет представителя заданной фокус-группы, независимо от его гендерной принадлежности.
Одним из достоинств журнала, отличающих его от других, конкурирующих изданий, будет отказ от использования фотографии на обложке. «Лицо» данного издания будет выглядеть светлей и приятней за счет нарисованных овощей и, сложенного их них авторского паттерна. Далее хотелось бы сказать и о рекламе. Не секрет, что основным источником доходов для владельцев коммерческих периодических изданий является реклама [4]. Есть два выхода: либо свести рекламу к минимуму, либо проработать так, чтобы она идеально вписывалась в журнал по стилю и теме. В данном периодическом издании будет использоваться необходимое количество рекламы, но вся она будет строго тематической и вписанной в общий вид разворотов по стилистическим параметрам. Будь это нечто нарисованное или сфотографированное — общая ассоциативная цепь, которая так важна для формирования образа журнала, должна присутствовать во всем.
Ни для кого не секрет, что сейчас очень ценится вариативный дизайн, а большая часть предлагаемого ассортимента на рынке периодических изданий не пользуется вариативностью. На этом и можно сыграть, вводя некоторые изменения в стиль каждого номера. Например, в первом номере можно использовать авторский паттерн из нарисованных овощей, а во втором — построенный по той же сетке, но уже сфотографированный паттерн. Таким образом, появится вариативность, но узнаваемость, безусловно, останется.
Выпуск периодического издания — непростая задача. Можно сказать, что хороший дизайн, применительно к периодическим изданиям — это грамотная и осознанная компоновка текста с визуальными элементами, благодаря которой можно достичь успеха. Хорошо выполненный дизайн способствует более легкому чтению и пониманию. У читателей нет ни времени, ни терпения преодолевать дизайнерские ухищрения для извлечения информации. Дизайн периодического издания должен быть достаточно гибким, чтобы присутствовал элемент сюрприза [4].
Литература:
- Ажгихин С. Г. Содержание профессиональных компетенций будущих дизайнеров с учетом регионального аспекта / Преподаватель XXI век. 2011. Т. 1. № 1. С. 12–18.
- Журнал «Элитариум» портал дистанционного образования, статья Пако Андерхилл «Как покупают мужчины и женщины», 2005. URL: http://www.elitarium.ru/ (дата обращения 26.03.14).
- Иоханнес Иттен Искусство цвета. СПб., 2001.
- Кнабе Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. М., 2006.
- Марченко М. Н. Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей обучающихся к творчеству / Международный журнал экспериментального образования 2013. № 11–3. С. 201–203.
- Рудер Эмиль Типографика. Руководство по оформлению, Изд.: «Книга»,1982
- Чихольд Ян. Новая вёрстка, изд.: Студии Артемия Лебедева 2011
- Электронный журнал «КомпьюАрт» № 11, 2011, статья Николая Дубинина «Размышления о цвете», URL: http://www.compuart.ru/ (дата обращения: 24.03.14).