Воспитание подростка — сложный процесс. Подросток — формирующаяся личность. Б.Г. Ананьев приводит возрастную периодизацию, принятую «на одном из международных симпозиумов»: с 13 до 16 лет у мальчиков, с 12 до 15 лет у девочек [1 с. 125]. Реальный мир отражается в его сознании неполно и противоречиво. Сложные жизненные ситуации, в которые он попадает, вызывают различное отношение к людям, их деятельности, самому себе. В поведении подростка неизбежны, естественны ошибки, неудачи, упущения, трудности. Они проявляются в результате педагогических ошибок родителей, неумения учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростков, предвидеть и проектировать развитие своего ребёнка, что часто ведёт к резким переходам от одного стиля воспитания к другому. Исследования по изменению внутренних установок показали, что чем больше доверия вызывает источник информации, тем большее влияние он может оказать на наше самовосприятие. В этом, по мнению Р. Бернса, одна из причин особо важной роли учителей и родителей в формировании «Я-концепции» ребенка. Например, если родители постоянно напоминают сыну о его безответственности, то, вероятнее всего, он так и будет воспринимать себя. Подобным же образом ребенок будет высоко оценивать свои способности, если услышит лестный отзыв [3, с. 324].
Давай те подумаем, почему же подростки бывают грубыми?
Подростки становятся грубыми, чтобы:
- Получить недостающее им внимание родителей –неважно, положительное или отрицательное.
В случае, если в детстве они не получили достаточно этого внимания.
В случае, если в детстве приучили их к избыточным дозам этого внимания, и у ребёнка в силу инфантилизма возникла так называемая «бесконечная» (невротическая) потребность в любви.
- Отстоять своё право быть самостоятельной, отдельной от родителей личностью, самоутвердиться и уважать себя.
Подростки становятся трудными в результате того, что:
- Родители всё свободное время и силы посвящают ребёнку, он является «краеугольным камнем» для семьи, смыслом существования и единственным «светом в окошке».
- Родители не уделяют достаточно времени ребёнку, общению с ним, беседам и воспитанию. Они «содержат» и «питают» его; в семье царят холодновато — вежливые отношения, чувства и эмоции не принято проявлять открыто.
- Родители не живут в согласии и любви друг с другом, в семье преобладают явные или скрытые непонимание, конфликты, взаимное неудовольствие.
- Родители противоречивы или непоследовательны в принципах воспитания ребёнка.
Подростки становятся трудными, потому что:
- Воспитывая детей, родители нарушают главные правила и принципы воспитания.
- В семье с несколькими детьми родители используют разные принципы в воспитании и отношениях со старшими и младшими.
- Родители пренебрегают воспитанием как таковым, и только «содержат» и «кормят» ребёнка, наивно надеясь, что его воспитает «школа», «жизнь», «государство»…
Подростки становятся «трудными», после того как:
- Родители разводятся, и сохраняют плохие отношения друг с другом; ребёнка настраивают против одного из родителей, или он после развода не имеет нормального с ним общения.
- Ребёнок растёт в «одинокой» семье: «только с папой», «только с мамой», «только с бабушкой» и не видит полноценного и счастливого взаимодействия полов, мужчин и женщин.
Что делать родителям?
Помните ли Вы себя в подростковом возрасте? Вспомните, каким одновременно прекрасным и сложным казался тогда окружающий мир! -Вспомните, как много делали просто «назло» в отместку постоянным наставлениям матери, отца, учителей.
Вам казалось, что вас никто –никто не понимает. Забывая о том, какими были мы сами, с какими проблемами сталкивались и как остро всё переживали, мы не сможем понять собственных детей.
В подростковом возрасте нашим детям понимание нужно как никогда..
Разберитесь с правами и обязанностями.
Ваш контроль преподносите как заботу.
Не критикуйте подростка в присутствии других.
Не бойтесь признаваться в своих ошибках.
Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение с ребёнком.
В некоторых ситуациях просите совета (помощи) как у равного или старшего.
Обязательно обсуждайте с детьми актуальные темы.
Старайтесь смотреть на мир с его позиции.
Поддерживайте ровные отношения с его друзьями.
Пусть они приходят в Ваш дом, только Вы сможете как то влиять на происходящее.
Учите собственным примером.
Сотрудничайте с учителями.
Выход из этой ситуации для родителей –не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию. При этом подросток должен быть полностью уверен в том, что родители всегда ему помогут в затруднительном случае.
—Разговаривайте с подростком о наркотиках. Доверяйте своему ребёнку.
Не оскорбляйте ребёнка недоверием.
Постарайтесь терпимо относиться к отрицанию. Отрицание это не всегда плохо. Любой подросток, выражает собственное «Я». Очень хорошо, если у подростка не будет сомнений, что Вы понимаете, что с ним происходит.
Литература:
- Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов — М. Высшая школа — 1984 г. — 540 с.
- Крайг Г., Психология развития. — СПб.: Издательство «Питер», — 2000. — 752 с.
- Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, — 2003. — 544 с.