В век информационных технологий, большого количества научных исследований и открытий, быстро изменяющихся условий жизни и её ускоренного темпа каждому человеку непременно нужно быть деятельным и полезным. Для этого ему необходимо иметь хорошую физическую и психологическую форму, быть максимально сосредоточенным, эмоционально уравновешенным, готовым адекватно воспринимать стрессовые ситуации и переживать их последствия, уметь быстро реагировать на всё происходящее, распоряжаться имеющимися ресурсами, выявлять закономерности и причинно-следственные связи, находить новые, неординарные способы решения какой-либо проблемы.
Однако, чтобы вырастить, воспитать и обучить такую личность, в последние годы изменились и требования к качеству образования, которые, в свою очередь, ставят новые задачи перед учителями. Для того, чтобы повысить уровень мотивации детей новой эпохи к учебной деятельности, заинтересовать их и «научить учиться», современные учителя с каждым годом осваивают всё новые и новые психолого-педагогические методы, средства, подходы и технологии, апробируют нестандартные формы обучения. Одним из наиболее интересных методов, который в последние годы стал активно внедряться в образовательный процесс, стала песочная терапия (Sandplay). В соответствии с этим, в данной статье мне бы хотелось более подробно раскрыть сущность песочной терапии в целом, ее возможности, виды, а также рассмотреть организацию познавательных игр на песке при работе с младшими школьниками во время образовательного процесса.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, автором которого является швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Этот метод возник в русле юнгианского аналитического подхода и во многом опирается на работу с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Песочная терапия является одним из способов общения с окружающим миром и самим собой, средством снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Она позволяет прикоснуться к глубинам подлинного Я, восстановить свою психическую целостность, самочувствие, создать внутреннюю гармонию, собрать свой уникальный образ, картину мира. [6]
На сегодняшний день существует несколько направлений Sandplay, что связано с расширяющимися возможностями данного метода, появлением многочисленных модификаций и форм. В городе Сан-Франциско на международной конференции была принята следующая классификация (1995):
1) Sandplay с заглавной буквы «S» является классической формой юнгианской песочной терапии с ее методологической и теоретической базой;
2) sandplay со строчной буквы «s» сигнализирует о том, что психолог имеет дело с одной из множества модификаций данного метода: песочная терапия в рамках арт-терапии, создание мандалы, медитации на песке, сказки на песке, дидактические программы на песке, педагогические развивающие техники. [4]
Метод Sandplay, дословно переводимым как «песочная игра», является достаточно необычной техникой. Этот метод чаще всего применяется практикующими психологами и психотерапевтами при наличии у клиента сильных эмоциональных нагрузок. Но, в последние годы, «песочные игры» (sandplay) стали востребованы и в образовательной среде среди воспитателей, учителей, логопедов по причине того, что перенос традиционных педагогических занятий в песочницу позволяет достичь большего воспитательного и образовательного эффекта, чем стандартные формы обучения. Это связано с тем, что:
существенно усиливается желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать как самостоятельно, так и в группе;
игра в песочнице способствует развитию «тактильной» чувствительности, как основы развития «ручного интеллекта»;
в процессе игр с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;
по мнению парапсихологов, песок и вода способны «заземлять», «забирать» негативную энергию (медленно пересыпая песок из одной руки в другую и ощущая его, человек, тем самым, «отдаёт» ему своё скопившееся напряжение, начинает испытывать некое умиротворение, спокойствие), в таком состоянии перед человеком открываются безграничные возможности. [3]
Игры с песком можно разделить на группы в зависимости от вида проводимого занятия:
1) обучающие игры (например, игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму);
2) познавательные игры:
игры, направленные на знакомство с окружающим миром (с помощью них осуществляется знакомство ребенка с тем, что его окружает; они позволяют узнать больше о мире животных, их месте обитания, особенностях поведения; дают возможность познакомиться с названиями и отличительными признаками различных природных объектов (островов, лесов, полей, гор, вулканов, океанов, морей, озер, рек, болот, прудов и т. д.); помогают понять сущность многих профессий и т. д.);
географические игры (позволяют узнать о том, как живут люди в разных уголках нашей планеты посредством моделирования в песочнице различных климатических зон);
фантастические игры (дают ребенку возможность пофантазировать и познакомиться с «жизнью» на других планетах с помощью создания в песочнице ландшафта лунной поверхности, Марса и других космических объектов);
исторические игры (позволяют детям окунуться в историю, познакомившись с различными историческими событиями, построить на песке схемы сражений, отработать стратегии боевых действий и т. д.);
игры-экскурсии по городу (дают возможность ребенку воспроизвести по памяти в песочнице экскурсионные места);
3) проективные игры (собственно проекция своего внутреннего мира на песке). [1]
Обучающие игры, как правило, проводятся с детьми дошкольного возраста, так как они способствуют облегчению процесса обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте в период подготовки к школе. При этом, использование данного вида занятий актуально и в процессе обучения первоклассников. Обучающие игры могут проводить как психологи, так воспитатели и учителя.
Проективные игры направлены на работу с бессознательным. В процессе их реализации осуществляется проекция внутреннего мира ребенка, то есть вовне переносятся все его переживания, желания, фантазии, умения, возможности. Проективные игры ориентированы на людей любого возраста, начиная с 3-х лет, хотя, имеются данные об успешной апробации указанного вида игр с детьми более раннего возраста. Их может проводить только квалифицированный психолог, получивший не только базовое психологическое образование, но и прошедший специальные курсы по песочной терапии.
Познавательные игры могут проводиться и с детьми дошкольного возраста, и с детьми младшего школьного возраста, так как они позволяют детям узнать о том, как многогранен наш мир. Особенно ценно использовать рассматриваемый вид песочных игр при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ведь не каждому ребёнку удается наблюдать за окружающей действительностью в силу имеющегося у него физического недуга (например, пройтись по лесу, набрать грибов и ягод, забраться на высокую гору и посмотреть «с высоты птичьего полета» за тем, что происходит на местности и т. д.). Особенно это касается детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому именно на познавательных играх хотелось бы остановиться более подробно и описать процесс их организации при работе с младшими школьниками.
Для проведения подобного рода занятий понадобится деревянный ящик прямоугольной формы размером 50 см x 70 см x 8 см, борта и дно которого выкрашены в голубой или синий цвет, что, в свою очередь, символизирует воду и небо, наполненный на 1/3 просеянным, прокварцованным песком, из которого ребенок может сформировать необходимый ландшафт. По возможности лучше использовать водонепроницаемый ящик, так как у детей иногда возникает потребность смочить песок. Однако, многие специалисты вместо деревянного ящика в своей работе используют и пластмассовые тазы, и глубокие подносы, и большие чаши. [1]
Также, для проведения песочных игр понадобятся разнообразные по размеру, характеру и материалам игрушки, которые, в свою очередь, дети используют в процессе занятия. Они должны быть расположены перед глазами школьников на полках или большом столе и распределены по группам: дикие, домашние или вымершие животные (рептилии, насекомые, рыбы, птицы, звери), растения, дети, взрослые, старики, воины, маги, колдуны, магические символы, источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, деньгами, драгоценностями, ангелы, дома, техника, средства передвижения, знаки дорожного движения, монстры, страшилки, камушки, ракушки, минералы, сломанные игрушки, мосты, объекты среды обитания человека, предметы быта, орудия труда, музыкальные инструменты, религиозные объекты, надгробия, порталы и т. д. Всё это даёт возможность маленьким «творцам» создать на песке всё, что они задумали, и даже то, что возникает спонтанно у них в сознании. Иными словами, перед детьми открываются бескрайние просторы вселенной, в которой они могут создать всё, что хотят, а также то, что соответствует теме проводимого занятия. [2]
Для правильной организации познавательных игр на песке с детьми учитель должен знать следующие пять шагов:
- Первый шаг — демонстрация песочницы.
- Второй шаг — демонстрация коллекции фигурок.
- Третий шаг — знакомство с правилами игр на песке.
- Четвёртый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
- Пятый шаг — завершение занятия, ритуал выхода.
Соблюдение всех выше описанных шагов позволит избежать со стороны детей посторонних вопросов («Зачем мы это делаем?», «Что нужно делать?», «Чего от нас хотят?»), плавно подведёт их и включит в основной этап работы.
В зависимости от того, какой вид познавательных игр применяется и какова цель занятия, учитель будет наполнять его в каждом конкретном случае определенным содержанием. Например, при знакомстве с различными климатическими зонами и жизнью в них будут использоваться географические игры. Ведь зачастую, детям бывает очень сложно представить себе жизнь в разных уголках нашей планеты, которая кардинально отличается от той местности, в которой проживает ребенок. На таких занятиях детям можно сначала предложить рассмотреть иллюстрации или фотографии определенной природной зоны (например, зоны тропических лесов, пустынь или северных районов), словесно описать то, что они увидели, заметили, поделиться своими мыслями, а затем смоделировать в песочнице то, что обсуждается, создать «живые» картинки на песке.
В процессе путешествия в зону арктических пустынь ребенок может использовать соль, вату, пенопласт, которые, в свою очередь, будут символизировать «вечные снега». Такая работа позволит детям надолго запомнить материал, проигранный с помощью географических игр. [1]
Также при работе с младшими школьниками очень эффективным будет проведение исторических игр. В настоящее время во многих школьных программах по окружающему миру детям предлагают познакомиться с историей нашей страны. Например, на уроке «Как Москва строилась» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI века») детям можно сначала предложить познакомиться с материалом в учебнике, а затем, разделившись на группы, попробовать смоделировать в песочнице то, о чем они прочитали. На уроке «Как Русь начиналась» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI века») учащиеся могут построить поселение славян или на определенном этапе изучения предмета смоделировать старинный русский город с опорой на репродукции знаменитых художников.
Таким образом, из всего выше сказанного видно, что песочная терапия в действительности является многогранным методом, востребованным не только в психологии, но и в других сферах жизни. А песочная игра представляет из себя один из самых органичных, привычных, хорошо знакомых и реальных для ребёнка способов исследования мира. Она в действительности является увлекательным занятием для любого ребёнка, а также представляет из себя самую доступную форму работы и взаимодействия с детьми.
Литература:
- Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Т. М. Грабенко, Зинкевич-Т. Д. Евстигнеева. — Спб.: Питер. — 1998. — 128 с.
- Заусенко, И. В. Песочная терапия в групповых процессах психологических тренингов / И. В. Заусенко, Е. М. Соловьёва // Журнал практического психолога. — 2008 — № 2.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
- Сакович, Н. А. История и современные тенденции песочной терапии / Н. А. Сакович // Вестник Практической Психологии Образования. — 2007. — № 2.
- Хоменко, И. Н. Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия» / И. Н. Хоменко. — СПб.: ИМАТОН, 2009. — 44 с.
- Штейнхард, Л. Юнгианская песочная терапия / Л.Штейнхард. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.